Темы к экзаменам по гармонии
Здесь рассмотрены некоторые темы для экзамена по гармонии в музыкальном колледже (училище), с примерами из музыкальной литературы. Знание подобных вопросов важно для любого профессионального музыканта. Полная функциональная система. Септаккорд II ступени и его обращения. Проходящие обороты. Доминантсептаккорд Мажоро-минор. Общая характеристика. Параллельный мажоро-минор Одноименный мажоро-минор Альтерация аккордов доминантовой группы Модуляция. Общая характеристика Модуляции и отклонения в условиях мажоро-минора Эллипсис и эллиптическая модуляция Внезапная модуляция. Энгармонизм уменьшенного септаккорда Побочные септаккорды. Вспомогательные звуки Модуляция через энгармонизм Доминантсептаккорда. Образно-смысловое значение энгармонической модуляции Общая характеристика неаккордовых звуков Органный пункт Модуляции в первую степень родства Типы тональных соотношений. Отклонения Доминантовый нонаккорд Степени родства тональностей Проходящие звуки Задержания. Общие сведения Обращения Доминантсептаккорда Особые формы задержаний Септаккорд седьмой ступени и его обращения Альтерация, характерная для S группы. Неаполитанский секстаккорд Аккорды двойной доминанты, аккорды с увеличенной секстой. Объединение мажоро-минорных систем Период, особенности его строения, виды каденций. Типичные аккорды каденций Аккордика в музыке XX века Общая характеристика гармонии XX века Гармония как системное образование Структурный, фонический, функциональный аспекты аккордики XX века Общая характеристика ладогармонического материала музыки XX века Диатонические лады и ладообразования в музыке XX века Симметричные лады Модальность в музыке XX века
|
Гармония -
Темы к экзаменам по гармонии
|
Автор: Гамаюн
|
27.08.2012 00:00 |
См. также решения задач
Абызова 485 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 513 №№1, 2, 3, 4, 5, 6
Алексеев 280, 281, 282, 283, 284, 285, 286, 287, 288, 289, 290, 291, 292, 293
Бригадный 435 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 445 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11,12 464 №№1,2,3,4,5,6,7,8,9,10
Мясоедов 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103
Аккорды двойной доминанты. Аккорды с увеличенной секстой
Альтерацией называется хроматическое повышение или понижение неустойчивых ступеней, обостряющее их тягготение к устойчивым.
В мажоре это # II, b II, # IV, b VI (все неустойчивые звуки кроме VII ступени).
В миноре это b II, b IV, # IV, # VII (все неустойчивые звуки кроме VI ступени).
Для S группы характерны следующие альтерации: b VI в мажоре, # IV в мажоре и миноре, # II в мажоре, b II в миноре, b IV в миноре.
Аккорды, включающие # IV ступень: II #3 II7#3 IV #1 IV7#1
Это аккорды двойной доминанты (II #3 - W, II7#3- W7, IV #1 - W VII, IV7#1- W VII7). Двойная доминанта обозначается как W или DD.
В этих аккордах возможна вторичная альтерация: b VI в мажоре, # II в мажоре.
Получаются следующие альтерированные аккорды:
Wb5, W#1b5, W7b5, W7#1b5, W VII b3, W VII7 b3.
Двойная доминанта в каденции
Наиболее употребительны в каденции те виды двойной доминанты, бас которых наиболее близок к V ступени: W65, W43, W VII7, W VII65, W7. Разрешаются они или в K64, или непосредственно в D. Перед W должна быть S гармония.
Иногда W появляется в каденции как вспомогательная между K64 и его повторением. Это может быть любой аккорд на # IV или на VI ступени.
Двойная доминанта внутри построения
Аккорды W употребляются не только в каденциях, но и внутри построения. Если в каденциях W подготавливается S, то в середине она вводится после T или VI, реже после Vили D7. Разрешается W чаще всего в D или её обращение. При разрешении в диссонирующие аккорды D группы (D7, VII7, D9) вводный звук W идет вниз на хроматический полутон в септиму D7 или в квинту VII7 - противоположно своему тяготению.
В каденциях при переходе W65 и WVII7 в D7 получается переченье, но оно мало заметно и поэтому употребительно.
Аккорды W могут переходить в диссонирующие аккорды S группы. Иногда аккорды W переходят путем понижения 3 и 5 (1 и 3 в WVII) в соответствующие аккорды II7. Этот переход называется дезальтерацией. I6 - W7 - II7 г.(b3,b5)- D43 - I.
WVII7 - K64 Моцарт. Соната №17, часть II, I период.
I6 - WVII65- D в разв. Моцарт. Соната №18, часть II, I период.
Изложение темы - Бетховен. Соната №18, часть I, г.п.
W6- D2. Бетховен. Соната №4, II часть, I период.
WVII7 в кульм. Бетховен. Соната №7, II часть, I период.
Даргомыжский. Мне грустно
дезальт. Чайковский. Зачем. т.т. 10-11.
плаг. об. на т.о.п. Шопен. Мазурка №34, op.56 №2.
I - WVII7 - I. Шопен. Мазурка №47 op.67 №4
W9 Шуман. Грёзы.
I - II7- W7#1 - I6 Чайковский. Серенада Дон-Жуана op38№1
WVII65 - K64 - bII6 - WVII7 - K64. Чайковский. Кабы знала я (кульминация)
W65--43 - WVII65-I6 в кульминации.Шуберт. Нетерпение
Обыгрывание K64. Бетховен. Соната №5, I часть, з.п.
Аккорды с увеличенной секстой
В группу созвучий альтерированной W входит несколько аккордов, в интервальном составе которых обязательно находится ув.6. Они строятся на VI ступени минора или гармонического мажора. Это W43b5, WVII6 b3, WVII65 b3b7
Аккорды альтерированной W подготавливаются тоникой и её обращениями, S и её обращениями. Разрешаются в K64 и в проходящий T64, в основе разрешение ув.6 в 8 и ум.3 в 1. Иногда K может быть заменен на D c 6. W6, W43 и W VII65 могут разрешаться в D53. Здесь между басом и одним из средних голосов допускаются параллельные квинты.
Иногда аккорды W с ув.6 применяются в окружении T53, T6, иногда - K64. Голосоведение плавное, типичное для K оборотов. Иногда аккорды альтерированной W переходят в аккорды W, а затем вновь в альтерированный вид.
|
Обновлено 09.08.2013 19:28 |
|
Гармония -
Темы к экзаменам по гармонии
|
Автор: Гамаюн
|
27.08.2012 00:00 |
См. также решения задач
Абызова 467 №№1,2,3,4,5,6,7
Алексеев 565 - 584
Берков, Степанов №№127
Бригадный учебник 713 №№1,2,3,4,5,6,7,8,9,10
Мясоедов 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103
Альтерация, характерная для S группы. Неаполитанский секстаккорд
Альтерацией называется хроматическое повышение или понижение неустойчивых ступеней, обостряющее их тягготение к устойчивым.
В мажоре это # II, b II, # IV, b VI (все неустойчивые звуки кроме VII ступени).
В миноре это b II, b IV, # IV, # VII (все неустойчивые звуки кроме VI ступени).
Для S группы характерны следующие альтерации: b VI в мажоре, # IV в мажоре и миноре, # II в мажоре, b II в миноре, b IV в миноре.
Среди аккордов альтерированной S, не связанных с повышением IV ступени, наибольшее распространение получили bII6 мажора и минора, bII53, реже встречаются bII7 и II65 #1.
Неаполитанский секстаккорд образуется в миноре в результате понижения примы, в мажоре - понижения примы и квинты.
Первоначально низкая вторая использовалась преимущественно в миноре и была связана не столько с альтерацией, сколько с проявлением черт фригийского лада. Однако впоследствии вторая низкая становится признаком обострения звучания, альтерации S аккорда, который используется преимущественно в кульминациях. Как и диатонический секстакккорд, неаполитанский секстаккорд может использоваться в каденциях с теми же удвоениями и нормами голосоведения.
Неаполитанский секстаккорд и неаполитанский 65 отличаются обострённостью тяготений, наибольшей яркостью S. Наиболее характерны они в миноре.
В творчестве Моцарта и в особенности Бетховена есть образцы сквозного моногармонического применения b II6 (14, 17, 23 сонаты). Распространены отклонения в тональность b II ступени.
b II 6 Глинка. Не говори, что сердцу больно - вступление
b II Гайдн. Соната D-dur, I часть, конец п.п.
b II Бетховен. Соната №27, I часть, з.п.
b II Шопен. Прелюдия № 20
b II Шопен. Вальс op.34 №2 a-moll
b II65 Шуберт. Мельник и ручей
b II Шопен. Этюд es-moll op.10 №6 (1-13т.т от конца)
Глинка. Ночной зефир (1-8 т.т. от конца)
Даргомыжский. Мне грустно
II65 #1 Григ. Первая встреча т.т.10-11
Надежда т.т.4-7
Григ. Ноктюрн. Прерванный оборот во b II.
У романтиков и русской классической школы используется плагальное разрешение b II. |
Обновлено 09.08.2013 19:21 |
Гармония -
Темы к экзаменам по гармонии
|
Автор: Гамаюн
|
26.08.2012 00:00 |
См. также решения задач
Абызова 380 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
Алексеев 187,188,189,190,191,192,193,194,195,196,197,198,199,200,201
Бригадный 313 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Мясоедов №№32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52
Септаккорд VII ступени и его обращения
Определение. Виды. Вводными называются септаккорды, построенные на VII высокой ступени лада - вводном тоне (VII ступени мажора и гармонического минора). В мажоре это малый септаккорд с уменьшенной квинтой, в гармонических мажоре и миноре - уменьшенный септаккорд. Есть ещё вводный септаккорд с квартой.
Как и все другие септаккорды, VII7 имеет 3 обращения: VII65, VII43, VII2.
Функциональная принадлежность и бифункциональность. По функциональному значению вводные септаккорды принадлежат доминантовой группе, однако наличие в составе IV и VI ступеней говорит об их бифункциональности - D и S. По интенсивности неустойчивости вводные септаккорды близки D7.
Местоположение в форме. Приготовление. Вводные септаккорды используются во внекаденционных оборотах - практически после аккордов любых ступеней, если позволяет голосоведение:
после тоники - Бетховен. Соната №23, часть I.
после субдоминанты - Чайковский. "Детский альбом", "Полька"
после других доминант - Бетховен. Соната №5, часть I.
Разрешение септаккорда VII ступени. Септаккорд VII ступени и его обращения могут разрешиться непосредственно в T53, при этом основной тон и терция идут на ступень вверх. Благодаря ведению терцового тона вверх в тоническом созвучии удваивается терция. При таком голосоведении VII7 разрешается в I53, VII56 и VII43 - в I6. Разрешение же VII2 в I64 неупотребительно из-за несамостоятельного значения квартсекстаккордов вообще. Для перехода в K64, требующий перез собой S (или T) гармонии, VII2 тоже не подходит, т.к. не может служить представителем S. Обычно, если вводный септаккорд и проявляет заложенный в нем элемент S, то лишь в обороте VII43 - I53, изредка встречается в виде, аналогичном плагальному обороту (в дополнениях после полной каденции).
Разрешение в консонирующую доминанту. Возможно разрешение VII7 в D6.
Разрешение в обращения D7. Помимо непосредственного разрешения в T, VII7 может разрешаться через ближайшее обращение D7. При переходе в D7 (или его обращение) VII7 получает лишь частичное акустическое разрешение. Это внутрифункциональное разрешение, которое всегда требует дальнейшего движения, так как не даёт перехода неустойчивой гармонии в T.
Перемещение. При перемещении гармонии VII7 или переходе одного обращения VII7 в другое остается в силе правило, общее для всех септаккордов:септима выдерживается на месте в одном и том же голосе.
При гармонизации мелодический переход VII7 и его обращений в соответствующее обращение D7 даёт возможность проходящих оборотов с VII7 и его обращениями.
Проходящие аккорды между обращениями VII7. Между VII7 и VII65часто используется в качестве проходящего аккорд S64. При этом бас и один из голосов идут по тем же звукам в противодвижении, 2 других голоса выдерживают общие тоны. VII7-S64-VII65 или наоборот.
Между VII65 и VII43 используется иногда проходящий VI64 при аналогичных условиях голосоведения. VII65-VI64-VII43-I6.
Но особенно характерно проходящее D трезвучие между VII43 и VII2. VII43-D-VII2.
Возможен проходящий оборот I - VII65г. - I6 только вверх.
Особые обороты. Несовершенный каданс K64 - VII43 - I6 - V - VII7; VII7 - IV (VII2 - IV6), VII43 - VI.
Скачки при разрешении VII7.
VII433 - I65; VII431 - I65 ; VII73 - I35 с удв.5
VII655 - I61 ; VII657 - I63 с удв.3
Григ. Студенческая серенада op.73 №6 т.т.18-19
Энгармонизм VII7. Обращения VII7 равны энгармонически. Без настройки VII7 неопределён в ладовом отношении.
Малый вводный - наиболее типичное применение в мелодическом положении септимы. (или септима выше примы)
VII74 Шуберт. Спокойно спи. Рахманинов "О нет, молю, не уходи".
VII7 малый присущ романтикам, позднему Скрябину. Энгармонизм - тристанов аккорд, рахманиновская S)
VII2 - VI. Григ "Ариэтта"op.12 №1.
VII2 - D7 - I. Григ. Листок из альбома op.47 №2
Малый вв. VII7. Григ Ноктюрн op.54 №4
Григ. "С водяной лилией" op.25 №4 том II.
Григ. "Лебедь" перед кодой VII43мал. - I6
|
Обновлено 28.09.2012 11:55 |
|
Гармония -
Темы к экзаменам по гармонии
|
Автор: Гамаюн
|
25.08.2012 00:00 |
Алексеев 539-552
Мясоедов 178,179, 180, 181, 182,183, 184, 185, 186, 187, 188, 189.
Бригадный (различные виды задержаний) 657 №1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
Особые формы задержаний
1. Между задержанием и его разрешением на лёгком времени может быть взят поступенным ходом или скачком какой-либо звук аккорда, в который сделано задержание.
2. Между задержанием и его разрешением на лёгком времени такта может быть взят звук, прилегающий к разрешению с другой стороны - разновидность опевания.
3. В момент разрешения задержания данный аккорд может смениться другим, в котором разрешающий звук будет также служить аккордовым.
4. Задержание может остаться в силе в момент появления нового аккорда. Однако в этом аккорде оно должно быть направлено в тот же звук, что и в предыдущем.
Особенности голосоведения при использовании задержаний
Задержания, как и другие неаккордовые звуки, не скрывают погрешностей голосоведения. Использование задержаний может привести к появлению параллелизмов.
Избежать задержаний к звукам, удвоенным в той же или выше лежащей октавах можно, выбрав такие удвоения, в которых нет "мешающих" тонов.
Основное назначение задержаний
Обострение звучания аккорда, привнесение в него внутреннего конфликта. Поэтому неаккордовый и аккордовый звуки, которые являются хроматической разновидностью одной и той же ступнеи, преченья между собой не образуют
Бетховен. Соната №7, II часть, такты 3,6
Бетховен. Соната №5, I часть, связ. партия, такты 3-4, 8,9,10
Шуберт. Соната Ля мажор, II часть, op.120
|
Обновлено 29.09.2012 10:06 |
Гармония -
Темы к экзаменам по гармонии
|
Автор: Гамаюн
|
25.08.2012 00:00 |
См. также решения задач
Абызова 265 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 277 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
Алексеев 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123, 124, 125, 126, 127, 128
Дубовский, Евсеев, Способин, Соколов (Бригадный) 214а №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 226 №№1,2,3,4,5,6,7,8,9,10
Мясоедов №№32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52
Обращения доминантсептаккорда
1. Употребление.
Доминантсептаккорд (D7) имеет 3 обращения: квинтсекстаккорд (D65), терцквартаккорд (D43) и секундаккорд (D2), которые используются там же, где и основной D7, за исключением заключительных каденций, в которых они не применяются.
В серединных каденциях возможно использование D2 после D53. Другие обращения не употребляются. Нормы голосоведения при введении обращений те же, что и при введении D7.
2. Разрешение.
Нормативные разрешения обращений в T отличаются от разрешения D7 только тем, что основной тон D7, находящийся не в басу, остаётся на месте. D65 и D43 разрешаются в трезвучие, D2 - в секстаккорд. Обращения D7 в VI ступень не разрешаются.
3. Вид
Как и основной D7, его обращения могут быть полными, неполными и с секстой. Неполным не может быть лишь D43, он также не используется с секстой. D65 и D2 используются с секстой, которая находится в верхнем голосе, как и в D7.
4. Перемещение.
Как и все другие аккорды, D7 и его обращения могут перемещаться. Они используются в различных мелодических положениях и расположениях. При этом септима должна быть выдержана в одном голосе. Это также происходит и тогда, когда одно обращение D7 переходит в другое. Иногда септима может меняться местами с квинтой. При перемещении D7 допускается более свободное обращение с септимой, но она не должна меняться голосами с примой.
5. Проходящий терцквартаккорд (D43).
D43, взятый между T и T6, называется проходящим, если он появляется на слабом времени такта. Как и в любом проходящем обороте, здесь плавное голосоведение: 2 голоса двигаются параллельно терциями или децимами, общий звук выдерживается на месте, оставшийся голос идет на ступень вниз и обратно.
6. Проходящие аккорды между обращениями D7.
Между обращениями D7 возможны проходящие аккорды. Таким образом получаются проходящие обороты:
D7 - II64 - D65, D65 - S64 - D43
Между D43 и D2 возможно III53. При этом голосоведение плавное.
Особые случаи разрешения D7 и его обращений
В отдельных случаях возможны отступления от нормативных разрешений. Они основаны на переходе неустойчивых звуков не в ближайшие устойчивые.
D функционально получает разрешение в T, но отдельные звуки разрешаются на основе более свободного голосоведения.
1. При разрешении D7 в T терцовый тон D идет не на 2 вверх, а на 3 вниз.
2. Неполный D7 в мелодическом положении терции разрешается в T с удвоением терции. Образуются скачки терцовых тонов.
3. При разрешении D2 возможен скачок квинтового тона в квинтовый тон T, примы в приму T, двойной скачок примы и квинты соответственно в приму и квинту T.
4. D43, расположенный в мелодическом положении основного тона, даёт 2 возможных ненормативных разрешения со скачками на кварту и сексту сопрано, при этом терцовый тон идёт вниз.
5. При разрешении D65 в T квинтовый тон ведется на ступень вверх, в T удваивается терцовый тон, иногда его можно разрешить в T с удвоенной квинтой.
Дополнение. Иногда при разрешении D7 и D2 квинта идет вверх, в T удваивается терцовый тон. D43 идет в T6, при этом септима идет на ступень вверх.
Бетховен. Соната №10, часть II.
|
Обновлено 28.09.2012 11:36 |
|
|
|
|
Страница 3 из 8. |
|
|
Сейчас 166 гостей онлайн
|