Рейтинг@Mail.ru





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

Гармонический анализ музыки

Гармонический анализ музыки позволяет специфически музыкальными приёмами разобраться в цветовой палитре музыкального произведения, в логике гармонического движения, помогает дать эстетическую оценку произведению, поставить его в ряд других произведений - этого же композитора и других композиторов, определить степень новизны или традиционности гармонических средств произведения.

Различаются виды гармонического анализа:

умение правильно и точно объяснить данный гармонический факт (аккорд, голосоведение, каденция);

умение понять и гармонически обобщить данный отрывок (логика функционального движения, взаимосвязь каденций, определение ладотональности, взаимообусловленность мелодии и гармонии и тому подобное;

умение все существенные черты гармонического склада связать с характером музыки, с развитием формы и с индивидуальными особенностями гармонического языка данного произведения, композитора   или целого направления (школы).



Анализ композиции "Картинок с выставки" Мусоргского, сквозное развитие, единство в последовании рефрена и пьес-картин  E-mail
Гармония - Гармонический анализ музыки
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 15:03

4. СКВОЗНОЕ РАЗВИТИЕ.
ЕДИНСТВО В ПОСЛЕДОВАНИИ РЕФРЕНА
ПЬEC-КАРТИН

Композиционная стройность проведений рефрена и пьес-картин — лишь один из факторов, обеспечивающих единство цикла.
Большую роль играет также и непрерывная линия сквозного развития, охватывающая все пьесы цикла в их последовательном сопоставлении, — она объединяет рассмотренные нами порознь два ряда в одно целое.
Прежде всего надо обратить внимание на обозначение attacca, стоящее между отдельными пьесами.
По мере развития учащается слияние соседних пьес: если в начале attacca объединяла только рефрен с последующей пьесой, то с четвертого проведения рефрена в одну группу сливается несколько пьес. Самая большая группа пьес по количеству — от пятого проведения рефрена до пьесы «С мертвыми» включительно, а по величине — последняя группа, объединяющая «Бабу-Ягу» и «Богатырские ворота»*.
Пьесы «Катакомбы» и «С мертвыми» образуют единую двухчастную форму, а резко контрастные пьесы «С мертвыми», «Баба-Яга» соединяются посредством звуков fis и g. Это способствует слиянию соседних групп. В результате обе группы от 5-го проведения рефрена и до конца объединены в одно целое.
Во всем этом проявляется важнейшая тенденция в развитии крупных инструментальных произведений — от расчлененности к слитности**.
Венец развития — финал — совершенно новый тип пьесы-картины (эпический по содержанию) и самый крупный номер цикла, его «центр тяжести». Поэтому завершение происходит как на основе принципа «перемены в n-ный раз»,так и
* Возрастание протяженности пьес к концу — тоже фактор, заслуживающий внимания. Выше было уже сказано о том, что взятые вне рефрена пьесы-картины образовали бы цикл, по композиции сходный с «Бабочками» Шумана. Но именно в «Бабочках» последние пьесы крупнее всех по величине.
** Об особой роли этого фактора в «Картинках с выставки» сказано ниже.

на основе принципа суммирования.
В разбираемом цикле большую организующую роль играет его тональный план.
Принимая во внимание подчиненность тональности рефрена тональности пьес-картин, для изучения логики тонального плана следует опираться в первую очередь на десять пьес-картин.
Тональный план их рондообразен  (основная тональность — Es):
es gis H    gis F b  Es  h  С  Es

1    2    3    4   5  6   7   8   9  10
При этом №№ 2—4 дают отклонения от Es в сторону простых субдоминантовых ступеней — IV (gis), VI (Н), IV (gis); № 5 и 6, стоящие в центре композиции, — в сторону доминантовых ступеней: DD=II маж. — F и мин. D—b; № 7 — тональный рефрен. После него в № 8 и 9 появляются отклонения в область глубокой субдоминанты (h и С). Логика тонального плана заключается не только в его рондообразности, но также и в том, что тональное развитие направлено от простых тональных соотношений к более сложным.
Тональности рефрена не контрастируют с тональностями пьес-картин, звучащих после проведений рефрена, однако в некоторых случаях имеются контрасты с тональностью предшествующей пьесы-картины. Особо следует отметить тритоновое соотношение тональностей пьесы «Быдло» (gis-moll и четвертого проведения реф¬рена (d-moll). Если поставить «в ряд» тональности как пьес-картин, так и рефрена, то обнаружится, что при переходе от пьесы «Быд¬ло» к четвертому проведению рефрена образуется тональный скачок с последующим плавным его заполнением*:
В — es — Es — gis — H — H — gis — d (скачок) —F — b — B — Es (его заполнение) — h — С — Es
Итак, логика сквозного развития цикла «Картинки с выставки» укрупняет разделы формы, создает новые принципы объединения.

*Скачок возникает при сопоставлении предельно далеких тональностей gis-moll и d-moll. «Заполнение скачка» происходит в дальнейшем тональном развитии, ведущем по цепи близких тональностей к доминанте gis-moll — Es-dur.
В.П. Бобровский.

Обновлено 01.06.2010 19:12
 
Анализ композиции "Картинок с выставки" Мусоргского, сквозное развитие в ладово-интонационной сфере, рефрен  E-mail
Гармония - Гармонический анализ музыки
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 15:03
5. СКВОЗНОЕ РАЗВИТИЕ В ЛАДОВО-ИНТОНАЦИОННОЙ СФЕРЕ**
Сквозное развитие проявляется особенно ярко в ладово-интонационной сфере, изучение которой требует специального рассмотрения в определенном порядке — от анализа ладово-интонационного строения и развития в пределах каждой из трех групп пьес к анализу связей их между собой.
** Термин «интонация» понимается в данной статье не только как определенная технологическая единица, мелодико-линеарная ячейка, но и как мелодическое построение, разбираемое со стороны его внутреннего смысла, его выразительности.
А. Ладово-интонационное строение и развитие рефрена и его проведений
Для рефрена характерна чистая диатоничность, опора на трихордные попевки русского характера.
Тематическое зерно «Прогулки» (первый двутакт, «запев») по структуре — простая симметрия (abba), каждый элемент которой — трихордная интонация в пределах чистой мажорной диатоники.

Опора на квинту звукоряда придает мелодии русский национальный характер, а ее ладу — черты миксолидийности.
В следующем варьированном проведении зерна ("хоровой подхват»)  эта скрытая миксолидийская настройка благодаря отклонению в конце построения в тональность доминанты становится более явной**  

Изложение и варьированное повторение тематического зерна образует первую периодичность (первый четырехтакт). Следующий четырехтакт — мелодически варьированное повторение первого — приводит в конце к тональному сдвигу в сторону двойной субдоминанты — в As-dur (как миксолидийское выражение Des-dur).
Вследствие сдвига период, образующийся из разобранной нами пары периодичностей, оказывается малоустойчивым тематическим ядром высшего порядка (то есть основанным на изложении и развитии собственного тематического ядра), непосредственно влекущим к дальнейшему тематическому развертыванию.
Ладовое содержание звуков, составляющих любую интонацию, и ее мелодические контуры теснейшим образом связаны между собой. Так, например, мелодический рисунок в условиях пентатоники по самой природе этого лада значительно отличается от мелодического рисунка, основанного на сильно хроматизированном миноре или мажоре. Поэтому и возникает необходимость рассмотрения ладово-интона-ционной сферы как единого целого. При этом следует учитывать выразительную роль ритма — этого неотъемлемого органического элемента любой интонации.

** Указанные черты миксолидийности лишь оттеняют натуральный мажор пьесы.

Собственно развивающая часть «Прогулки» заключает в себе ряд тональных сдвигов. Но в пределах каждой из захватываемых тональностей ладовое содержание того или иного варианта тематического зерна диатонично (если не считать хроматических прохо¬дящих звуков в девятом от конца такте).
Перед репризой устанавливается ясная ладотональность — миксолидийский F-dur, приводящий к заключению — репризе «Прогулки».
В итоге симметричное по структуре, диатоническое по ладовой природе и трихордное по интонационному облику тематическое зерно в своем развитии образует волну: отход от начальной тональности B-dur (но без отхода от внутренней диатоничности в пределах ионийского и миксолидийского мажора) — возврат к ней.
Ко всему сказанному выше следует добавить спокойное, равномерное ритмическое движение при свободно сменяющемся размере.
Диатоническая основа «Прогулки» не нарушается ни во втором проведении рефрена, где яснее обрисовываются миксолидийские тенденции первого проведения, принимающие здесь форму явного миксолидийского Es-dur, ни в третьем, где происходит «борьба» между ионийским H-dur и миксолидийским Fis-dur.
Четвертое проведение рефрена в соответствии с его «лиризацией» написано в гармоническом d-moll, что хотя, конечно, несколько отличает его от чистой диатоники предыдущих проведений рефрена, но ни в коем случае не уничтожает ее благодаря исторически сложившемуся восприятию гармонического минора как своего рода узаконенного варианта диатоники. Пятое проведение рефрена сходно с первым.
Таким образом, пять проведений «собственно» рефрена воссоздают в более широком плане его тонально-гармоническую «волну»: от B-dur через Es миксолидийский, H-dur и d-moll обратно к B-dur — от чистой диатоники натурального мажора к ее вариантному усложнению — и обратно к чистой диатонике.
Шестое проведение — пьеса «С мертвыми на мертвом языке», сочетающая, как об этом было сказано выше, черты рефрена и пьесы-картины,— заключает в себе новый этап осложнений диатоники.
В нижнем пласте фактуры — усложнение гармонического минора. Верхний же пласт пронизан хроматичностью.
Седьмое (условное) проведение рефрена — финальная пьеса «Богатырские ворота» — полное утверждение диатоники.
Итак, ладово-интонационная «атмосфера» самого рефрена во всех его проведениях — это опора на трихордные попевки, натуральная диатоника* Она является тем общим фоном, на котором происходит развитие иных контрастирующих ладово-
* Этой  ладово-интонационной   атмосфере  соответствует  устойчивый  темп,  спо¬койное ритмическое движение.
интонационных    явлений,   связанных    с    пьесами-картинами,    одна из которых — разобранная пьеса «С мертвыми».

В.П. Бобровский.

Обновлено 01.06.2010 19:13
 
Анализ композиции "Картинок с выставки" Мусоргского, ладово-интонационное строение быстрых пьес (скерцо), "Гном"  E-mail
Гармония - Гармонический анализ музыки
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 15:03
Б. Ладово-интонационное строение быстрых пьес (скерцо)
а) «Гном»

Ладовая природа пьесы — гармоническии минор с повышеннойIV ступенью в сочетании с дорийским и фригийским минором.
Это с особой наглядностью выражено в  звукоряде второй темы и кульминационном «восклицании» в конце пьесы, а также в заключительном пассаже.  
Начальный мелодический оборот — своего рода «рефрен» пьесы.
Широкие ходы, упор в терцию лада образуют скрытое увеличенное трезвучие, содержащее звуки доминанты и тоники.
Широкие скачки возникают и в другие моменты (например, в центральном разделе пьесы).
Большую роль в пьесе играют две интонации: хроматическое опевание в пределах уменьшенной терции (или энгармонически равной ей большой секунды) и нисходящий хроматизм.

Частые смены темпа и особенно ритмическое многообразие (в том числе и большая роль синкоп) — факторы, несомненно, находящиеся в связи с общей ладово-интонационной «атмосферой» пьесы.


В.П. Бобровский.

Обновлено 01.06.2010 11:50
 
Анализ композиции "Картинок с выставки" Мусоргского, ладово-интонационное строение быстрых пьес (скерцо), "Тюльерийский сад"  E-mail
Гармония - Гармонический анализ музыки
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 15:03
б)  «Тюльерийский сад»
Ладовая природа пьесы, несмотря на многократную опору на си-мажорное трезвучие, сложна. Сопоставляемые аккорды не дают ясного ощущения тональности: подводят то к Fis-dur, то к H-dur.
То   же   можно   сказать   и   о   среднем   разделе   с   его   зыбкой тональной неопределенностью.
Отдельные гармонические обороты переменного ладового значения объединяются незримым «режиссером» — тональностью Fis-dur. Выявленный через H-dur, он проявляется, между прочим и в большой роли повышенной IV ступени последнего.
Интонационная основа пьесы — смены терцовых вздохов-восклицаний с «шаловливыми» гаммообразными пробегами.


В.П. Бобровский.

Обновлено 01.06.2010 11:44
 
Анализ композиции "Картинок с выставки" Мусоргского,ладово-интонационное строение быстрых пьес (скерцо), "Балет невылупившихся птенцов"  E-mail
Гармония - Гармонический анализ музыки
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 15:03

"Балет невылупившихся птенцов"

Ладовая природа пьесы — мажор с обилием хроматических
последовательностей. Особо выделяется ход — V — IV повышенная
ступени в мелодии.

Трио написано в лидийском ладу с подчеркиванием уменьшенного септаккорда IV повышенной ступени с увеличенной секстой (в виде квинтсекстаккорда).
Интонационная основа — форшлаги, секунды, восходящие хроматизмы при непрерывном ритмическом движении в быстром темпе.


В.П. Бобровский.

Обновлено 01.06.2010 11:43
 
«ПерваяПредыдущая123456789СледующаяПоследняя»

Страница 4 из 9.
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 364 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru