Рейтинг@Mail.ru





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

Темы к экзаменам по гармонии

Здесь рассмотрены некоторые темы для экзамена по гармонии в музыкальном колледже (училище), с примерами из музыкальной литературы. Знание подобных вопросов важно для любого профессионального музыканта.

Полная функциональная система.
    Септаккорд II ступени и его обращения. Проходящие обороты.
    Доминантсептаккорд
    Мажоро-минор. Общая характеристика. Параллельный мажоро-минор
    Одноименный мажоро-минор
    Альтерация аккордов доминантовой группы
    Модуляция. Общая характеристика
    Модуляции и отклонения в условиях мажоро-минора
    Эллипсис и эллиптическая модуляция
    Внезапная модуляция. Энгармонизм уменьшенного септаккорда
    Побочные септаккорды.
    Вспомогательные звуки
    Модуляция через энгармонизм Доминантсептаккорда. Образно-смысловое значение энгармонической модуляции
    Общая характеристика неаккордовых звуков
    Органный пункт
    Модуляции в первую степень родства
    Типы тональных соотношений. Отклонения
    Доминантовый нонаккорд
    Степени родства тональностей
    Проходящие звуки
    Задержания. Общие сведения
    Обращения Доминантсептаккорда
    Особые формы задержаний
    Септаккорд седьмой ступени и его обращения
    Альтерация, характерная для S группы. Неаполитанский секстаккорд
    Аккорды двойной доминанты, аккорды с увеличенной секстой.
    Объединение мажоро-минорных систем
    Период, особенности его строения, виды каденций. Типичные аккорды каденций
    Аккордика в музыке XX века
    Общая характеристика гармонии XX века
    Гармония как системное образование
    Структурный, фонический, функциональный аспекты аккордики XX века
    Общая характеристика ладогармонического материала музыки XX века
    Диатонические лады и ладообразования в музыке XX века
    Симметричные лады
    Модальность в музыке XX века



Аккорды двойной доминанты. Аккорды с увеличенной секстой
Гармония - Темы к экзаменам по гармонии
Автор: Гамаюн   
27.08.2012 00:00

См. также решения задач

Абызова 485 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11  513 №№1, 2, 3, 4, 5, 6

Алексеев 280, 281, 282, 283, 284, 285, 286, 287, 288, 289, 290, 291, 292, 293

Бригадный 435 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12      445 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11,12     464 №№1,2,3,4,5,6,7,8,9,10

Мясоедов 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103

Аккорды двойной доминанты. Аккорды с увеличенной секстой

Альтерацией называется хроматическое повышение или понижение неустойчивых ступеней, обостряющее их тягготение к устойчивым.

В мажоре это # II, b II, # IV, b VI (все неустойчивые звуки кроме VII ступени).

В миноре это  b II, b IV, # IV, # VII (все неустойчивые звуки кроме VI ступени).

Для S группы характерны следующие альтерации: b VI в мажоре, # IV в  мажоре и миноре, # II в мажоре, b II в миноре, b IV в миноре.

Аккорды, включающие # IV ступень: II #3 II7#3 IV #1 IV7#1

Это аккорды  двойной доминанты (II #3 - W,   II7#3- W7,  IV #1 - W VII,  IV7#1- W VII7). Двойная доминанта обозначается как W или DD.

В этих аккордах возможна вторичная альтерация: b VI в мажоре, # II в мажоре.

Получаются следующие альтерированные аккорды:

Wb5,  W#1b5,  W7b5,  W7#1b5,  W VII b3,  W VII7 b3.

Двойная доминанта в каденции

Наиболее употребительны в каденции те виды двойной доминанты, бас которых наиболее близок к V ступени: W65, W43, W VII7, W VII65, W7. Разрешаются они  или в K64, или непосредственно в D. Перед W должна  быть S гармония.

Иногда W появляется в  каденции как вспомогательная между K64 и его повторением. Это может быть любой аккорд на # IV или на VI ступени.

Двойная доминанта внутри построения

Аккорды W употребляются не только в каденциях, но и внутри построения. Если в каденциях W подготавливается S, то в середине она вводится после T  или VI, реже после Vили D7. Разрешается W чаще всего в D или её обращение. При разрешении в диссонирующие аккорды D группы (D7, VII7, D9) вводный звук W идет вниз на хроматический полутон в септиму  D7 или в квинту VII7 - противоположно своему тяготению.

В каденциях при переходе W65 и WVII7 в D7 получается переченье, но оно мало заметно и поэтому употребительно.

Аккорды W могут переходить в диссонирующие аккорды S группы. Иногда аккорды W переходят путем понижения 3 и 5 (1 и 3 в WVII) в соответствующие аккорды II7. Этот переход называется дезальтерацией. I6 - W7 - II7 г.(b3,b5)- D43 - I.

WVII7 - K64 Моцарт. Соната №17, часть II, I период.

I6 - WVII65- D в разв. Моцарт.  Соната №18, часть II, I период.

Изложение темы - Бетховен. Соната №18, часть I, г.п.

W6- D2. Бетховен. Соната №4, II часть, I период.

WVII7 в кульм. Бетховен. Соната №7, II часть, I период.

Даргомыжский. Мне грустно

дезальт. Чайковский. Зачем. т.т. 10-11.

плаг. об. на т.о.п. Шопен. Мазурка №34, op.56 №2.

I - WVII7 - I. Шопен. Мазурка №47 op.67 №4

W9 Шуман. Грёзы.

I - II7- W7#1 - I6 Чайковский. Серенада Дон-Жуана op38№1

WVII65 - K64 - bII6 - WVII7 - K64. Чайковский. Кабы знала я (кульминация)

W65--43 - WVII65-I6 в кульминации.Шуберт. Нетерпение

Обыгрывание K64.  Бетховен. Соната №5, I часть, з.п.

Аккорды с увеличенной секстой

В группу созвучий альтерированной W входит несколько аккордов, в интервальном составе которых обязательно находится ув.6. Они строятся на VI ступени минора или гармонического мажора. Это W43b5, WVII6 b3, WVII65 b3b7

Аккорды альтерированной W подготавливаются тоникой и её обращениями, S и её обращениями. Разрешаются в  K64 и в проходящий T64, в основе разрешение ув.6 в 8 и ум.3 в 1. Иногда K может быть заменен на D c 6. W6, W43 и W VII65 могут разрешаться в D53. Здесь между басом и одним из средних голосов допускаются параллельные квинты.

Иногда аккорды W с ув.6 применяются в окружении T53, T6, иногда - K64. Голосоведение плавное, типичное для K оборотов. Иногда аккорды альтерированной W переходят в  аккорды W, а затем вновь в альтерированный вид.



Обновлено 09.08.2013 19:28
 
Альтерация, характерная для S группы. Неаполитанский секстаккорд
Гармония - Темы к экзаменам по гармонии
Автор: Гамаюн   
27.08.2012 00:00

См. также решения задач

Абызова 467 №№1,2,3,4,5,6,7

Алексеев 565 - 584

Берков, Степанов №№127

Бригадный учебник 713 №№1,2,3,4,5,6,7,8,9,10

Мясоедов 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103

Альтерация, характерная для S группы. Неаполитанский секстаккорд

Альтерацией называется хроматическое повышение или понижение неустойчивых ступеней, обостряющее их тягготение к устойчивым.

В мажоре это # II, b II, # IV, b VI (все неустойчивые звуки кроме VII ступени).

В миноре это  b II, b IV, # IV, # VII (все неустойчивые звуки кроме VI ступени).

Для S группы характерны следующие альтерации: b VI в мажоре, # IV в  мажоре и миноре, # II в мажоре, b II в миноре, b IV в миноре.

Среди аккордов альтерированной S, не связанных с повышением IV ступени, наибольшее распространение получили bII6 мажора и минора, bII53, реже встречаются bII7 и II65 #1.

Неаполитанский секстаккорд образуется в миноре в результате понижения примы, в мажоре - понижения примы и квинты.

Первоначально низкая вторая использовалась преимущественно в миноре и была связана не столько с альтерацией, сколько с проявлением черт фригийского лада. Однако впоследствии вторая низкая становится признаком обострения звучания, альтерации S аккорда, который используется преимущественно в кульминациях. Как и диатонический секстакккорд, неаполитанский секстаккорд может использоваться в каденциях с теми же удвоениями и нормами голосоведения.

Неаполитанский секстаккорд и неаполитанский 65 отличаются обострённостью тяготений, наибольшей яркостью S. Наиболее характерны они в миноре.

В творчестве Моцарта и в особенности Бетховена есть образцы сквозного моногармонического применения b II6 (14, 17, 23 сонаты). Распространены отклонения в тональность b II ступени.

b II 6 Глинка. Не говори, что сердцу больно - вступление

b II Гайдн. Соната D-dur, I часть, конец п.п.

b II Бетховен. Соната №27, I часть, з.п.

b II Шопен. Прелюдия № 20

b II Шопен. Вальс op.34 №2 a-moll

b II65 Шуберт. Мельник и ручей

b II Шопен. Этюд es-moll op.10 №6 (1-13т.т от конца)

Глинка. Ночной зефир (1-8 т.т. от конца)

Даргомыжский. Мне грустно

II65 #1 Григ. Первая встреча т.т.10-11

Надежда т.т.4-7

Григ. Ноктюрн.  Прерванный оборот во b II.

У романтиков и русской классической школы используется плагальное разрешение b II.

Обновлено 09.08.2013 19:21
 
Септаккорд VII ступени и его обращения
Гармония - Темы к экзаменам по гармонии
Автор: Гамаюн   
26.08.2012 00:00

См. также решения задач

Абызова 380 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10

Алексеев 187,188,189,190,191,192,193,194,195,196,197,198,199,200,201

Бригадный 313 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Мясоедов №№32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52

Септаккорд VII ступени и его обращения

Определение. Виды. Вводными называются септаккорды, построенные на VII высокой ступени лада - вводном тоне (VII ступени мажора и гармонического минора). В мажоре это малый септаккорд с уменьшенной квинтой, в гармонических мажоре и миноре - уменьшенный септаккорд. Есть ещё вводный септаккорд с квартой.

Как и все другие септаккорды, VII7 имеет 3 обращения: VII65, VII43, VII2.

Функциональная принадлежность и бифункциональность. По функциональному значению вводные септаккорды принадлежат доминантовой группе, однако наличие в составе IV и VI ступеней говорит об их бифункциональности - D и S. По интенсивности неустойчивости вводные септаккорды близки D7.

Местоположение в форме. Приготовление. Вводные септаккорды используются во внекаденционных оборотах - практически после аккордов любых ступеней, если позволяет голосоведение:

после тоники - Бетховен. Соната №23, часть I.

после субдоминанты - Чайковский. "Детский альбом", "Полька"

после других доминант - Бетховен. Соната №5, часть I.

Разрешение септаккорда VII ступени. Септаккорд VII ступени и его обращения могут разрешиться непосредственно в T53, при этом основной тон и терция идут на ступень вверх. Благодаря ведению терцового тона вверх в тоническом созвучии удваивается терция. При таком голосоведении VII7 разрешается в I53, VII56 и VII43 - в I6. Разрешение же VII2 в I64 неупотребительно из-за несамостоятельного значения квартсекстаккордов вообще. Для перехода в K64, требующий перез собой S (или T) гармонии, VII2 тоже не подходит, т.к. не может служить представителем S. Обычно, если вводный септаккорд и проявляет заложенный в нем элемент S, то лишь в обороте VII43 - I53, изредка встречается в виде, аналогичном плагальному обороту (в дополнениях после полной каденции).

Разрешение в консонирующую доминанту. Возможно разрешение VII7 в  D6.

Разрешение в обращения D7. Помимо непосредственного разрешения в T, VII7 может разрешаться через ближайшее обращение D7. При переходе в D7 (или его обращение) VII7 получает лишь частичное акустическое разрешение. Это внутрифункциональное разрешение, которое всегда требует дальнейшего движения, так как не даёт перехода неустойчивой гармонии в T.

Перемещение. При перемещении гармонии VII7 или переходе одного обращения VII7 в другое остается в силе правило, общее для всех септаккордов:септима выдерживается на месте в одном и том же голосе.

При гармонизации мелодический переход VII7 и его обращений в соответствующее обращение D7 даёт возможность проходящих оборотов с VII7 и его обращениями.

Проходящие аккорды между обращениями VII7. Между VII7 и VII65часто используется в качестве проходящего аккорд S64. При этом бас и один из голосов идут по тем же звукам в противодвижении, 2 других голоса выдерживают общие тоны. VII7-S64-VII65 или наоборот.

Между VII65 и VII43 используется иногда проходящий VI64 при аналогичных условиях голосоведения. VII65-VI64-VII43-I6.

 

Но особенно характерно проходящее D трезвучие между VII43 и VII2. VII43-D-VII2.

Возможен проходящий оборот I - VII65г. - I6 только вверх.

Особые обороты. Несовершенный каданс K64 - VII43 - I6 - V - VII7; VII7 - IV (VII2 - IV6), VII43 - VI.

Скачки при разрешении VII7.

VII433 - I65; VII431 - I65 ; VII73 - I35 с удв.5

VII655 - I61 ;  VII657 - I63 с удв.3

Григ.  Студенческая серенада op.73 №6 т.т.18-19

Энгармонизм VII7. Обращения VII7 равны энгармонически. Без настройки VII7 неопределён в ладовом отношении.

Малый вводный - наиболее типичное применение в мелодическом положении септимы. (или септима выше примы)

VII74 Шуберт.  Спокойно спи. Рахманинов "О нет, молю, не уходи".

VII7 малый присущ романтикам, позднему Скрябину. Энгармонизм - тристанов аккорд, рахманиновская S)

VII2  - VI. Григ "Ариэтта"op.12 №1.

VII2 - D7 - I. Григ. Листок из альбома op.47 №2

Малый вв. VII7. Григ Ноктюрн op.54 №4

Григ. "С водяной лилией" op.25 №4 том II.

Григ. "Лебедь" перед кодой VII43мал. - I6

 

Обновлено 28.09.2012 11:55
 
Особые формы задержаний
Гармония - Темы к экзаменам по гармонии
Автор: Гамаюн   
25.08.2012 00:00

Алексеев 539-552

Мясоедов 178,179, 180, 181, 182,183, 184, 185, 186, 187, 188, 189.

Бригадный (различные виды задержаний) 657 №1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

Особые формы задержаний

1. Между задержанием и его разрешением на лёгком времени может быть взят поступенным ходом или скачком какой-либо звук аккорда, в который сделано задержание.

2. Между задержанием  и его разрешением на лёгком времени такта может быть взят звук, прилегающий к разрешению с другой стороны - разновидность опевания.

3. В момент разрешения задержания данный аккорд может смениться другим, в котором разрешающий звук будет также служить аккордовым.

4. Задержание может остаться в силе в момент появления нового аккорда. Однако в этом аккорде оно должно быть направлено в тот же звук, что и в предыдущем.

Особенности голосоведения при использовании задержаний

Задержания, как и другие неаккордовые звуки, не скрывают погрешностей голосоведения. Использование задержаний может привести к появлению параллелизмов.

Избежать задержаний к звукам, удвоенным в той же или выше лежащей октавах можно, выбрав такие удвоения, в которых нет "мешающих" тонов.

Основное назначение задержаний

Обострение звучания аккорда, привнесение в него внутреннего конфликта. Поэтому неаккордовый и аккордовый звуки, которые являются хроматической разновидностью одной и той же ступнеи, преченья между собой не образуют

Бетховен. Соната №7, II часть, такты 3,6

Бетховен. Соната №5, I часть, связ. партия, такты 3-4, 8,9,10

Шуберт. Соната Ля мажор, II часть, op.120

 

Обновлено 29.09.2012 10:06
 
Обращения доминантсептаккорда
Гармония - Темы к экзаменам по гармонии
Автор: Гамаюн   
25.08.2012 00:00

См. также решения задач

Абызова 265 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,   277 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

Алексеев 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123, 124, 125, 126, 127, 128

Дубовский, Евсеев, Способин, Соколов (Бригадный) 214а №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10  226 №№1,2,3,4,5,6,7,8,9,10

Мясоедов №№32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52

Обращения доминантсептаккорда

1. Употребление.

Доминантсептаккорд (D7) имеет 3 обращения: квинтсекстаккорд (D65), терцквартаккорд  (D43) и секундаккорд (D2), которые используются там же, где и основной D7, за исключением заключительных каденций, в которых они не применяются.

В серединных каденциях возможно использование D2 после D53. Другие обращения не употребляются. Нормы голосоведения при введении обращений те же, что и при введении D7.

2. Разрешение.

Нормативные разрешения обращений в T отличаются от разрешения D7 только тем, что основной тон D7, находящийся не в басу, остаётся на месте. D65 и D43 разрешаются в трезвучие, D2 - в секстаккорд. Обращения D7 в VI ступень не разрешаются.

3. Вид

Как и основной D7, его обращения могут быть полными, неполными и с секстой. Неполным не может быть лишь D43, он также не используется с секстой. D65 и D2 используются с секстой, которая находится в верхнем голосе, как и в D7.

4. Перемещение.

Как и все другие аккорды, D7 и его обращения могут перемещаться. Они используются в различных мелодических положениях и расположениях. При этом септима должна быть выдержана в одном голосе. Это также происходит и тогда, когда одно обращение D7 переходит в другое. Иногда септима может меняться местами с квинтой. При перемещении D7 допускается более свободное обращение с септимой, но она не должна меняться голосами с примой.

5. Проходящий терцквартаккорд (D43).

D43, взятый между T и T6, называется проходящим, если он появляется на слабом времени такта. Как и в любом проходящем обороте, здесь плавное голосоведение: 2 голоса двигаются параллельно терциями или децимами, общий звук выдерживается на месте, оставшийся голос идет на ступень вниз и обратно.

6. Проходящие аккорды между обращениями D7.

Между обращениями D7 возможны проходящие аккорды. Таким образом получаются проходящие обороты:

D7 - II64 - D65, D65 - S64 - D43

Между D43 и D2 возможно III53. При этом голосоведение плавное.

Особые случаи разрешения D7 и его обращений

В отдельных случаях возможны отступления от нормативных разрешений. Они основаны на переходе неустойчивых звуков не в ближайшие устойчивые.

D функционально получает разрешение в T, но отдельные звуки разрешаются на основе более свободного голосоведения.

1. При разрешении D7 в T терцовый тон D идет не на 2 вверх, а на 3 вниз.

2. Неполный D7 в мелодическом положении терции разрешается в T с удвоением терции. Образуются скачки терцовых тонов.

3. При разрешении D2 возможен скачок квинтового тона в квинтовый тон T, примы в приму T, двойной скачок примы и квинты соответственно в приму и квинту T.

4. D43, расположенный в мелодическом положении основного тона, даёт 2 возможных ненормативных разрешения со скачками на кварту и сексту сопрано, при этом терцовый тон идёт вниз.

5. При разрешении D65 в T квинтовый тон ведется на ступень вверх, в T удваивается терцовый тон, иногда его можно разрешить в T с удвоенной квинтой.

Дополнение. Иногда при разрешении D7 и D2 квинта идет вверх, в T удваивается терцовый тон. D43 идет в T6, при этом септима идет на ступень вверх.

Бетховен.  Соната №10, часть II.

 

 

Обновлено 28.09.2012 11:36
 
«ПерваяПредыдущая12345678СледующаяПоследняя»

Страница 3 из 8.
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 166 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru