Рейтинг@Mail.ru





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

Сольфеджио и теория музыки в музыкальной школе

В этой рубрике представлен теоретический материал - материал по Теории музыки - для учащихся музыкальной школы. Предмет Сольфеджио в музыкальной школе преподавался когда-то отдельно от предмета Теория музыки. Сейчас учебники по Сольфеджио и сам предмет включают в себя основные знания по Теории музыки. Это знания тональностей, ладов, ступеней, интервалов, аккордов, метрических размеров, ритмических рисунков, мелодических оборотов, строения музыкальной речи, приемов развития музыки, музыкальных темпов и т.д.




Теория музыки
Сольфеджио. Теория музыки
Автор: Гамаюн   
03.01.2014 19:59

Теория музыки

ТЕОРИЯ МУЗЫКИ в музыкальной школе - это элементарные сведения о нотах, тональностях, ладах, гаммах, интервалах, аккордах, метрах, длительностях, ритмических рисунках, темпах, динамических оттенках и т.д. В музыкальной школе Теория музыки входит в предмет Сольфеджио.

СОЛЬФЕДЖИО, сольфеджо (итал. solfeggio — от названия музыкальных звуков соль и фа) — 1) то же, что и сольмизация. 2) Учебная дисциплина, предназначенная для развития слуха музыкального и музыкальной памяти. Включает сольфеджирование (одно- или многоголосное пение с произнесением названий звуков), диктант музыкальный, анализ на слух. 3) Сборники упражнений для одно- или многоголосного сольфеджирования или анализа на слух. 4) Специальные вокальные упражнения для развития голоса (см. также Вокализ).

Элементарная ТЕОРИЯ МУЗЫКИ в музыкальном училище (колледже) является составной частью профессиональной подготовки учащихся, обучающихся по специальностям: "Фортепиано", "Окестровые струнные инструменты", "Хоровое дирижирование", "Теория музыки". Элементарная теория музыки сосредоточивает в себе элементарные сведения из курсов гармонии, полифонии, анализа музыкальных произведений, инструментоведения.
Элементарная теория музыки изучается в тесной связи со всеми предметами специального цикла.

Темы курса Элементарная теория музыки :

  1. Музыкальный звук;
  2. Ритм. Метр. Размер. Темп;
  3. Лад. Тональность;
  4. Интервал;
  5. Аккорд;
  6. Диатоника. Диатонические ладовые структуры;
  7. Хроматизм;
  8. Транспозиция. Секвенция;
  9. Мелизмы. Знаки сокращения нотного письма;
  10. Музыкальный синтаксис. Мелодия. Фактура;
  11. Музыкальный жанр.

Основной задачей предмета Элементарная теория музыки является формирование и развитие музыкального мышления учащихся, их аналитических способностей. Учащиеся должны освоить теоретический материал курса в полном объёме, уметь работать с литературой, нотным текстом, профессионально грамотно излагать теоретический материал в устной и письменной форме, владеть точной записью нотного текста, навыками игры на фортепиано, применять полученные знания и навыки на практике.

Формы работы в курсе музыкальной теории разнообразны. Это - объяснение материала и изложение содержания темы; игра на фортепиано примеров из музыкальной литературы, мелодий в ключах "До", секвенций, цифровок, гамм, интервалов, аккордов; запись в ключах, транспозиция, группировка, расшифровка мелизмов; анализ музыкальных произведений; сочинение мелодий и музыкальных построений; на теоретическом отделении - написание курсовых работ.

 
Как сочинить красивую мелодию
Сольфеджио. Теория музыки - Сольфеджио и теория музыки в музыкальной школе
Автор: Гамаюн   
04.08.2013 00:00

Наверняка вы знаете много разных мелодий. Выберите одну из них, которая вам особенно нравится. Подумайте, что вам в ней нравится - может быть, ее ритм или какой-то мелодический оборот, или вся мелодическая линия, а может быть, гармонизация (аккомпанемент). Возьмите понравившийся вам элемент в качестве основы для своей мелодии. Сыграйте или спойте его. После этого вы можете пойти двумя путями. Первый путь - вы фантазируете (поете), как получится, а потом подбираете то, что спели, на инструменте. Второй путь - вы играете на инструменте, придумываете разные варианты и при этом внимательно слушаете, затем выбираете лучший вариант.

Какие бывают мелодии.

Ну, во-первых, вокальные (близкие песне или речи) и инструментальные (их легче сыграть, чем спеть, например, из-за очень быстрого темпа, или из-за больших скачков в одном направлении, или из-за диапазона, который охватывает больше двух октав). А есть мелодии, которые сочетают в себе и вокальное, и инструментальное начало.

Далее, есть так называемые первичные жанры - песня, танец, марш, которые тоже делятся на разновидности песен (колыбельная, лирическая, плясовая, маршевая), разновидности танцев (вальс, танго, мазурка, менуэт, румба, боссанова... да их очень много), разновидности маршей (военный, свадебный, похоронный и так далее).

Есть мелодии народной музыки, есть мелодии профессионального композиторского творчества. Сравните мелодии разных музыкальных стилей - барокко, рококо, классицизм, неоклассицизм, романтизм, импрессионизм, экспрессионизм, джаз и так далее...Есть мелодии популярной эстрадной музыки.

Есть мелодии разных национальных традиций, разных национальных композиторских школ.

Есть мелодии конкретного композиторского стиля. (сравните - Моцарт, Чайковский, Шопен, Вивальди, Рахманинов, Бах  и многих, многих других)

Есть мелодии "широкого дыхания", есть мелодии, строящиеся из коротких мотивов.

Есть мелодии волнообразного мелодического движения (интервальный скачок - гаммообразное заполнение в противоположном направлении), есть мелодии , движущиеся из вершины вниз, есть восходящие мелодии, есть мелодии, построенные на опеваниях.

Учите наизусть понравившиеся вам мелодии, разбирайтесь, почему они вам понравились, тогда вы сможете сочинить не хуже.

Обновлено 06.07.2017 07:34
 
Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - I
Сольфеджио. Теория музыки
Автор: Гамаюн   
04.08.2013 00:00

См. также

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - I

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - II

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - III

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - IV

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - V

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - VI

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - VII

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - VIII


Как помочь вашему ребёнку успешно учиться в музыкальной школе, если Вы - не музыкант?


Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - I

1. Названия звуков

ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ

Названия белых клавиш фортепиано:

  • Белая клавиша между двумя черными - РЕ.
  • Две белые клавиши справа от РЕ - МИ, ФА.
  • Две белые клавиши справа от ФА (между трех черных) - СОЛЬ, ЛЯ.
  • Две белые клавиши справа от ЛЯ (после трех черных) - СИ, ДО.

2. Названия октав

Октавой называется группа звуков от ДО до каждого следующего ДО.

Октава, которая находится в середине фортепианной клавиатуры, называется первой.

Октавы, которые находятся выше (правее) первой октавы, называются: вторая октава, третья октава, четвертая октава.

Октавы, которые находятся ниже (левее) первой, называются: малая октава, большая октава, контроктава, субконтроктава.

3. Размещение нот на нотоносце

Ноты - это знаки для записи музыки. Нотным станом, или нотоносцем, называется строка из пяти линий, на которых размещаются ноты. Счет линий нотоносца ведется снизу вверх.

Ноты располагаются на линиях, между линиями, под первой линией, над пятой линией, на нижних добавочных линиях, на верхних добавочных линиях.

4. Скрипичный ключ

Скрипичный ключ - это знак, который указывает, что звук СОЛЬ первой октавы записывается на второй линии нотоносца.

Ноты первой октавы в скрипичном ключе записываются так:

ДО - на первой дополнительной линии, РЕ - под первой линией, МИ - на первой линии, ФА - между первой и второй линиями, СОЛЬ - на второй линии, ЛЯ - между второй и третьей линиями, СИ - на третьей линии.

5. Нотное обозначение длительности звуков

Продолжительность звука обозначается различными видами нот.

Белая нота (круг) без палочки -  целая нота.

Белая нота (круг) c палочкой - половинная нота.

Черная нота (круг) с палочкой - четвертная нота

Черная нота с палочкой и хвостиком - восьмая нота.

Основное деление длительности звуков:

Целая делится на 2 половинные, половинная  - на 2 четверти, четверть - на 2 восьмые

Направление палочек нот на нотоносце: до третьей линии палочки пишутся  вверх, выше третьей линии - вниз.

6. Размер 2/4

Размер 2/4 - это двухдольный такт, в котором каждая доля длится четверть, первая доля сильная, вторая - слабая.

Схема дирижирования на 2/4: вниз, вверх.

7. Восьмые в двухдольном такте

Длительности, которые исполняются в 2 раза быстрее, чем четверти, называются восьмыми. На одну четверть приходятся две восьмые.

Деление первой доли такта на две равные части: две восьмые , четверть

Деление второй доли такта на две равные части: четверть, две восьмые

Деление первой и второй долей такта на две равные части: две восьмые, две восьмые.

8. Запись песни со словами и без слов

Если песня записывается без слов, две восьмые, которые составляют четверть, соединяются ребром.

Если песня записывается со словами,  то каждая восьмая, которая приходится на один слог текста, пишется отдельно.

9. Мажор и минор. Тоника

Мажор и минор - наиболее распространенные в музыке лады. Бодрым, жизнерадостным мелодиям, светлым мелодиям соответствует мажорный лад.  Печальным, грустным мелодиям соответствует минорный лад. Главный, опорный звук лада называется тоникой. На тонике чаще всего оканчивается мелодия.

10. Гамма ДО мажор

Гамма До мажор

Гамма - это звуки лада, расположенные по высоте вверх или вниз от тоники до ее октавного повторения. Звуки, из которых состоит гамма, называются ступенями. Полная гамма состоит из восьми ступеней. Восьмая ступень гаммы является повторением первой. Ступени обозначаются римскими цифрами: I, II, III, IV, V, VI, VII. Название гаммы дается по ее главному тону, то есть тонике. В ДО мажоре тоникой является звук ДО.

Ступени гаммы ДО мажор: ДО - I, РЕ - II, МИ - III, ФА - IV, СОЛЬ - V, ЛЯ - VI, СИ - VII, ДО - снова I.

11. Тоническое трезвучие

Кроме тоники (первая ступень), к опорным звукам лада относятся также третья и пятая ступени. Первая, третья и пятая ступени образуют тоническое трезвучие.

Тоническое трезвучие в ДО мажоре: ДО - I, МИ - III, СОЛЬ - V.

12. Вводные звуки

Вводные звуки - звуки, окружающие тонику (VII и II ступени).

Вводные звуки в ДО мажоре: СИ - РЕ.

Восходящий вводный звук в ДО мажоре - СИ.

Нисходящий вводный звук в ДО мажоре - РЕ.

Переход восходящего вводного звука в тонику: СИ переходит в ДО.

Переход нисходящего вводного звука в тонику: РЕ переходит в ДО.

13. Полутон и тон

Полутон - это расстояние между двумя ближайшими звуками. Два полутона составляют целый тон.

Тоны и полутоны в гамме ДО мажор:

ДО-РЕ - тон, РЕ-МИ - тон, МИ-ФА - полутон, ФА-СОЛЬ - тон, СОЛЬ-ЛЯ - тон, ЛЯ-СИ - тон, СИ-ДО - полутон.

А здесь есть музыкальные аудио-диктанты для 1 класса сольфеджио - в ДО мажоре.

14. Диез, бемоль, бекар

Знаки повышения и понижения отдельных звуков называются знаками альтерации, или хроматическими знаками.

Диез - знак повышения звука на полтона:  #

Бемоль - знак понижения звука на полтона:  b

Бекар - знак, который отменяет действие диеза или бемоля.

Названия черных клавиш фортепиано:

  • Черная клавиша между ДО и РЕ - ДО-диез или РЕ-бемоль.
  • Черная клавиша между РЕ и МИ - РЕ-диез или МИ-бемоль.
  • Черная клавиша между ФА и СОЛЬ - ФА-диез или СОЛЬ-бемоль.
  • Черная клавиша между СОЛЬ и ЛЯ - СОЛЬ-диез или ЛЯ-бемоль.
  • Черная клавиша между ЛЯ и СИ - ЛЯ-диез или СИ-бемоль.

15. Ключевые и неключевые знаки альтерации

Диезы или бемоли, поставленные около ключа, называются ключевыми знаками альтерации. Ключевые знаки сохраняются на протяжении всей мелодии.

Диез или бемоль, стоящие перед нотой, называются неключевыми, или случайными, знаками альтерации. Случайные знаки сохраняются только в данном такте.

16. Тональность СОЛЬ мажор

Тональность СОЛЬ мажор

СОЛЬ мажор - мажорный лад, в котором тоникой является звук СОЛЬ (лад с одним диезом в ключе).

Звуки, из которых состоит СОЛЬ мажор:

  • СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО, РЕ, МИ, ФА-диез, (СОЛЬ).

Ключевой знак в тональности СОЛЬ мажор:

  • ФА-диез.

Гамма Соль мажор и ее ступени:

  • СОЛЬ - I, ЛЯ - II, СИ - III, ДО - IV, РЕ - V, МИ - VI, ФА-диез - VII, (СОЛЬ) - I.

Тоническое трезвучие в СОЛЬ мажоре:

  • СОЛЬ - I, СИ - III, РЕ - V.

Вводные звуки в СОЛЬ мажоре:

  • ФА-диез - VII, ЛЯ - II.

17. Тональность ФА мажор

Тональность ФА мажор

ФА мажор - мажорный лад, в котором тоникой является звук ФА (лад с одним бемолем в ключе).

Звуки, из которых состоит ФА мажор:

  • ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ-бемоль, ДО, РЕ, МИ, (ФА).

Ключевой знак в тональности ФА мажор:

  • СИ-бемоль.

Гамма ФА мажор и ее ступени:

  • ФА -I, СОЛЬ - II, ЛЯ - III, СИ-бемоль - IV, ДО - V, РЕ - VI, МИ - VII, (ФА) - I.

Тоническое трезвучие в ФА мажоре:

  • ФА-I, ЛЯ - III, ДО - V.

Вводные звуки в ФА мажоре:

  • МИ - VII, СОЛЬ - II.

18. Транспозиция

Транспозицией называется перенесение мелодии из одной тональности в другую.

При этом в мелодии с первоначальной тональностью проставляются номера ступеней, номера ступеней подписываются под новый нотный стан, затем приписываются над номерами ступеней ноты мелодии уже в новой тональности.

19. Пауза

Паузой называется перерыв в звучании (знак молчания).

Целая пауза, равная по длительности целой ноте, записывается как черный прямоугольник под четвертой линейкой.

Половинная пауза, равная по длительности половинной ноте, записывается как черный прямоугольник на третьей линейке.

Четвертная пауза, равная по длительности четвертной ноте, записывается как знак, напоминающий зигзаг.

Восьмая пауза, равная по длительности восьмой ноте, записывается как знак, напоминающий цифру четыре.

20. Музыкальная фраза

Фразы - это части, на которые разделяется мелодия.

Ритмические остановки или паузы в мелодии (они называются цезурами) указывают на окончание музыкальных фраз. Всякая повторность в мелодии - точная или с некоторыми изменениями - создает ощущение начала новой музыкальной фразы. Конец фразы обозначается знаком "галка" или "запятая".

21. Реприза

Репризой называется знак повторения, это две точки - выше второй и выше третьей линеек около двух вертикальных линий.

22. Басовый ключ

Басовый ключ - это знак,  который указывает, что звук ФА малой октавы записывается на четвертой линии нотоносца.

Соответственно расположению ноты ФА на четвертой линии располагаются и другие ноты, например, нота ДО большой октавы записывается на второй дополнительной линии снизу, а нота ДО малой октавы - между второй и третьей линией.

23. Тональность ЛЯ минор

Тональность ЛЯ минор

ЛЯ минор -  минорный лад, в котором тоникой является звук ЛЯ. Это лад, параллельный ДО мажору.

Параллельными называются мажорная и минорная тональности с одинаковыми ключевыми знаками. Тоника параллельной минорной тональности является шестой ступенью мажорной тональности.

Гамма ЛЯ минор и ее ступени:

ЛЯ - I, СИ - II, ДО - III, РЕ - IV, МИ - V, ФА - VI, СОЛЬ - VII, (ЛЯ) - I.

Тоническое трезвучие в ЛЯ миноре: ЛЯ - I, ДО - III, МИ - V.

Обновлено 28.06.2017 10:06
 
Как поступить в музыкальное училище
Сольфеджио. Теория музыки - Сольфеджио и теория музыки в музыкальной школе
Автор: Гамаюн   
04.08.2013 00:00

Как поступить в музыкальное училище, все что надо знать для поступления в музыкальное училище

В-общем, сейчас поступить в музыкальное училище очень просто, так как берут всех подряд. (Единственное училище, в котором всегда есть конкурс - это эстрадно-джазовое в Москве. Также обычно есть конкурс на вокальные отделения почти во всех училищах.)

Вопрос - кто должен в нем учиться? Чтобы вас не выгнали после первой же проваленной сессии, вам нужно знать, какими качествами вы должны обладать.

Не имеет значения, на какое отделение вы поступаете, вы должны очень хорошо знать курс сольфеджио и музыкальной литературы в музыкальной школе, кроме того, вы должны обладать чувствами, пережить достаточно жизненных впечатлений и удерживать их в памяти - уметь наслаждаться сменой времен года, дня и ночи, восходом, заходом солнца, сиянием луны и блеском звезд, плеском воды в реке, сверканием искрящегося на солнце снега, пением птиц в лесу, шумом моря, шуршанием листьев, свежестью ветра, любить другого человека, подмечать черты характера людей, уметь слушать шаги, уметь преодолевать жизненные невзгоды, уметь переживать и радость и печаль во множестве оттенков, иметь подвижный, быстрый, блестящий ум, уметь развлекаться и развлекать других, обладать фантазией, знать и любить литературу (особенно поэзию), очень желательно начать учить языки - итальянский, немецкий, знать западную философию хотя бы в общих чертах.

Кроме того, вы должны быть одарены именно в музыке - попробуйте сочинить что-нибудь  - мелодию, красивую последовательность аккордов или изысканный ритмический рисунок. У вас должно быть чувство стиля, любимый композитор или композиторы. Кроме того, вы должны знать, что все композиторы первого ранга - чуть-чуть или совсем сумасшедшие люди, они могли опускаться в определенное состояние глубокой сосредоточенности (которое называют вдохновение), испытывая при этом либо очень сильную радость, подъем всех жизненных сил, либо, наоборот, глубокую депрессию. Возможно, вы испытывали похожее состояние, когда болели вирусным заболеванием, сидели дома и вам хотелось при этом что-то либо сочинять, либо рисовать - у каждого по-разному, либо вы можете почувствовать это состояние, если будете слушать музыку, почти засыпая. Композиторы сами вызывали у себя это состояние разными способами. Суть в том, что понять и полностью почувствовать их музыку мы можем лишь тогда, когда сами будем находиться в этом состоянии.

Что касается сольфеджио и музыкальной литературы, вы сами можете проверить свои знания. Ответьте сами себе на несколько вопросов:

1) вы слушаете новую песню, вы слышите ее мелодию нотами?

2) вы можете, прослушав 8 раз композицию типа музыки к советскому сериалу "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона" подобрать ее мелодию и аккомпанемент? http://shholmes.narod.ru/other.html  - главная тема.

3) вы знаете знаки во всех тональностях, включая тональности с 6-ю и 7-ю знаками? А как насчет 3-х видов минора и 3-х видов мажора? А что такое параллельные, одноименные, однотерцовые и энгармонически равные тональности?А как строятся хроматические гаммы? Что такое лады народной музыки?

4) вы знаете, можете построить и спеть любые интервалы от звука и в тональности? Например, постройте и спойте от фа-диез вниз малую сексту, увеличенную кварту с разрешением во все возможные тональности, увеличенную секунду с разрешением, малую секунду, в гармоническом соль-диез миноре постройте и спойте чистую кварту на пятой ступени, увеличенную кварту на шестой ступени, малую сексту на пятой ступени, чистую октаву на пятой ступени, большую секунду на четвертой ступени, большую септиму на третьей ступени, большую сексту на третьей ступени

5) вы знаете все аккорды, которые прошли в курсе музыкальной школы? Постройте в Ми мажоре вводный септаккорд, доминантовый секстаккорд, доминантовый квинтсекстаккорд, разрешите в тоническое трезвучие, тонический секстаккорд, трезвучие второй ступени, секстаккорд второй ступени, кадансовый (тонический) квартсекстаккорд, доминантовый секундаккорд, его разрешение в тонический секстаккорд. Спойте построенную цепочку.

6)постройте все известные вам аккорды вверх от фа-диез и вниз от ля-бемоль, можно использовать энгармоническую замену звуков. (4 вида трезвучий, мажорный и минорный секстаккорды, мажорный и минорный квартсекстаккорды, доминантсептаккорд, доминантовый квинтсекстаккорд, доминантовый терцквартаккорд, доминантовый секундаккорд, уменьшенный септаккорд, малый уменьшенный септаккорд, малый минорный септаккорд.)

7)возьмите учебник седьмого класса сольфеджио или 6-го класса сольфеджио Калужской и спойте из каждой темы самый трудный номер.

8)расскажите биографии композиторов, пройденных в курсе музыкальной литературы.

Каково содержание музыки Баха? В каких жанрах он писал музыку?

Каково содержание музыки  ГайднаМоцартаБетховенаШопена, Шуберта,  Глинки,  Даргомыжского,  Мусоргского,  Бородина,  Римского-Корсакова,  Чайковского,  Рахманинова,  Скрябина, Стравинского, Прокофьева,  Шостаковича,  Свиридова? Перечислите произведения этих композиторов, которые вы прошли в курсе музыкальной литературы.

Что такое опера? Каков сюжет опер, которые вы назвали? Кто подсказал этот сюжет композитору?  Кто писал словесный текст (либретто) для опер?Каковы главные персонажи, как их зовут?Сколько действий в "Свадьбе Фигаро"? В "Жизни за царя"? В "Руслане и Людмиле"? В "Снегурочке"? В "Борисе Годунове"? В "Князе Игоре"? В "Русалке"? В "Евгении Онегине"? Какова драматургия этих опер? Какова идея?

Что такое балет? Кому принадлежат балеты "Золушка"? "Щелкунчик"? "Петрушка".

Что такое симфония? Симфонии каких композиторов вы изучали? Каковы их тональности? Сколько в них частей? Каково содержание и форма частей?

Что такое концерт ( как жанр)? Каково содержание концертов Чайковского №1 и Рахманинова № 2?

Какие романсы и песни и  каких композиторов вы изучали?

Какие произведения для фортепиано и каких композиторов вы изучали? Что такое соната? Что такое прелюдияэтюд, этюд-картина, марш, мазурка, полонез, вальс, экспромт, ноктюрн, музыкальный момент?

Что такое месса, токката, хоральная прелюдия, инвенция, фуга, сюита ?Какой склад письма был у Иоганна Себастьяна Баха, а какой у венских классиков?  К каким направлениям (барокко, классицизм, романтизм) принадлежат творчество Баха, венских классиков, Шопена, Шуберта?

9) Напойте или наиграйте все темы, которые приведены в учебниках музыкальной литературы за курс музыкальной школы, выучите их наизусть.

10) Вы должны знать не только эти темы, но на слух определять любое место в пройденных произведениях.

11) Расскажите об образе (характере) Руслана в опере Глинки, какими номерами и как он охарактеризован. Вы должны уметь рассказать о любом произведении, пройденном в курсе музыкальной литературы.

Обновлено 06.07.2017 07:34
 
Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - III
Сольфеджио. Теория музыки
Автор: Гамаюн   
04.08.2013 00:00

См. также

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - I

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - II

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - IV

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - V

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - VI

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - VII

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - VIII


Как помочь вашему ребёнку успешно учиться в музыкальной школе, если Вы - не музыкант?


Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - III

А здесь есть музыкальные аудио-диктанты для 3 класса сольфеджио - в СИ миноре

40. Секунды в мажорном ладу

Секунды в мажорном ладу

В мажорном ладу образуются следующие секунды:

  • малые секунды на III и VII ступенях;
  • большие секунды на I, II,  IV,  V, VI ступенях.

Большие секунды в тональности ДО мажор:

  • ДО-РЕ, РЕ-МИ, ФА-СОЛЬ, СОЛЬ-ЛЯ, ЛЯ-СИ.

Малые секунды в тональности ДО мажор:

  • МИ-ФА, СИ-ДО.

41. Большая и малая терции

Терция - интервал, который содержит три ступени. Терция называется большой, если она составляет два тона. Терция называется малой, если она составляет полтора тона. Большая терция обозначается б. 3, малая терция обозначается м. 3.

Большая терция вверх от звука ДО: ДО-МИ; малая терция вверх от звука ДО: ДО-МИ-бемоль.

Большая терция вниз от звука ДО: ДО-ЛЯ-бемоль; малая терция вниз от звука ДО: ДО-ЛЯ.

42. Терции в мажорном ладу

Терции в мажорном ладу

В мажорном ладу образуются следующие терции:

  • большие терции - на I , IV, V ступенях;
  • малые терции - на II, III, VI, VII ступенях.

Большие терции в тональности ДО мажор:

  • ДО-МИ (на I), ФА-ЛЯ(на IV), СОЛЬ-СИ(на V).

Малые терции в тональности ДО мажор:

  • РЕ-ФА (на II), МИ-СОЛЬ(на III), ЛЯ-ДО(на VI), СИ-РЕ(на VII).

43. Мажорное и минорное трезвучия

Трезвучием называется аккорд из трех звуков, расположенных по терциям.

Если нижняя терция в трезвучии большая, а верхняя малая, то оно называется мажорным или большим.

Если нижняя терция в трезвучии малая, а верхняя большая, то оно называется минорным или малым.

Мажорное трезвучие от звука ДО:

  • ДО-МИ-СОЛЬ.

Минорное трезвучие от звука ЛЯ:

  • ЛЯ-ДО-МИ.

44. Чистые квинты в мажорном ладу

Квинта - интервал, который содержит пять ступеней. Квинта называется чистой, если она составляет три с половиной тона. Чистая квинта обозначается ч. 5.

Чистая квинта в тоническом трезвучии ДО мажора:

  • ДО-СОЛЬ в трезвучии ДО-МИ-СОЛЬ.

Чистые квинты в ДО мажоре:

  • ДО-СОЛЬ(I), РЕ-ЛЯ(II), МИ-СИ(III), ФА-ДО(IV), СОЛЬ-РЕ(V), ЛЯ-МИ(VI).
  • На VII ступени чистой квинты нет.

45. Чистые кварты в мажорном ладу

Кварта - интервал, который содержит четыре ступени. Кварта называется чистой, если она составляет два с половиной тона. Чистая кварта обозначается ч. 4.

Чистая кварта в тоническом трезвучии ДО мажора:

  • СОЛЬ-ДО в развернутом трезвучии ДО-МИ-СОЛЬ-ДО.

Чистые кварты в ДО мажоре:

  • ДО-ФА(I), РЕ-СОЛЬ(II), МИ-ЛЯ(III), на IV ступени ч.4 нет, СОЛЬ-ДО(V), ЛЯ-РЕ (VI), СИ-МИ(VII).

46. Тональность СИ-бемоль мажор

СИ-бемоль мажор - мажорный лад, в котором тоникой является звук СИ-бемоль (лад с двумя бемолями в ключе).
Звуки, из которых состоит СИ-бемоль мажор:

  • СИ-бемоль, ДО, РЕ, МИ-бемоль, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ-бемоль.

Ключевые знаки в тональности СИ-бемоль мажор:

  • СИ-бемоль на третьей линейке и МИ-бемоль между четвертой и пятой линейками.

Гамма СИ-бемоль мажор и ее ступени:

  • СИ-бемоль(I), ДО(II), РЕ(III), МИ-бемоль(IV), ФА(V), СОЛЬ(VI), ЛЯ(VII), СИ-бемоль(I).

Тоническое трезвучие в СИ-бемоль мажоре:

  • СИ-бемоль(I) - РЕ(III) - ФА(V).

Неустойчивые звуки с разрешением в СИ-бемоль мажоре:

  • ЛЯ(VII) в СИ-бемоль(I), ДО(II) в СИ-бемоль(I), ДО(II) в РЕ(III), МИ-бемоль(IV) в РЕ(III), МИ-бемоль(IV) в ФА(V), СОЛЬ(VI) в ФА(V).

47. Тональность СОЛЬ минор

СОЛЬ минор - минорный лад, в котором тоникой является звук СОЛЬ (лад, параллельный СИ-бемоль мажору, с двумя бемолями в ключе).
Звуки, из которых состоит СОЛЬ минор натуральный:

  • СОЛЬ, ЛЯ, СИ-бемоль, ДО, РЕ, МИ-бемоль, ФА, СОЛЬ.

Ключевые знаки в тональности СОЛЬ минор:

  • СИ-бемоль на третьей линейке и МИ-бемоль между четвертой и пятой линейками.

Гамма СОЛЬ минор натуральная и ее ступени:

  • СОЛЬ(I), ЛЯ(II), СИ-бемоль(III), ДО(IV), РЕ(V), МИ-бемоль(VI), ФА(VII), СОЛЬ(I).

Гамма СОЛЬ минор гармоническая:

  • СОЛЬ, ЛЯ, СИ-бемоль, ДО, РЕ, МИ-бемоль, ФА-диез(VII), СОЛЬ.

Гамма СОЛЬ минор мелодическая:

  • СОЛЬ, ЛЯ, СИ-бемоль, ДО, РЕ, МИ-бекар(VI), ФА-диез(VII), СОЛЬ.

Тоническое трезвучие в СОЛЬ миноре:

  • СОЛЬ(I) - СИ-бемоль(III) - РЕ(V).

Неустойчивые звуки с разрешением в гармоническом СОЛЬ миноре:

  • ФА-диез(VII) в СОЛЬ(I), ЛЯ(II) в СОЛЬ(I), ЛЯ(II) в СИ-бемоль(III), ДО(IV) в СИ-бемоль(III), ДО(IV) в РЕ(V), МИ-бемоль(VI) в РЕ(V).

48. Тритоны в мажорном ладу

Тритоны в мажорном ладу

Тритоны - интервалы, в которых содержатся три тона К тритонам относятся увеличенная кварта и уменьшенная квинта. Тритоны - резко звучащие интервалы. В них оба звука неустойчивые и тяготеют к ближайшим устойчивым звукам. При разрешении увеличенной кварты звуки расходятся, а при разрешении уменьшенной квинты звуки сходятся.
Увеличенная кварта в ДО мажоре:

  • ФА-СИ ув.4 на IV.

Уменьшенная квинта в ДО мажоре:

  • СИ-ФА ум.5 на VII.

Разрешение увеличенной кварты в ДО мажоре:

  • ФА-СИ в МИ-ДО м.6 на III.

Разрешение уменьшенной квинты в ДО мажоре:

  • СИ-ФА в ДО-МИ б.3 на I.

49. Секунды в гармоническом миноре

Секунды в гармоническом миноре

В гармоническом миноре образуются следующие секунды:

  • малые секунды - на II,V и VII ступенях;
  • большие секунды - на I,III и IV ступенях;
  • увеличенная секунда - на VI ступени

Секунды  в гармоническом ЛЯ миноре:

  • ЛЯ-СИ (б.2 на I), СИ-ДО (м.2 на II), ДО-РЕ (б.2 на III), РЕ-МИ (б.2 на IV), МИ-ФА (м.2 на V) , ФА-СОЛЬ-диез (ув.2 на VI) , СОЛЬ-диез-ЛЯ (м.2 на VII)

Разрешение увеличенной секунды в ЛЯ миноре:

  • ФА-СОЛЬ-диез в МИ-ЛЯ (ч.4)

50. Терции в гармоническом миноре

В гармоническом миноре образуются следующие терции:

  • малые терции - на I, II, IV и VII ступенях;
  • большие терции - на III, V и VI ступенях

Терции в гармоническом ЛЯ миноре:

  • ЛЯ-ДО (м.3 на I), СИ-РЕ (м.3 на II), ДО-МИ (б.3 на III), РЕ-ФА (м.3 на IV), МИ-СОЛЬ-диез (б.3 на V), ФА-ЛЯ (б.3 на VI), СОЛЬ-диез-СИ (м.3 на VII).

51. Главные трезвучия мажора и гармонического минора

Главные трезвучия мажора

Главные трезвучия лада - тоническое трезвучие (на I ступени), доминантовое трезвучие (на V ступени), субдоминантовое трезвучие (на IV ступени).

Главные трезвучия в тональности ДО мажор:

  • ДО-МИ-СОЛЬ (тоническое трезвучие на I ступени)
  • СОЛЬ-СИ-РЕ (доминантовое трезвучие на V  ступени)
  • ФА-ЛЯ-ДО (субдоминантовое трезвучие на IV ступени)

Главные трезвучия в тональности ЛЯ минор (гармонический):

  • ЛЯ-ДО-МИ (тоническое трезвучие на I ступени)
  • МИ-СОЛЬ-диез-СИ (доминантовое трезвучие на V  ступени)
  • РЕ-ФА-ЛЯ (субдоминантовое трезвучие на IV ступени)

52. Названия нижнего, среднего и верхнего звуков трезвучия

Звуки, из которых складывается трезвучие, имеют особые названия.

Название нижнего звука трезвучия- основной тон, или прима.
В трезвучии ДО-МИ-СОЛЬ это звук ДО.

Название верхнего звука трезвучия - терцовый тон, или терция.
В трезвучии ДО-МИ-СОЛЬ это звук МИ.

Название верхнего звука трезвучия - квинтовый тон, или квинта
В трезвучии ДО-МИ-СОЛЬ это звук СОЛЬ.

53. Шестнадцатые (имеют по два ребра или по два хвоста)

Длительности, которые исполняются в два раза быстрее, чем восьмые, называются шестнадцатыми. На одну четверть приходятся четыре шестнадцатых.

Ритмические группы с шестнадцатыми:

  • 4 шестнадцатых;
  • 1 восьмая и 2 шестнадцатых;
  • 2 шестнадцатых и 1 восьмая.

54. Пунктирный ритм с шестнадцатыми

Сочетание длительностей - восьмая с точкой и шестнадцатая называется пунктирным ритмом.

55. Тональность ЛЯ мажор

ЛЯ мажор - мажорный лад, в котором тоникой является звук ЛЯ (лад с тремя диезами в ключе).
Звуки, из которых состоит ЛЯ мажор:

  • ЛЯ, СИ, ДО-диез, РЕ, МИ, ФА-диез, СОЛЬ-диез, ЛЯ.

Ключевые знаки в ЛЯ мажоре:

  • ФА-диез на пятой линейке, ДО-диез между третьей и четвертой линейками и СОЛЬ-диез выше пятой линейки.

Гамма ЛЯ мажор и ее ступени:

  • ЛЯ(I), СИ(II), ДО-диез(III), РЕ(IV), МИ(V), ФА-диез(VI), СОЛЬ-диез(VII), ЛЯ(I).

Неустойчивые звуки с разрешением в ЛЯ мажоре:

  • СОЛЬ-диез(VII) в ЛЯ(I), СИ(II) в ЛЯ(I), СИ(II) в ДО-диез(III), РЕ(IV) в ДО-диез(III), РЕ(IV) в МИ(V), ФА-диез(VI) в МИ(V).

56. Тональность ФА-диез минор

ФА-диез минор - минорный лад, в котором тоникой является звук ФА-диез (лад, параллельный ЛЯ мажору, с тремя диезами в ключе).

Звуки, из которых состоит ФА-диез минор натуральный:

  • ФА-диез, СОЛЬ-диез, ЛЯ, СИ, ДО-диез, РЕ, МИ, ФА-диез.

Ключевые знаки в тональности ФА-диез минор:

  • ФА-диез на пятой линейке, ДО-диез между третьей и четвертой линейками и СОЛЬ-диез выше пятой линейки.

Гамма ФА-диез минор натуральная и ее ступени:

  • ФА-диез(I), СОЛЬ-диез(II), ЛЯ(III), СИ(IV), ДО-диез(V), РЕ(VI), МИ(VII), ФА-диез(I).

Гамма ФА-диез минор гармоническая и ее ступени:

  • ФА-диез(I), СОЛЬ-диез(II), ЛЯ(III), СИ(IV), ДО-диез(V), РЕ(VI), МИ-диез(VII), ФА-диез(I).

Гамма ФА-диез минор мелодическая и ее ступени:

  • ФА-диез(I), СОЛЬ-диез(II), ЛЯ(III), СИ(IV), ДО-диез(V), РЕ-диез(VI), МИ-диез(VII), ФА-диез(I).

Неустойчивые звуки с разрешением в гармоническом ФА-диез миноре:

  • МИ-диез(VII) в ФА-диез(I), СОЛЬ-диез(II) в ФА-диез(I), СОЛЬ-диез(II) в ЛЯ(III), СИ(IV) в ЛЯ(III), СИ(IV) в ДО-диез(V), РЕ(VI) в ДО-диез(V)

57. Тональность МИ-бемоль мажор

МИ-бемоль мажор - мажорный лад, в котором тоникой является звук МИ-бемоль (лад с тремя бемолями в ключе).
Звуки, из которых состоит МИ-бемоль мажор:

  • МИ-бемоль-ФА-СОЛЬ-ЛЯ-бемоль-СИ-бемоль-ДО-РЕ-МИ-бемоль.

Ключевые знаки в тональности МИ-бемоль мажор:

  • СИ-бемоль на третьей линейке, МИ-бемоль между четвертой и пятой линейками и ЛЯ-бемоль между второй и третьей линейками.

Гамма МИ-бемоль мажор и ее ступени:

  • МИ-бемоль(I), ФА(II), СОЛЬ(III), ЛЯ-бемоль(IV), СИ-бемоль(V), ДО(VI), РЕ(VII), МИ-бемоль(I).

Неустойчивые звуки с разрешением в ЛЯ мажоре:

  • РЕ(VII) в МИ-бемоль(I), ФА(II) в МИ-бемоль(I), ФА(II) в СОЛЬ(III), ЛЯ-бемоль(IV) в СОЛЬ(III), ЛЯ-бемоль(IV) в СИ-бемоль(V), ДО(VI) в СИ-бемоль(V).

58. Тональность ДО минор

Тональность ДО минор - минорный лад, в котором тоникой является звук ДО (лад, параллельный МИ-бемоль мажору, с тремя бемолями в ключе).

Звуки, из которых состоит ДО минор натуральный:

  • ДО-РЕ-МИ-бемоль- ФА-СОЛЬ-ЛЯ-бемоль-СИ-бемоль-ДО

Ключевые знаки в тональности ДО минор:

  • СИ-бемоль на третьей линейке, МИ-бемоль между четвертой и пятой линейками и ЛЯ-бемоль между второй и третьей линейками.

Гамма ДО минор натуральная и ее ступени:

  • ДО(I), РЕ(II), МИ-бемоль(III), ФА(IV), СОЛЬ(V), ЛЯ-бемоль(VI), СИ-бемоль(VII), ДО(I).

Гамма ДО минор гармоническая и ее ступени:

  • ДО(I), РЕ(II), МИ-бемоль(III), ФА(IV), СОЛЬ(V), ЛЯ-бемоль(VI), СИ-бекар(VII), ДО(I).

Гамма ФА-диез минор мелодическая и ее ступени:

  • ДО(I), РЕ(II), МИ-бемоль(III), ФА(IV), СОЛЬ(V), ЛЯ-бекар(VI), СИ-бекар(VII), ДО(I).

Неустойчивые звуки с разрешением в гармоническом ДО миноре:

  • СИ-бекар(VII) в ДО(I), РЕ(II) в ДО(I), РЕ(II) в МИ-бемоль(III), ФА(IV) в МИ-бемоль(III), ФА(IV) в СОЛЬ(V), ЛЯ-бемоль(VI) в СОЛЬ(V).

59. Большие и малые сексты.

Секста - интервал, который содержит шесть ступеней. Секста называется большой, если она составляет четыре с половиной тона. Секста называется малой, если она составляет четыре тона. Большая секста обозначается б. 6, малая секста обозначается м. 6.
Большая секста от звука ДО вверх:

  •   ДО-ЛЯ, малая секста от звука ДО вверх - ДО-ЛЯ-бемоль.

Большая секста от звука ДО вниз:

  • ДО- МИ-бемоль, малая секста от звука ДО вниз - ДО-МИ.

60. Сексты в мажорном ладу

В мажорном ладу образуются следующие сексты:

  • малые сексты - на III,VI и VII ступенях;
  • большие сексты - на I,II,IV и V ступенях.

Сексты в тональности ДО мажор:

  • ДО-ЛЯ (б.6 на I), РЕ-СИ (б.6 на II), МИ-ДО (м.6 на III), ФА-РЕ (б.6 на IV), СОЛЬ-МИ (б.6 на V), ЛЯ-ФА (м.6 на VI), СИ-СОЛЬ (м.6 на VII).

61. Обращения трезвучий

Обращением трезвучия называется такой вид трезвучия, в котором нижним звуком является терция или квинта основного трезвучия.

Основное трезвучие:

  • ДО-МИ-СОЛЬ.

Первое обращение:

  • МИ-СОЛЬ-ДО, называется секстаккорд.

Второе обращение:

  • СОЛЬ-ДО-МИ, называется квартсекстаккорд.

Обращения главных трезвучий в ДО мажоре:

  • тоническое трезвучие: ДО-МИ-СОЛЬ, обозначается Т53;
  • тонический секстаккорд: МИ-СОЛЬ-ДО, обозначается Т6;
  • тонический квартсекстаккорд: СОЛЬ-ДО-МИ, обозначается Т64;
  • доминантовое трезвучие: СОЛЬ-СИ-РЕ, обозначается D53;
  • доминантовый секстаккорд: СИ-РЕ-СОЛЬ, обозначается D6;
  • доминантовый квартсекстаккорд: РЕ-СОЛЬ-СИ, обозначается D64;
  • субдоминантовое трезвучие: ФА-ЛЯ-ДО, обозначается S53;
  • субдоминантовый секстаккорд: ЛЯ-ДО-ФА, обозначается S6;
  • субдоминантовый квартсекстаккорд:ДО-ФА-ЛЯ, обозначается S64.

Обращения главных трезвучий в гармоническом ЛЯ миноре:

  • тоническое трезвучие: ЛЯ-ДО-МИ, обозначается t53;
  • тонический секстаккорд: ДО-МИ-ЛЯ, обозначается t6;
  • тонический квартсекстаккорд: МИ-ЛЯ-ДО, обозначается t64;
  • доминантовое трезвучие: МИ-СОЛЬ-диез-СИ, обозначается D53;
  • доминантовый секстаккорд: СОЛЬ-диез-СИ-МИ, обозначается D6;
  • доминантовый квартсекстаккорд: СИ-МИ-СОЛЬ-диез, обозначается D64;
  • субдоминантовое трезвучие: РЕ-ФА-ЛЯ, обозначается s53;
  • субдоминантовый секстаккорд: ФА-ЛЯ-РЕ, обозначается s6;
  • субдоминантовый квартсекстаккорд: ЛЯ-РЕ-ФА, обозначается s64.

62. Большие и малые септимы

Септима - интервал, который содержит семь ступеней. Септима называется большой, если она составляет пять с половиной тонов. Септима называется малой, если она составляет пять тонов. Большая септима обозначается б. 7, малая септима обозначается м. 7.

Большая септима от звука ДО вверх:

  • ДО-СИ.

Малая септима от звука ДО вверх:

  • ДО-СИ-бемоль.

Большая септима от звука ДО вниз:

  • ДО-РЕ-бемоль.

Малая септима от звука ДО вниз:

  • ДО-РЕ.

63. Септимы в мажорном ладу

В мажорном ладу образуются следующие септимы:

  • большие септимы  - на I и IV ступенях,
  • малые септимы - на II, III, V, VI и  VII ступенях.

Септимы в тональности ДО мажор:

  • ДО-СИ (б.7 на I), РЕ-ДО (м.7 на II), МИ-РЕ (м.7 на III), ФА-МИ (б.7 на IV), СОЛЬ-ФА (м.7 на V), ЛЯ-СОЛЬ (м.7 на VI), СИ-ЛЯ (м.7 на VII).

64. Обращения интервалов

Обращением интервалов называется перемещение нижнего звука интервала на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз. В результате получается другой интервал, который вместе с первоначальным составляет октаву.

Обращение интервалов:

  • прима обращается в октаву;
  • секунда обращается в септиму;
  • терция обращается в сексту;
  • кварта обращается в квинту.

И наоборот:

  • квинта - в кварту;
  • секста - в терцию;
  • септима - в секунду;
  • октава - в приму.

Изменения вида интервала при обращении:

  • большие интервалы обращаются в малые;
  • малые - в большие;
  • увеличенные - в уменьшенные;
  • уменьшенные - в увеличенные;
  • чистые - в чистые.
Обновлено 05.07.2017 19:26
 
«ПерваяПредыдущая1234СледующаяПоследняя»

Страница 1 из 4.
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 240 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru