Музыкальная литература
|
Автор: Гамаюн
|
04.04.2010 14:47 |
Квартет и другие камерные ансамбли занимают по отношению к симфонии противоречивое положение, они связаны с ней законом «взаимного притяжения и отталкивания» (по М. Кагану). Идейная глубина и серьезность эмоционального тонуса, эффективность драматургических концепций сближают между собой сонату, симфонию и квартет. С симфонией, кроме того, квартет роднит стойкая традиция четырехчастного цикла, а также та интонационная гибкость и активность, те богатые выразительные возможности, которые отличают группу струнно-смычковых инструментов. Показательно, что квартет более, чем иные камерные ансамбли, составляет типичную «вторую параллель» не только в творчестве великих симфонистов, но и у тех крупных композиторов, для которых симфония является ведущим жанром. Список имен, куда несомненно попадают Гайдн, Бетховен, Брамс, Чайковский, Глазунов, Мясковский, Хиндемит, Шостакович, можно было бы продолжить. Малер и Брукнер здесь скорее исключения. Однако именно на фоне этой аналогии ясно выступает иная, контрастная симфонии, сущность квартета как камерного жанра. Она определяется происхождением квартета, сложившегося в сфере домашнего музвдирования и бывшего, таким образом, не «преподносимой», а «обиходной» музыкой (по А. Сохору), исполнители и слушатели которой составляли единый круг любителей. Правда, позднее бытование жанра переместилось в концертные условия. Но на протяжении всего XIX в. многие камерные ансамбли продолжали создаваться в атмосфере домашнего муаищирования, с персональным расчетом на некоторых его участников (так было, например, в творчестве Брамса или композиторов Беляевского кружка); а кроме того, до XX в. сохранилась традиция исполнения камерных ансамблей в малых концертных залах. Таким образом, исторически сложившаяся интимная обстановка бытования составила единство с «психологической структурой» квартета, каждая партия которого представлена одним исполнителем, структурой, принципиально отличающейся как от сольного муэицирования, так и от оркестрового исполнения, складывающегося из монолитно-прупповых партий и направляемого единой волей дирижера. Для участников квартета взаимопонимание в музыкальном собеседовании, чуткость по отношению к партнеру важнее, чем личная виртуоаность. Специфика камерной игры в квартете—его план выражения—усугубляется тембровой однородностью инструментов, исключающей яркие колористические контрасты. Ограниченный во внешних эффектах, квартет отличается благодаря этому совершенно особой, только ему свойственной сосредоточенностью на плане содержания. В основе квартета, так же как и концерта, лежит принцип диалога, но в противоположность соревнованию виртуозов, здесь развертывается доверительная беседа единомышленников, подчас напоминающая философские диспуты в узком кругу (например, диалоги Сократа). Оригинальную эстетическую особенность жанра составляет поэтому лирическое высказывание, реализуемое в плане диалога, а не монолога (склонность к лиризму определяется природой струнно-смычковых инструментов). В музыкальной структуре квартета соответственно сочетаются полифоничность и тонкая детализация процесса развития. Большая роль полифонии и детализации отличает уже квартеты Гайдна от соответствующих разделов его симфоний. Еще более рельефно это обозначается в поздних квартетах Бетховена, а затем прослеживается в истории жанра вплоть до Бартока и Шостаковича, за исключением некоторых романтических квартетов, написанных как бы для солирующей первой скрипки с сопровождением. Сфера углубленной лирики и возвышенных образов, «высшего музыкального интеллектуализма», как называл ее Асафьев, поэтому максимально созвучна художественным возможностям квартета. Его звучание обладает особой, этически очищающей, облагораживающей силой. Это проявляется, в частности, в жанровом наклонении in memoriam, которое нередко сопутствует квартету, как и другим камерным ансамблям (3 квартет «Памяти Лауба» Чайковского, 11 квартет «Памяти Ширинского» Шостаковича, Квинтет «Памяти матери» Шнитке и др.). Аналогия контрастнофункциональной структуры с симфонией позволяет квартету, как и сонате, иногда строиться по принципу сюжетного времени, хотя вообще условно-временная драматургия для камерных жанров более типична, в силу большей эстетической удаленности от жизненных реалий. Содержание камерных произведений с сюжетной драматургией воспринимается тоже интроспективно, не как повествование о каких-либо событиях, а как последовательное отражение судьбы лирического героя. Таковы b-moll ная соната Шопена с ее трагедией романтической личности или 3 квартет Шостаковича, в музыке которого через ряд контрастных драматургических стадий вырисовывается жизненный путь человека от беззаботной юности к умудренной суровым и горьким опытом зрелости. К концу XX в., при все большем насыщении искусства нравственно-философской проблематикой, когда тема осмысления человеческого бытия не знает себе равных по актуальности, камерно-инструментальным жанрам принадлежит важная и почетная миссия.
О.В.Соколов
|
Обновлено 17.06.2010 18:38 |
|
|
Сейчас 509 гостей онлайн
|