Рейтинг@Mail.ru
Жанр инструментальной баллады E-mail
Музыкальная литература
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 14:47
Среди собственных жанров чистой музыки нет специально связанных с областью эпоса; это можно объяснить чуждостью музыке природы эпоса как
искусства словесного описания. Отсутствие специально эпических жанров восполняют баллада, смежная с родом взаимодействующей музыки, а также
смежно-программный жанр сказки.
Своим внедрением в чистую музыку баллада обязана гению Шопена, художественное открытие которого развивали его последователи—Лист, Брамс, Григ и др. Ключевым моментом в воссоздании народно-песенного жанра выступают особые темы повествовательного склада, где речевая
интонационность сочетается с плавноразмеренной ритмикой, например, шестидольной, передающей неспешное и задумчивое течение рассказа.

Повествовательные темы, неоднократно возвращаясь или замыкая композицию, как во 2-й балладе Шопена, создают психологическую установку, под воздействием которой последующие драматические эпизоды воспринимаются сквозь даль времен, как бы всплывают в памяти. Но повествование о них не бесстрастно, оно волнует рассказчика, заставляет горячо сопереживать события былого. Так возникает характерное триединство
инструментальной баллады. Создается музыкальный эквивалент народно-песенных, а одновременно и поэтических произведений этого жанра,
«эпических по сюжету и лирико-драматических по форме» (согласно современной музыковедческой терминологии точнее—по драматургии, О. С.)13.
13 Жирмунский В. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, 1977. С. 351.

О.В.Соколов

Обновлено 02.06.2011 15:02
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 374 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru