Рейтинг@Mail.ru





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

Неаполитанская гармония в музыке И.С.Баха
Гармония - Примеры к темам с объяснениями
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 15:03

Неаполитанская гармония в музыке И.С.Баха

Применение Бахом гармонических средств, в том числе неаполитанской гармонии, по сравнению с предшествующим периодом, характеризуется значительно  большей  определенностью, устойчивостью приемов. Бах не только расширил круг знакомых до него средств, но углубил уже известные и придал им ясность и определенность. Внося новое в условия применения II  низкой ступени, Бах обновил и характер ее звучания, следовательно, ее художественное воздействие.
В отличие от предшествующего периода, II низкая ступень выступает у Баха как аккорд, функционально обособившийся в пределах субдоминантовой группы. У Баха неаполитанская гармония представляет субдоминантовую функцию в основной функциональной последовательности Т — S — D — Т. Правда, предвестники такой классической функциональной трактовки неаполитанской гармонии были и в XVII веке. И Бах применяет II низкую ступень почти исключительно в миноре, в соответствии с самой природой этого аккорда, его звуковым составом и, в общем, только в виде секстаккорда.
Модуляции и отклонения в тональность II низкой ступени Баху также еще не свойственны. Бах не применяет еще и модуляции через посредство II низкой ступени.
У Баха утвердились типичные выразительные черты в использовании неаполитанской гармонии. Вторая низкая ступень появляется в значительные, ответственные моменты развития, нередко носящего драматический характер. Звучание этой гармонии обычно усугубляет общий драматизм музыки, ее страстность, эмоциональную интенсивность. Среди аккордов Баха II низкая ступень, несомненно, является одной из самых ярких гармоний. Впрочем, кульминационная роль сохранилась за неаполитанской гармонией и у тех, более поздних композиторов, у которых она применяется наряду с другими, более острыми и сильными гармоническими средствами.
Мы уже упоминали работу немецкого исследователя Р. Хандке, о неаполитанском секстаккорде у Баха. Ему уделено внимание и в специальной работе о гармонии Баха Макса Цулауфа1. Оба автора рассматривают неаполитанскую гармонию у Баха как углубление и развитие субдоминантовой сферы, не только аккорда, но и тональности IV ступени. Указывается, что для Баха неаполитанский секстаккорд — это едва ли не самый отдаленный от тоники аккорд, находящийся на «крайней точке» ладовой периферии. Сошлемся также на книгу М. Этингера «Гармония Баха»2 .
Неаполитанская гармония в каденции
Здесь заслуживают внимания и функциональная отчетливость, интенсивность собственно гармонических связей и выразительная сторона. Появляясь в заключительно-каденционные моменты, II низкая ступень как относительно самая яркая гармония становится итогом, «последним словом» данной части произведения или всего произведения в целом.
Adagio a-moll из органной токкаты C-dur завершается кадансированием, в котором ярко выделяется неаполитанский секстаккорд .
Каденция повторяется дважды. Неаполитанский секстаккорд звучит в медленном темпе, в четырехдольном размере; происходит мелодическое движение по аккордовым звукам, мелкими длительностями. Следует отметить, кстати, как свойственное Баху явление, ведение секстаккорда II низкой ступени в секундаккорд доминантсептаккорда (приготовленный бас).
1 Max Z u I a u f. Die Harmonik J. S. Bachs. Bern, 1927.
2 М. А. Э т и н re p. Гармония Баха. М., 1963.
Неаполитанская гармония в кульминации
Обратимся к прелюдии es-moll из первого тома «Хорошо темперированного клавесина». Это одно из самых глубоких произведений Баха, и поэтому помещение II низкой ступени в кульминации, в данном случае, убедительно говорит о выразительной трактовке неаполитанской гармонии.
Кульминация подчеркнута предшествующим и последующим развитием. Только в кульминационной зоне паузируют все голоса, кроме мелодии, напоминающей в этот момент о речитативе. Кульминация почти точно совпадает с точкой золотого деления. Очевидно в данной кульминации именно гармонии принадлежит особо большая роль: ни высота, ни сила звука здесь не достигают относительного максимума. Появляющаяся в конце прелюдии вторая ее кульминация, на уменьшенном септаккорде, играет все же подчиненную роль.
Исключительно  выразительна   кульминация   в  конце  органной пассакалии c-moll. На протяжении всего грандиозного произведения  II  низкая  ступень появляется    до  кульминации    всего один раз, в двойной фуге  (в ее    завершении).    Это появление дано в процессе модуляционного развития из f-moll в g-moll и не оставляет значительного следа в восприятии. Таким образом Бах приберег звучность  II  низкой  ступени  именно  для  последней  кульминации.     Кульминации    после      настойчивого    повторения мотива   (вычлененного  из  второй  темы   фуги),  опирающегося   на доминанту,  непосредственно    предшествует    тоника.   Необычным, исключительным   моментом   является   здесь   мелодический   скачок на  кварту.  В  результате,  секстаккорд  II   низкой  ступени  оказывается в мелодическом положении квинты, что встречается редко и усиливает впечатление от кульминации.  Она  выделена,  в данном случае, и высотой, и силой, и длительностью звучания. Особенно примечательно то,    что во всех    голосах фуги    именно    в кульминации   останавливается   индивидуализированное,   оживленное движение.   Голоса  сливаются  в  единую  мощную  аккордовую «колонну», словно передавая всю свою энергию гармонии.  Кульминация особенно    подчеркнута   следующей    далее    генеральной паузой.
Можно сказать, что все предшествующее развитие в величественной пассакалии было устремлено к этой кульминации, что она действительно возвышается над всем развитием музыки. И гармония II низкой ступени, к которой здесь приковано внимание, вполне отвечает художественным требованиям ситуации.
Неаполитанская гармония в изложении темы
Важным показателем глубокой ассимиляции в музыкальном языке Баха неаполитанской гармонии является ее участие в первоначальном изложении темы. У Баха встречаются, правда единичные, но зато яркие примеры. Такова тема фуги fis-moll «Kyrie eleison» из Мессы h-moll.
Проникновение II низкой ступени в мелодику и гармонию баховских тем иллюстрируется и другим номером мессы — «Agnus Dei». Это образец скорбной патетики Баха. В изложении всего номера немало признаков гомофонного склада. Хотя неаполитан¬ская гармония и не является здесь, как в «Kyrie eleison», начальной гармонией, но она выделяется в общем контексте, между прочим, тем, что звук II низкой ступени подчеркнут мелодико-ритмической синкопой — отличительным признаком» строения темы.
Благодаря этой синкопе неаполитанская гармония здесь относительно самостоятельна, функционально активна, несмотря на то, что переходит «по-старинному» в субдоминанту IV ступени.
Значительная роль неаполитанского аккорда — в кадансах, кульминациях в изложении темы у Баха говорит о его нарастающем и более отчетливом общем формообразующем значении в музыкальном произведении.

 

Берков В.О.

Обновлено 01.02.2011 15:24
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 391 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru