Рейтинг@Mail.ru





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

Сольфеджио и теория музыки в музыкальной школе

В этой рубрике представлен теоретический материал - материал по Теории музыки - для учащихся музыкальной школы. Предмет Сольфеджио в музыкальной школе преподавался когда-то отдельно от предмета Теория музыки. Сейчас учебники по Сольфеджио и сам предмет включают в себя основные знания по Теории музыки. Это знания тональностей, ладов, ступеней, интервалов, аккордов, метрических размеров, ритмических рисунков, мелодических оборотов, строения музыкальной речи, приемов развития музыки, музыкальных темпов и т.д.




Как поступить в музыкальное училище
Сольфеджио. Теория музыки - Сольфеджио и теория музыки в музыкальной школе
Автор: Гамаюн   
04.08.2013 00:00

Как поступить в музыкальное училище, все что надо знать для поступления в музыкальное училище

В-общем, сейчас поступить в музыкальное училище очень просто, так как берут всех подряд. (Единственное училище, в котором всегда есть конкурс - это эстрадно-джазовое в Москве. Также обычно есть конкурс на вокальные отделения почти во всех училищах.)

Вопрос - кто должен в нем учиться? Чтобы вас не выгнали после первой же проваленной сессии, вам нужно знать, какими качествами вы должны обладать.

Не имеет значения, на какое отделение вы поступаете, вы должны очень хорошо знать курс сольфеджио и музыкальной литературы в музыкальной школе, кроме того, вы должны обладать чувствами, пережить достаточно жизненных впечатлений и удерживать их в памяти - уметь наслаждаться сменой времен года, дня и ночи, восходом, заходом солнца, сиянием луны и блеском звезд, плеском воды в реке, сверканием искрящегося на солнце снега, пением птиц в лесу, шумом моря, шуршанием листьев, свежестью ветра, любить другого человека, подмечать черты характера людей, уметь слушать шаги, уметь преодолевать жизненные невзгоды, уметь переживать и радость и печаль во множестве оттенков, иметь подвижный, быстрый, блестящий ум, уметь развлекаться и развлекать других, обладать фантазией, знать и любить литературу (особенно поэзию), очень желательно начать учить языки - итальянский, немецкий, знать западную философию хотя бы в общих чертах.

Кроме того, вы должны быть одарены именно в музыке - попробуйте сочинить что-нибудь  - мелодию, красивую последовательность аккордов или изысканный ритмический рисунок. У вас должно быть чувство стиля, любимый композитор или композиторы. Кроме того, вы должны знать, что все композиторы первого ранга - чуть-чуть или совсем сумасшедшие люди, они могли опускаться в определенное состояние глубокой сосредоточенности (которое называют вдохновение), испытывая при этом либо очень сильную радость, подъем всех жизненных сил, либо, наоборот, глубокую депрессию. Возможно, вы испытывали похожее состояние, когда болели вирусным заболеванием, сидели дома и вам хотелось при этом что-то либо сочинять, либо рисовать - у каждого по-разному, либо вы можете почувствовать это состояние, если будете слушать музыку, почти засыпая. Композиторы сами вызывали у себя это состояние разными способами. Суть в том, что понять и полностью почувствовать их музыку мы можем лишь тогда, когда сами будем находиться в этом состоянии.

Что касается сольфеджио и музыкальной литературы, вы сами можете проверить свои знания. Ответьте сами себе на несколько вопросов:

1) вы слушаете новую песню, вы слышите ее мелодию нотами?

2) вы можете, прослушав 8 раз композицию типа музыки к советскому сериалу "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона" подобрать ее мелодию и аккомпанемент? http://shholmes.narod.ru/other.html  - главная тема.

3) вы знаете знаки во всех тональностях, включая тональности с 6-ю и 7-ю знаками? А как насчет 3-х видов минора и 3-х видов мажора? А что такое параллельные, одноименные, однотерцовые и энгармонически равные тональности?А как строятся хроматические гаммы? Что такое лады народной музыки?

4) вы знаете, можете построить и спеть любые интервалы от звука и в тональности? Например, постройте и спойте от фа-диез вниз малую сексту, увеличенную кварту с разрешением во все возможные тональности, увеличенную секунду с разрешением, малую секунду, в гармоническом соль-диез миноре постройте и спойте чистую кварту на пятой ступени, увеличенную кварту на шестой ступени, малую сексту на пятой ступени, чистую октаву на пятой ступени, большую секунду на четвертой ступени, большую септиму на третьей ступени, большую сексту на третьей ступени

5) вы знаете все аккорды, которые прошли в курсе музыкальной школы? Постройте в Ми мажоре вводный септаккорд, доминантовый секстаккорд, доминантовый квинтсекстаккорд, разрешите в тоническое трезвучие, тонический секстаккорд, трезвучие второй ступени, секстаккорд второй ступени, кадансовый (тонический) квартсекстаккорд, доминантовый секундаккорд, его разрешение в тонический секстаккорд. Спойте построенную цепочку.

6)постройте все известные вам аккорды вверх от фа-диез и вниз от ля-бемоль, можно использовать энгармоническую замену звуков. (4 вида трезвучий, мажорный и минорный секстаккорды, мажорный и минорный квартсекстаккорды, доминантсептаккорд, доминантовый квинтсекстаккорд, доминантовый терцквартаккорд, доминантовый секундаккорд, уменьшенный септаккорд, малый уменьшенный септаккорд, малый минорный септаккорд.)

7)возьмите учебник седьмого класса сольфеджио или 6-го класса сольфеджио Калужской и спойте из каждой темы самый трудный номер.

8)расскажите биографии композиторов, пройденных в курсе музыкальной литературы.

Каково содержание музыки Баха? В каких жанрах он писал музыку?

Каково содержание музыки  ГайднаМоцартаБетховенаШопена, Шуберта,  Глинки,  Даргомыжского,  Мусоргского,  Бородина,  Римского-Корсакова,  Чайковского,  Рахманинова,  Скрябина, Стравинского, Прокофьева,  Шостаковича,  Свиридова? Перечислите произведения этих композиторов, которые вы прошли в курсе музыкальной литературы.

Что такое опера? Каков сюжет опер, которые вы назвали? Кто подсказал этот сюжет композитору?  Кто писал словесный текст (либретто) для опер?Каковы главные персонажи, как их зовут?Сколько действий в "Свадьбе Фигаро"? В "Жизни за царя"? В "Руслане и Людмиле"? В "Снегурочке"? В "Борисе Годунове"? В "Князе Игоре"? В "Русалке"? В "Евгении Онегине"? Какова драматургия этих опер? Какова идея?

Что такое балет? Кому принадлежат балеты "Золушка"? "Щелкунчик"? "Петрушка".

Что такое симфония? Симфонии каких композиторов вы изучали? Каковы их тональности? Сколько в них частей? Каково содержание и форма частей?

Что такое концерт ( как жанр)? Каково содержание концертов Чайковского №1 и Рахманинова № 2?

Какие романсы и песни и  каких композиторов вы изучали?

Какие произведения для фортепиано и каких композиторов вы изучали? Что такое соната? Что такое прелюдияэтюд, этюд-картина, марш, мазурка, полонез, вальс, экспромт, ноктюрн, музыкальный момент?

Что такое месса, токката, хоральная прелюдия, инвенция, фуга, сюита ?Какой склад письма был у Иоганна Себастьяна Баха, а какой у венских классиков?  К каким направлениям (барокко, классицизм, романтизм) принадлежат творчество Баха, венских классиков, Шопена, Шуберта?

9) Напойте или наиграйте все темы, которые приведены в учебниках музыкальной литературы за курс музыкальной школы, выучите их наизусть.

10) Вы должны знать не только эти темы, но на слух определять любое место в пройденных произведениях.

11) Расскажите об образе (характере) Руслана в опере Глинки, какими номерами и как он охарактеризован. Вы должны уметь рассказать о любом произведении, пройденном в курсе музыкальной литературы.

Обновлено 06.07.2017 07:34
 
Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - III
Сольфеджио. Теория музыки
Автор: Гамаюн   
04.08.2013 00:00

См. также

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - I

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - II

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - IV

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - V

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - VI

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - VII

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - VIII


Как помочь вашему ребёнку успешно учиться в музыкальной школе, если Вы - не музыкант?


Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - III

А здесь есть музыкальные аудио-диктанты для 3 класса сольфеджио - в СИ миноре

40. Секунды в мажорном ладу

Секунды в мажорном ладу

В мажорном ладу образуются следующие секунды:

  • малые секунды на III и VII ступенях;
  • большие секунды на I, II,  IV,  V, VI ступенях.

Большие секунды в тональности ДО мажор:

  • ДО-РЕ, РЕ-МИ, ФА-СОЛЬ, СОЛЬ-ЛЯ, ЛЯ-СИ.

Малые секунды в тональности ДО мажор:

  • МИ-ФА, СИ-ДО.

41. Большая и малая терции

Терция - интервал, который содержит три ступени. Терция называется большой, если она составляет два тона. Терция называется малой, если она составляет полтора тона. Большая терция обозначается б. 3, малая терция обозначается м. 3.

Большая терция вверх от звука ДО: ДО-МИ; малая терция вверх от звука ДО: ДО-МИ-бемоль.

Большая терция вниз от звука ДО: ДО-ЛЯ-бемоль; малая терция вниз от звука ДО: ДО-ЛЯ.

42. Терции в мажорном ладу

Терции в мажорном ладу

В мажорном ладу образуются следующие терции:

  • большие терции - на I , IV, V ступенях;
  • малые терции - на II, III, VI, VII ступенях.

Большие терции в тональности ДО мажор:

  • ДО-МИ (на I), ФА-ЛЯ(на IV), СОЛЬ-СИ(на V).

Малые терции в тональности ДО мажор:

  • РЕ-ФА (на II), МИ-СОЛЬ(на III), ЛЯ-ДО(на VI), СИ-РЕ(на VII).

43. Мажорное и минорное трезвучия

Трезвучием называется аккорд из трех звуков, расположенных по терциям.

Если нижняя терция в трезвучии большая, а верхняя малая, то оно называется мажорным или большим.

Если нижняя терция в трезвучии малая, а верхняя большая, то оно называется минорным или малым.

Мажорное трезвучие от звука ДО:

  • ДО-МИ-СОЛЬ.

Минорное трезвучие от звука ЛЯ:

  • ЛЯ-ДО-МИ.

44. Чистые квинты в мажорном ладу

Квинта - интервал, который содержит пять ступеней. Квинта называется чистой, если она составляет три с половиной тона. Чистая квинта обозначается ч. 5.

Чистая квинта в тоническом трезвучии ДО мажора:

  • ДО-СОЛЬ в трезвучии ДО-МИ-СОЛЬ.

Чистые квинты в ДО мажоре:

  • ДО-СОЛЬ(I), РЕ-ЛЯ(II), МИ-СИ(III), ФА-ДО(IV), СОЛЬ-РЕ(V), ЛЯ-МИ(VI).
  • На VII ступени чистой квинты нет.

45. Чистые кварты в мажорном ладу

Кварта - интервал, который содержит четыре ступени. Кварта называется чистой, если она составляет два с половиной тона. Чистая кварта обозначается ч. 4.

Чистая кварта в тоническом трезвучии ДО мажора:

  • СОЛЬ-ДО в развернутом трезвучии ДО-МИ-СОЛЬ-ДО.

Чистые кварты в ДО мажоре:

  • ДО-ФА(I), РЕ-СОЛЬ(II), МИ-ЛЯ(III), на IV ступени ч.4 нет, СОЛЬ-ДО(V), ЛЯ-РЕ (VI), СИ-МИ(VII).

46. Тональность СИ-бемоль мажор

СИ-бемоль мажор - мажорный лад, в котором тоникой является звук СИ-бемоль (лад с двумя бемолями в ключе).
Звуки, из которых состоит СИ-бемоль мажор:

  • СИ-бемоль, ДО, РЕ, МИ-бемоль, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ-бемоль.

Ключевые знаки в тональности СИ-бемоль мажор:

  • СИ-бемоль на третьей линейке и МИ-бемоль между четвертой и пятой линейками.

Гамма СИ-бемоль мажор и ее ступени:

  • СИ-бемоль(I), ДО(II), РЕ(III), МИ-бемоль(IV), ФА(V), СОЛЬ(VI), ЛЯ(VII), СИ-бемоль(I).

Тоническое трезвучие в СИ-бемоль мажоре:

  • СИ-бемоль(I) - РЕ(III) - ФА(V).

Неустойчивые звуки с разрешением в СИ-бемоль мажоре:

  • ЛЯ(VII) в СИ-бемоль(I), ДО(II) в СИ-бемоль(I), ДО(II) в РЕ(III), МИ-бемоль(IV) в РЕ(III), МИ-бемоль(IV) в ФА(V), СОЛЬ(VI) в ФА(V).

47. Тональность СОЛЬ минор

СОЛЬ минор - минорный лад, в котором тоникой является звук СОЛЬ (лад, параллельный СИ-бемоль мажору, с двумя бемолями в ключе).
Звуки, из которых состоит СОЛЬ минор натуральный:

  • СОЛЬ, ЛЯ, СИ-бемоль, ДО, РЕ, МИ-бемоль, ФА, СОЛЬ.

Ключевые знаки в тональности СОЛЬ минор:

  • СИ-бемоль на третьей линейке и МИ-бемоль между четвертой и пятой линейками.

Гамма СОЛЬ минор натуральная и ее ступени:

  • СОЛЬ(I), ЛЯ(II), СИ-бемоль(III), ДО(IV), РЕ(V), МИ-бемоль(VI), ФА(VII), СОЛЬ(I).

Гамма СОЛЬ минор гармоническая:

  • СОЛЬ, ЛЯ, СИ-бемоль, ДО, РЕ, МИ-бемоль, ФА-диез(VII), СОЛЬ.

Гамма СОЛЬ минор мелодическая:

  • СОЛЬ, ЛЯ, СИ-бемоль, ДО, РЕ, МИ-бекар(VI), ФА-диез(VII), СОЛЬ.

Тоническое трезвучие в СОЛЬ миноре:

  • СОЛЬ(I) - СИ-бемоль(III) - РЕ(V).

Неустойчивые звуки с разрешением в гармоническом СОЛЬ миноре:

  • ФА-диез(VII) в СОЛЬ(I), ЛЯ(II) в СОЛЬ(I), ЛЯ(II) в СИ-бемоль(III), ДО(IV) в СИ-бемоль(III), ДО(IV) в РЕ(V), МИ-бемоль(VI) в РЕ(V).

48. Тритоны в мажорном ладу

Тритоны в мажорном ладу

Тритоны - интервалы, в которых содержатся три тона К тритонам относятся увеличенная кварта и уменьшенная квинта. Тритоны - резко звучащие интервалы. В них оба звука неустойчивые и тяготеют к ближайшим устойчивым звукам. При разрешении увеличенной кварты звуки расходятся, а при разрешении уменьшенной квинты звуки сходятся.
Увеличенная кварта в ДО мажоре:

  • ФА-СИ ув.4 на IV.

Уменьшенная квинта в ДО мажоре:

  • СИ-ФА ум.5 на VII.

Разрешение увеличенной кварты в ДО мажоре:

  • ФА-СИ в МИ-ДО м.6 на III.

Разрешение уменьшенной квинты в ДО мажоре:

  • СИ-ФА в ДО-МИ б.3 на I.

49. Секунды в гармоническом миноре

Секунды в гармоническом миноре

В гармоническом миноре образуются следующие секунды:

  • малые секунды - на II,V и VII ступенях;
  • большие секунды - на I,III и IV ступенях;
  • увеличенная секунда - на VI ступени

Секунды  в гармоническом ЛЯ миноре:

  • ЛЯ-СИ (б.2 на I), СИ-ДО (м.2 на II), ДО-РЕ (б.2 на III), РЕ-МИ (б.2 на IV), МИ-ФА (м.2 на V) , ФА-СОЛЬ-диез (ув.2 на VI) , СОЛЬ-диез-ЛЯ (м.2 на VII)

Разрешение увеличенной секунды в ЛЯ миноре:

  • ФА-СОЛЬ-диез в МИ-ЛЯ (ч.4)

50. Терции в гармоническом миноре

В гармоническом миноре образуются следующие терции:

  • малые терции - на I, II, IV и VII ступенях;
  • большие терции - на III, V и VI ступенях

Терции в гармоническом ЛЯ миноре:

  • ЛЯ-ДО (м.3 на I), СИ-РЕ (м.3 на II), ДО-МИ (б.3 на III), РЕ-ФА (м.3 на IV), МИ-СОЛЬ-диез (б.3 на V), ФА-ЛЯ (б.3 на VI), СОЛЬ-диез-СИ (м.3 на VII).

51. Главные трезвучия мажора и гармонического минора

Главные трезвучия мажора

Главные трезвучия лада - тоническое трезвучие (на I ступени), доминантовое трезвучие (на V ступени), субдоминантовое трезвучие (на IV ступени).

Главные трезвучия в тональности ДО мажор:

  • ДО-МИ-СОЛЬ (тоническое трезвучие на I ступени)
  • СОЛЬ-СИ-РЕ (доминантовое трезвучие на V  ступени)
  • ФА-ЛЯ-ДО (субдоминантовое трезвучие на IV ступени)

Главные трезвучия в тональности ЛЯ минор (гармонический):

  • ЛЯ-ДО-МИ (тоническое трезвучие на I ступени)
  • МИ-СОЛЬ-диез-СИ (доминантовое трезвучие на V  ступени)
  • РЕ-ФА-ЛЯ (субдоминантовое трезвучие на IV ступени)

52. Названия нижнего, среднего и верхнего звуков трезвучия

Звуки, из которых складывается трезвучие, имеют особые названия.

Название нижнего звука трезвучия- основной тон, или прима.
В трезвучии ДО-МИ-СОЛЬ это звук ДО.

Название верхнего звука трезвучия - терцовый тон, или терция.
В трезвучии ДО-МИ-СОЛЬ это звук МИ.

Название верхнего звука трезвучия - квинтовый тон, или квинта
В трезвучии ДО-МИ-СОЛЬ это звук СОЛЬ.

53. Шестнадцатые (имеют по два ребра или по два хвоста)

Длительности, которые исполняются в два раза быстрее, чем восьмые, называются шестнадцатыми. На одну четверть приходятся четыре шестнадцатых.

Ритмические группы с шестнадцатыми:

  • 4 шестнадцатых;
  • 1 восьмая и 2 шестнадцатых;
  • 2 шестнадцатых и 1 восьмая.

54. Пунктирный ритм с шестнадцатыми

Сочетание длительностей - восьмая с точкой и шестнадцатая называется пунктирным ритмом.

55. Тональность ЛЯ мажор

ЛЯ мажор - мажорный лад, в котором тоникой является звук ЛЯ (лад с тремя диезами в ключе).
Звуки, из которых состоит ЛЯ мажор:

  • ЛЯ, СИ, ДО-диез, РЕ, МИ, ФА-диез, СОЛЬ-диез, ЛЯ.

Ключевые знаки в ЛЯ мажоре:

  • ФА-диез на пятой линейке, ДО-диез между третьей и четвертой линейками и СОЛЬ-диез выше пятой линейки.

Гамма ЛЯ мажор и ее ступени:

  • ЛЯ(I), СИ(II), ДО-диез(III), РЕ(IV), МИ(V), ФА-диез(VI), СОЛЬ-диез(VII), ЛЯ(I).

Неустойчивые звуки с разрешением в ЛЯ мажоре:

  • СОЛЬ-диез(VII) в ЛЯ(I), СИ(II) в ЛЯ(I), СИ(II) в ДО-диез(III), РЕ(IV) в ДО-диез(III), РЕ(IV) в МИ(V), ФА-диез(VI) в МИ(V).

56. Тональность ФА-диез минор

ФА-диез минор - минорный лад, в котором тоникой является звук ФА-диез (лад, параллельный ЛЯ мажору, с тремя диезами в ключе).

Звуки, из которых состоит ФА-диез минор натуральный:

  • ФА-диез, СОЛЬ-диез, ЛЯ, СИ, ДО-диез, РЕ, МИ, ФА-диез.

Ключевые знаки в тональности ФА-диез минор:

  • ФА-диез на пятой линейке, ДО-диез между третьей и четвертой линейками и СОЛЬ-диез выше пятой линейки.

Гамма ФА-диез минор натуральная и ее ступени:

  • ФА-диез(I), СОЛЬ-диез(II), ЛЯ(III), СИ(IV), ДО-диез(V), РЕ(VI), МИ(VII), ФА-диез(I).

Гамма ФА-диез минор гармоническая и ее ступени:

  • ФА-диез(I), СОЛЬ-диез(II), ЛЯ(III), СИ(IV), ДО-диез(V), РЕ(VI), МИ-диез(VII), ФА-диез(I).

Гамма ФА-диез минор мелодическая и ее ступени:

  • ФА-диез(I), СОЛЬ-диез(II), ЛЯ(III), СИ(IV), ДО-диез(V), РЕ-диез(VI), МИ-диез(VII), ФА-диез(I).

Неустойчивые звуки с разрешением в гармоническом ФА-диез миноре:

  • МИ-диез(VII) в ФА-диез(I), СОЛЬ-диез(II) в ФА-диез(I), СОЛЬ-диез(II) в ЛЯ(III), СИ(IV) в ЛЯ(III), СИ(IV) в ДО-диез(V), РЕ(VI) в ДО-диез(V)

57. Тональность МИ-бемоль мажор

МИ-бемоль мажор - мажорный лад, в котором тоникой является звук МИ-бемоль (лад с тремя бемолями в ключе).
Звуки, из которых состоит МИ-бемоль мажор:

  • МИ-бемоль-ФА-СОЛЬ-ЛЯ-бемоль-СИ-бемоль-ДО-РЕ-МИ-бемоль.

Ключевые знаки в тональности МИ-бемоль мажор:

  • СИ-бемоль на третьей линейке, МИ-бемоль между четвертой и пятой линейками и ЛЯ-бемоль между второй и третьей линейками.

Гамма МИ-бемоль мажор и ее ступени:

  • МИ-бемоль(I), ФА(II), СОЛЬ(III), ЛЯ-бемоль(IV), СИ-бемоль(V), ДО(VI), РЕ(VII), МИ-бемоль(I).

Неустойчивые звуки с разрешением в ЛЯ мажоре:

  • РЕ(VII) в МИ-бемоль(I), ФА(II) в МИ-бемоль(I), ФА(II) в СОЛЬ(III), ЛЯ-бемоль(IV) в СОЛЬ(III), ЛЯ-бемоль(IV) в СИ-бемоль(V), ДО(VI) в СИ-бемоль(V).

58. Тональность ДО минор

Тональность ДО минор - минорный лад, в котором тоникой является звук ДО (лад, параллельный МИ-бемоль мажору, с тремя бемолями в ключе).

Звуки, из которых состоит ДО минор натуральный:

  • ДО-РЕ-МИ-бемоль- ФА-СОЛЬ-ЛЯ-бемоль-СИ-бемоль-ДО

Ключевые знаки в тональности ДО минор:

  • СИ-бемоль на третьей линейке, МИ-бемоль между четвертой и пятой линейками и ЛЯ-бемоль между второй и третьей линейками.

Гамма ДО минор натуральная и ее ступени:

  • ДО(I), РЕ(II), МИ-бемоль(III), ФА(IV), СОЛЬ(V), ЛЯ-бемоль(VI), СИ-бемоль(VII), ДО(I).

Гамма ДО минор гармоническая и ее ступени:

  • ДО(I), РЕ(II), МИ-бемоль(III), ФА(IV), СОЛЬ(V), ЛЯ-бемоль(VI), СИ-бекар(VII), ДО(I).

Гамма ФА-диез минор мелодическая и ее ступени:

  • ДО(I), РЕ(II), МИ-бемоль(III), ФА(IV), СОЛЬ(V), ЛЯ-бекар(VI), СИ-бекар(VII), ДО(I).

Неустойчивые звуки с разрешением в гармоническом ДО миноре:

  • СИ-бекар(VII) в ДО(I), РЕ(II) в ДО(I), РЕ(II) в МИ-бемоль(III), ФА(IV) в МИ-бемоль(III), ФА(IV) в СОЛЬ(V), ЛЯ-бемоль(VI) в СОЛЬ(V).

59. Большие и малые сексты.

Секста - интервал, который содержит шесть ступеней. Секста называется большой, если она составляет четыре с половиной тона. Секста называется малой, если она составляет четыре тона. Большая секста обозначается б. 6, малая секста обозначается м. 6.
Большая секста от звука ДО вверх:

  •   ДО-ЛЯ, малая секста от звука ДО вверх - ДО-ЛЯ-бемоль.

Большая секста от звука ДО вниз:

  • ДО- МИ-бемоль, малая секста от звука ДО вниз - ДО-МИ.

60. Сексты в мажорном ладу

В мажорном ладу образуются следующие сексты:

  • малые сексты - на III,VI и VII ступенях;
  • большие сексты - на I,II,IV и V ступенях.

Сексты в тональности ДО мажор:

  • ДО-ЛЯ (б.6 на I), РЕ-СИ (б.6 на II), МИ-ДО (м.6 на III), ФА-РЕ (б.6 на IV), СОЛЬ-МИ (б.6 на V), ЛЯ-ФА (м.6 на VI), СИ-СОЛЬ (м.6 на VII).

61. Обращения трезвучий

Обращением трезвучия называется такой вид трезвучия, в котором нижним звуком является терция или квинта основного трезвучия.

Основное трезвучие:

  • ДО-МИ-СОЛЬ.

Первое обращение:

  • МИ-СОЛЬ-ДО, называется секстаккорд.

Второе обращение:

  • СОЛЬ-ДО-МИ, называется квартсекстаккорд.

Обращения главных трезвучий в ДО мажоре:

  • тоническое трезвучие: ДО-МИ-СОЛЬ, обозначается Т53;
  • тонический секстаккорд: МИ-СОЛЬ-ДО, обозначается Т6;
  • тонический квартсекстаккорд: СОЛЬ-ДО-МИ, обозначается Т64;
  • доминантовое трезвучие: СОЛЬ-СИ-РЕ, обозначается D53;
  • доминантовый секстаккорд: СИ-РЕ-СОЛЬ, обозначается D6;
  • доминантовый квартсекстаккорд: РЕ-СОЛЬ-СИ, обозначается D64;
  • субдоминантовое трезвучие: ФА-ЛЯ-ДО, обозначается S53;
  • субдоминантовый секстаккорд: ЛЯ-ДО-ФА, обозначается S6;
  • субдоминантовый квартсекстаккорд:ДО-ФА-ЛЯ, обозначается S64.

Обращения главных трезвучий в гармоническом ЛЯ миноре:

  • тоническое трезвучие: ЛЯ-ДО-МИ, обозначается t53;
  • тонический секстаккорд: ДО-МИ-ЛЯ, обозначается t6;
  • тонический квартсекстаккорд: МИ-ЛЯ-ДО, обозначается t64;
  • доминантовое трезвучие: МИ-СОЛЬ-диез-СИ, обозначается D53;
  • доминантовый секстаккорд: СОЛЬ-диез-СИ-МИ, обозначается D6;
  • доминантовый квартсекстаккорд: СИ-МИ-СОЛЬ-диез, обозначается D64;
  • субдоминантовое трезвучие: РЕ-ФА-ЛЯ, обозначается s53;
  • субдоминантовый секстаккорд: ФА-ЛЯ-РЕ, обозначается s6;
  • субдоминантовый квартсекстаккорд: ЛЯ-РЕ-ФА, обозначается s64.

62. Большие и малые септимы

Септима - интервал, который содержит семь ступеней. Септима называется большой, если она составляет пять с половиной тонов. Септима называется малой, если она составляет пять тонов. Большая септима обозначается б. 7, малая септима обозначается м. 7.

Большая септима от звука ДО вверх:

  • ДО-СИ.

Малая септима от звука ДО вверх:

  • ДО-СИ-бемоль.

Большая септима от звука ДО вниз:

  • ДО-РЕ-бемоль.

Малая септима от звука ДО вниз:

  • ДО-РЕ.

63. Септимы в мажорном ладу

В мажорном ладу образуются следующие септимы:

  • большие септимы  - на I и IV ступенях,
  • малые септимы - на II, III, V, VI и  VII ступенях.

Септимы в тональности ДО мажор:

  • ДО-СИ (б.7 на I), РЕ-ДО (м.7 на II), МИ-РЕ (м.7 на III), ФА-МИ (б.7 на IV), СОЛЬ-ФА (м.7 на V), ЛЯ-СОЛЬ (м.7 на VI), СИ-ЛЯ (м.7 на VII).

64. Обращения интервалов

Обращением интервалов называется перемещение нижнего звука интервала на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз. В результате получается другой интервал, который вместе с первоначальным составляет октаву.

Обращение интервалов:

  • прима обращается в октаву;
  • секунда обращается в септиму;
  • терция обращается в сексту;
  • кварта обращается в квинту.

И наоборот:

  • квинта - в кварту;
  • секста - в терцию;
  • септима - в секунду;
  • октава - в приму.

Изменения вида интервала при обращении:

  • большие интервалы обращаются в малые;
  • малые - в большие;
  • увеличенные - в уменьшенные;
  • уменьшенные - в увеличенные;
  • чистые - в чистые.
Обновлено 05.07.2017 19:26
 
Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - II
Сольфеджио. Теория музыки
Автор: Гамаюн   
04.08.2013 00:00

См. также

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - I

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - III

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - IV

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - V

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - VI

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - VII

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - VIII


Как помочь вашему ребёнку успешно учиться в музыкальной школе, если Вы - не музыкант?


Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - II

А здесь есть музыкальные аудио-диктанты для 2 класса сольфеджио - в ЛЯ миноре и РЕ мажоре.

24. Тональность МИ минор

Тональность ми минор

МИ минор - минорный лад, в котором тоникой является звук "МИ" (лад, параллельный СОЛЬ мажору, с одним диезом в ключе).

Звуки, из которых состоит МИ минор:

  • МИ, ФА-диез, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО, РЕ, МИ.

Ключевой знак в тональности МИ минор:

  • ФА-диез, записывается на пятой линии нотного стана.

Гамма МИ минор и ее ступени вверх:

  • МИ - I, ФА-диез - II, СОЛЬ - III, ЛЯ - IV, СИ - V, ДО - VI, РЕ -VII , МИ - I.

Гамма МИ минор и ее ступени вниз:

  • МИ -I, РЕ -VII, ДО - VI, СИ - V, ЛЯ - IV, СОЛЬ - III, ФА-диез - II, МИ - I.

Тоническое трезвучие в МИ миноре:

  • МИ -I, СОЛЬ - III, СИ - V.

25. Тональность РЕ минор

Тональность ре минор

РЕ минор - минорный лад, в котором тоникой является звук "РЕ" (лад, параллельный ФА мажору, с одним бемолем в ключе).

Звуки, из которых состоит РЕ минор:

  • РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ-бемоль, ДО, РЕ.

Ключевой знак в тональности РЕ минор:

  • СИ-бемоль, записывается на третьей линии нотного стана.

Гамма РЕ минор и ее ступени вверх:

  • РЕ - I, МИ - II, ФА - III, СОЛЬ - IV, ЛЯ - V, СИ-бемоль - VI, ДО -VII, РЕ - I.

Гамма РЕ минор и ее ступени вниз:

  • РЕ -I, ДО -VII, СИ-бемоль - VI, ЛЯ - V, СОЛЬ - IV, ФА - III, МИ - II, РЕ - I.

Тоническое трезвучие в РЕ миноре:

  • РЕ -I, ФА - III, ЛЯ - V.

26. Размер 3/4

Размер 3/4 - это трехдольный такт, в котором каждая доля длится четверть. За каждой сильной долей следуют две слабые.

Схема дирижирования на 3/4: вниз - в сторону - вверх.

27. Размер 3/8

Размер 3/8 - это трехдольный такт, в котором каждая доля длится одну восьмую. За каждой сильной долей следуют две слабые.

Схема дирижирования на 3/8: вниз - в сторону - вверх.

28. Затакт

Затакт - это неполный такт, с которого начинается мелодия. Мелодии, в которых есть затакт, всегда начинаются со слабой доли такта.

Затакты - четверть, восьмая, две восьмые.

29. Тональность РЕ мажор

Тональность РЕ мажор

РЕ мажор - мажорный лад, в котором тоникой является звук РЕ (лад с двумя диезами в ключе).

Звуки, из которых состоит РЕ мажор:  РЕ, МИ, ФА-диез, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО-диез, РЕ.

Ключевые знаки в тональности РЕ мажор:

  • ФА-диез, ДО-диез.

Гамма РЕ мажор и ее ступени:

  • РЕ -I, МИ - II, ФА-диез - III, СОЛЬ - IV, ЛЯ - V, СИ- VI, ДО-диез - VII, (РЕ) - I.

Тоническое трезвучие в РЕ мажоре:

  • РЕ-I, ФА-диез - III, ЛЯ - V.

Вводные звуки в РЕ мажоре:

  • ДО-диез - VII, МИ - II.

30. Лига

Если лига (дуга) стоит над или под двумя соседними нотами одинаковой высоты, то она связывает эти ноты в один непрерывно тянущийся звук, увеличивая его длительность.

Если же лига стоит над нотами различной высоты, то она обозначает необходимость связного, или плавного, их исполнения, называемого легато.

31. Четверть с точкой в двухдольном размере

Точка около ноты увеличивает ее длительность наполовину.

32. Фермата

Фермата - это знак, который показывает, что данный звук надо выдержать несколько дольше, чем написано. Знак ферматы обозначается как лига над или под точкой.

33. Интервалы

Интервалы

Интервалом называется сочетание двух звуков.

Если звуки интервала берутся раздельно (один за другим), то интервал называется мелодическим. Если звуки интервала берутся одновременно, то интервал называется гармоническим. Основных названий интервалов - восемь. Каждый интервал заключает в себе определенное количество ступеней.

Названия интервалов:

Прима - первая, обозначается цифрой 1
Секунда - вторая, обозначается цифрой 2
Терция - третья, обозначается цифрой 3
Кварта - четвертая, обозначается цифрой 4
Квинта - пятая, обозначается цифрой 5
Секста - шестая, обозначается цифрой 6
Септима - седьмая, обозначается цифрой 7
Восьмая - восьмая, обозначается цифрой 8


Мелодические интервалы от звука ДО вверх:

  • ДО-ДО (прима), ДО-РЕ (секунда), ДО-МИ (терция), ДО-ФА (кварта), ДО-СОЛЬ (квинта), ДО-ЛЯ (секста), ДО-СИ (септима), ДО-ДО (октава).

Мелодические интервалы от звука до вниз:

  • ДО-ДО (прима), ДО-СИ (секунда), ДО-ЛЯ (терция), ДО-СОЛЬ (кварта), ДО-ФА (квинта), ДО-МИ (секста), ДО-РЕ (септима), ДО-ДО (октава).

Гармонические интервалы от звука ДО те же, только их ноты звучат одновременно.

34. Главные ступени лада и их названия

Главные ступени лада - первая ступень (тоника), пятая ступень (доминанта) и четвертая ступень (субдоминанта).

Главные ступени в тональности ДО мажор:

  • тоника - ДО(I),  доминанта - СОЛЬ(V), субдоминанта - ФА(IV).

Главные ступени в тональности ЛЯ минор:

  • тоника - ЛЯ(I),  доминанта - МИ(V), субдоминанта - РЕ(IV).

35. Устойчивые и неустойчивые звуки лада

Устойчивые (опорные) звуки - I, III и  V ступени.

Неустойчивые звуки - VII, II, IV и  VI ступени.

Устойчивые звуки в ДО мажоре:

  • ДО-МИ-СОЛЬ.

Наиболее устойчивый звук в ДО мажоре:

  • ДО.

Неустойчивые звуки в ДО мажоре:

  • СИ-РЕ-ФА-ЛЯ.

Окружение устойчивых звуков неустойчивыми звуками в ДО мажоре:

  • СИ-ДО-РЕ, РЕ-МИ-ФА, ФА-СОЛЬ-ЛЯ.

Восходящее тяготение VII ступени на полтона вверх:

  • СИ-ДО.

Нисходящее тяготение IV и VI ступеней:

  • ФА-МИ, ЛЯ-СОЛЬ.

Двойное тяготение II ступени:

  • РЕ-ДО, РЕ-МИ.

36. Размер 4/4

Размер 4/4 - это четырехдольный такт, в котором каждая доля длится четверть. Состоит из двух простых тактов по 2/4.

Обозначение размера 4/4:

  • 4/4 или С.

Сильные и слабые доли в такте на 4/4:

  • первая - сильная;
  • вторая - слабая;
  • третья - относительно сильная;
  • четвертая - слабая.

Схема дирижирования на 4/4:

  • вниз - к себе - в сторону - вверх.

37. Три вида минорного лада

Три вида минорного лада

Минорный лад бывает трех видов: натуральный, гармонический, мелодический.

Натуральный минор - минор, в котором ступени не изменены.

Гармонический минор - минор с повышенной VII ступенью.

Мелодический минор - минор  с повышенными VI и VII ступенями (в восходящем порядке). В нисходящем порядке гамма мелодического минора исполняется как натуральная.

Гамма ЛЯ минор натуральная:

  • ЛЯ - СИ - ДО - РЕ - МИ  - ФА - СОЛЬ - ЛЯ.

Гамма ЛЯ минор гармоническая:

  • ЛЯ - СИ - ДО - РЕ - МИ  - ФА - СОЛЬ-диез - ЛЯ.

Гамма ЛЯ минор мелодическая:

  • ЛЯ - СИ - ДО - РЕ - МИ  - ФА-диез - СОЛЬ-диез - ЛЯ.

38. Тональность СИ минор

Тональность СИ минор

СИ минор - минорный лад, в котором тоникой является звук "СИ" (лад, параллельный РЕ мажору, с двумя диезами в ключе).

Звуки, из которых состоит СИ минор: СИ, ДО-диез, РЕ, МИ, ФА-диез, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

Ключевые знаки в тональности СИ минор:

  • ФА-диез, записывается на пятой линии нотного стана;
  • ДО-диез, записывается между третьей и четвертой линиями.

Гамма СИ минор натуральная:

  • СИ - I, ДО-диез - II, РЕ - III, МИ - IV, ФА-диез - V, СОЛЬ - VI, ЛЯ -VII , СИ - I.

Гамма СИ минор гармоническая:

  • СИ - I, ДО-диез - II, РЕ - III, МИ - IV, ФА-диез - V, СОЛЬ - VI, ЛЯ-диез -VII , СИ - I.

Гамма СИ минор мелодическая:

  • СИ - I, ДО-диез - II, РЕ - III, МИ - IV, ФА-диез - V, СОЛЬ-диез - VI, ЛЯ-диез -VII, СИ - I.

Тоническое трезвучие в СИ миноре:

  • СИ -I, РЕ - III, ФА-диез - V.

Неустойчивые звуки с разрешением в гармоническом СИ миноре:

  • ЛЯ-диез - в СИ, ДО-диез - в СИ, ДО-диез - в РЕ, МИ - в РЕ, СОЛЬ - в ФА-диез.

39. Большая и малая секунды

Секунда - это интервал, который содержит две ступени. Секунда называется большой, если она составляет целый тон. Секунда называется малой, если она составляет полтона. Большая секунда обозначается б.2, малая секунда обозначается м.2.

Например:

  • Большая секунда от звука ДО вверх - ДО-РЕ. Малая секунда от звука ДО вверх - ДО-РЕ-бемоль.
  • Большая секунда от звука ДО вниз - ДО-СИ-бемоль. Малая секунда от звука ДО вниз - ДО-СИ.
Обновлено 09.07.2017 07:39
 
Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - IV
Сольфеджио. Теория музыки
Автор: Гамаюн   
04.08.2013 00:00

См. также

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - I

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - II

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - III

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - V

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - VI

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - VII

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - VIII


Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - IV

65. Доминантсептаккорд

Септаккордом называется аккорд из четырех звуков, расположенных по терциям. Доминантсептаккорд - септаккорд от пятой ступени лада. Обозначается  - D7.
Доминантсептаккорд в ДО мажоре:

  • СОЛЬ-СИ-РЕ-ФА.

Доминантсептаккорд в ЛЯ миноре гармоническом:

  • МИ-СОЛЬ-диез-СИ-РЕ.

Интервальный состав доминантсептаккорда:

  • б.3 - м.3 - м.3; между крайними звуками - м.7;
  • или мажорное трезвучие и м.3.

Разрешение доминантсептаккорда:

  • в домажоре D7 СОЛЬ-СИ-РЕ-ФА разрешается в неполное тоническое трезвучие без квинты с утроенной тоникой) ДО-ДО-ДО-МИ.

66. Тональность МИ мажор

МИ мажор - мажорный лад, в котором тоникой является звук МИ (лад с четырьмя диезами  в ключе).

Звуки, из которых состоит МИ мажор:

  • МИ - ФА-диез - СОЛЬ-диез - ЛЯ - СИ - ДО-диез - РЕ-диез - МИ.

Ключевые знаки в тональности МИ мажор:

  • ФА-диез на пятой линейке, ДО-диез между третьей и четвертой линейкой, СОЛЬ-диез выше пятой линейки, РЕ-диез на четвертой линейке.

Гамма МИ мажор и ее ступени:

  • МИ(I), ФА-диез(II), СОЛЬ-диез(III), ЛЯ(IV), СИ(V), ДО-диез(VI), РЕ-диез(VII), МИ(I).

Тоническое трезвучие в МИ мажоре:

  • МИ(I) - СОЛЬ-диез(III) - СИ(V).

Неустойчивые звуки с разрешениями в МИ мажоре:

  • РЕ-диез(VII) в МИ(I), ФА-диез(II) в МИ(I), ФА-диез(II) в СОЛЬ-диез(III), ЛЯ(IV) в СОЛЬ-диез(III), ЛЯ(IV) в СИ(V), ДО-диез(VI) в СИ(V).

67. Тональность ДО-диез минор

ДО-диез минор - минорный лад, в котором тоникой является звук ДО-диез (лад, параллельный МИ мажору, с четырьмя диезами в ключе).

Звуки, из которых состоит ДО-диез минор натуральный:

  • ДО-диез - РЕ-диез - МИ - ФА-диез - СОЛЬ-диез - ЛЯ - СИ - ДО-диез.

Гамма ДО-диез минор гармоническая:

  • ДО-диез - РЕ-диез - МИ - ФА-диез - СОЛЬ-диез - ЛЯ - СИ-диез - ДО-диез.

Гамма ДО-диез минор мелодическая:

  • ДО-диез - РЕ-диез - МИ - ФА-диез - СОЛЬ-диез - ЛЯ-диез - СИ-диез - ДО-диез.

Неустойчивые звуки с разрешениями в гармоническом ДО-диез миноре:

  • СИ-диез(VII) в ДО-диез(I) ,РЕ-диез(II) в ДО-диез(I), РЕ-диез(II) в МИ(III), ФА-диез(IV) в МИ(III), ФА-диез(IV) в СОЛЬ-диез(V), ЛЯ(VI) в СОЛЬ-диез(V).

68. Тональность ЛЯ-бемоль мажор

ЛЯ-бемоль мажор - мажорный лад, в котором тоникой является звук ЛЯ-бемоль (лад с четырьмя бемолями  в ключе).

Звуки, из которых состоит ЛЯ-бемоль мажор:

  • ЛЯ-бемоль - СИ-бемоль - ДО - РЕ-бемоль - МИ-бемоль - ФА - СОЛЬ - ЛЯ-бемоль.

Ключевые знаки в тональности ЛЯ-бемоль мажор:

  • СИ-бемоль на третьей линейке, МИ-бемоль между четвертой и пятой линейками, ЛЯ-бемоль между второй и третьей линейками, РЕ-бемоль на четвертой линейке.

Гамма ЛЯ-бемоль мажор и ее ступени:

  • ЛЯ-бемоль(I), СИ-бемоль(II), ДО(III), РЕ-бемоль(IV), МИ-бемоль(V), ФА(VI), СОЛЬ(VII), ЛЯ-бемоль(I).

Тоническое трезвучие в ЛЯ-бемоль мажоре:

  • ЛЯ-бемоль(I) - ДО(III) - МИ-бемоль(V).

Неустойчивые звуки с разрешениями в ЛЯ-бемоль мажоре:

  • СОЛЬ(VII) в ЛЯ-бемоль(I), СИ-бемоль (II) в ЛЯ-бемоль(I), СИ-бемоль(II) в ДО(III), РЕ-бемоль(IV) в ДО(III), РЕ-бемоль(IV) в МИ-бемоль(V), ФА(VI) в МИ-бемоль(V).

69. Тональность ФА минор

ФА минор - минорный лад, в котором тоникой является звук ФА (лад, параллельный ЛЯ-бемоль мажору, с четырьмя бемолями в ключе).

Звуки, из которых состоит ФА минор натуральный:

  • ФА - СОЛЬ - ЛЯ-бемоль - СИ-бемоль - ДО - РЕ-бемоль - МИ-бемоль - ФА.

Гамма ФА минор гармоническая:

  • ФА - СОЛЬ - ЛЯ-бемоль - СИ-бемоль - ДО - РЕ-бемоль - МИ-бекар - ФА.

Гамма ФА минор мелодическая:

  • ФА - СОЛЬ - ЛЯ-бемоль - СИ-бемоль - ДО - РЕ-бекар - МИ-бекар - ФА.

Неустойчивые звуки с разрешениями в гармоническом ФА миноре:

  • МИ-бекар(VII) в ФА(I), СОЛЬ(II) в ФА(I), СОЛЬ(II) в ЛЯ-бемоль(III), СИ-бемоль(IV) в ЛЯ-бемоль(III), СИ-бемоль(IV) в ДО(V), РЕ-бемоль(VI) в ДО(V).

70. Размер 6/8

Размер 6/8 - шестидольный такт, в котором каждая доля длится одну восьмую. Состоит из двух простых такта по 3/8.

Ритмические группы в такте на 6/8:

  • 3 восьмые и 3 восьмые;
  • четверть с точкой и четверть с точкой;
  • половинная с точкой;
  • четверть восьмая и четверть восьмая.

Схема дирижирования на 6/8:

  • Вниз-вниз-к себе- в сторону-в сторону-вверх.

71. Триоли

Триоль получается от деления длительности на три равные части, вместо обычного деления на две:

  • четверть делится на три восьмые,
  • восьмая - на три шестнадцатые,
  • половинная - на три четверти.
Обновлено 05.07.2017 19:21
 
Сольфеджио.Все правила по сольфеджио в муз.школе - V
Сольфеджио. Теория музыки
Автор: Гамаюн   
04.08.2013 00:00

См. также

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - I

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - II

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - III

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - IV

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - VI

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - VII

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - VIII


Все правила по сольфеджио в муз.школе - V

72. Тональность СИ мажор

СИ мажор - мажорный лад, в котором тоникой является звук СИ (лад с пятью диезами  в ключе).

Звуки, из которых состоит СИ мажор:

  • СИ - ДО-диез - РЕ-диез - МИ - ФА-диез - СОЛЬ-диез - ЛЯ-диез - СИ.

Ключевые знаки в тональности СИ мажор:

  • ФА-диез на пятой линейке, ДО-диез между третьей и четвертой линейкой, СОЛЬ-диез выше пятой линейки, РЕ-диез на четвертой линейке, ЛЯ-диез между второй и третьей линейками.

Гамма СИ мажор и ее ступени:

  • СИ(I), ДО-диез(II), РЕ-диез(III), МИ(IV), ФА-диез(V), СОЛЬ-диез(VI), ЛЯ-диез(VII), СИ(I).

Тоническое трезвучие в СИ мажоре:

  • СИ(I) - РЕ-диез(III) - ФА-диез(V).

Неустойчивые звуки с разрешениями в СИ мажоре:

  • ЛЯ-диез(VII) в СИ(I), ДО-диез(II) в СИ(I), ДО-диез(II) в РЕ-диез(III), МИ(IV) в РЕ-диез(III), МИ(IV) в ФА-диез(V), СОЛЬ-диез(VI) в ФА-диез(V).

73. Дубль-диез

Дубль-диез - знак, который повышает основную ступень на два полутона (целый тон).

Дубль-диез обозначается буквой x или двумя диезами:

  • ДО-дубль-диез - клавиша РЕ;
  • РЕ-дубль-диез - клавиша МИ;
  • ФА-дубль-диез - клавиша СОЛЬ;
  • СОЛЬ-дубль-диез - клавиша ЛЯ;
  • ЛЯ-дубль-диез - клавиша СИ.

74. Тональность СОЛЬ-диез минор

СОЛЬ-диез минор - минорный лад, в котором тоникой является звук СОЛЬ-диез лад, параллельный СИ мажору, с пятью диезами в ключе.

Звуки, из которых состоит СОЛЬ-диез минор натуральный:

  • СОЛЬ-диез - ЛЯ-диез - СИ - ДО-диез - РЕ-диез - МИ - ФА-диез - СОЛЬ-диез.

Гамма СОЛЬ-диез минор гармоническая:

  • СОЛЬ-диез - ЛЯ-диез - СИ - ДО-диез - РЕ-диез - МИ - ФА-дубль-диез - СОЛЬ-диез.

Гамма СОЛЬ-диез минор мелодическая:

  • СОЛЬ-диез -ЛЯ-диез - СИ - ДО-диез - РЕ-диез - МИ-диез - ФА-дубль-диез - СОЛЬ-диез.

Неустойчивые звуки с разрешениями в гармоническом СОЛЬ-диез миноре:

  • ФА-дубль-диез(VII) в СОЛЬ-диез(I), ЛЯ-диез(II) в СОЛЬ-диез(I), ЛЯ-диез(II) в СИ(III), ДО-диез(IV) в СИ(III), ДО-диез(IV) в РЕ-диез(V), МИ(VI) в РЕ-диез(V).

75. Тональность РЕ-бемоль мажор

РЕ-бемоль мажор - мажорный лад, в котором тоникой является звук РЕ-бемоль (лад с пятью бемолями  в ключе).

Звуки, из которых состоит РЕ-бемоль мажор:

  • РЕ-бемоль - МИ-бемоль - ФА - СОЛЬ-бемоль - ЛЯ-бемоль - СИ-бемоль - ДО - РЕ-бемоль.

Ключевые знаки в тональности РЕ-бемоль мажор:

  • СИ-бемоль на третьей линейке, МИ-бемоль между четвертой и пятой линейками, ЛЯ-бемоль между второй и третьей линейками, РЕ-бемоль на четвертой линейке, СОЛЬ-бемоль на второй линейке.

Гамма РЕ-бемоль мажор и ее ступени:

  • РЕ-бемоль(I), МИ-бемоль(II), ФА(III), СОЛЬ-бемоль(IV), ЛЯ-бемоль(V), СИ-бемоль(VI), ДО(VII), РЕ-бемоль(I).

Тоническое трезвучие в РЕ-бемоль мажоре:

  • РЕ-бемоль(I) - ФА(III) - ЛЯ-бемоль(V).

Неустойчивые звуки с разрешениями в РЕ-бемоль мажоре:

  • ДО(VII) в РЕ-бемоль(I), МИ-бемоль (II)в РЕ-бемоль(I), МИ-бемоль(II) в ФА(III), СОЛЬ-бемоль(IV) в ФА(III), СОЛЬ-бемоль(IV) в ЛЯ-бемоль(V), СИ-бемоль(VI) в ЛЯ-бемоль(V).

76. Тональность СИ-бемоль минор

СИ-бемоль минор - минорный лад, в котором тоникой является звук СИ-бемоль, лад, параллельный РЕ-бемоль мажору, с пятью бемолями в ключе.

Звуки, из которых состоит СИ-бемоль минор натуральный:

  • СИ-бемоль - ДО - РЕ-бемоль - МИ-бемоль - ФА - СОЛЬ-бемоль - ЛЯ-бемоль - СИ-бемоль.

Гамма СИ-бемоль минор гармоническая:

  • СИ-бемоль - ДО - РЕ-бемоль - МИ-бемоль - ФА - СОЛЬ-бемоль - ЛЯ-бекар - СИ-бемоль.

Гамма СИ-бемоль минор мелодическая:

  • СИ-бемоль - ДО - РЕ-бемоль - МИ-бемоль - ФА - СОЛЬ-бекар - ЛЯ-бекар - СИ-бемоль.

Неустойчивые звуки с разрешениями в гармоническом СИ-бемоль миноре:

  • ЛЯ-бекар(VII) в СИ-бемоль(I), ДО(II) в СИ-бемоль(I), ДО(II) в РЕ-бемоль(III), МИ-бемоль(IV) в РЕ-бемоль(III), МИ-бемоль(IV) в ФА(V), СОЛЬ-бемоль(VI) в ФА(V).

77. Дубль-бемоль

Дубль-бемоль - знак, который понижает основную ступень на два полутона (целый тон).

Дубль-бемоль обозначается двумя бемолями:

  • РЕ-дубль-бемоль - клавиша ДО;
  • МИ-дубль-бемоль - клавиша РЕ;
  • СОЛЬ-дубль-бемоль - клавиша ФА;
  • ЛЯ-дубль-бемоль - клавиша СОЛЬ;
  • СИ-дубль-бемоль - клавиша ЛЯ.
Обновлено 06.07.2017 07:08
 
«ПерваяПредыдущая1234СледующаяПоследняя»

Страница 2 из 4.
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 309 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru