Рейтинг@Mail.ru





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

Темы к экзаменам по гармонии

Здесь рассмотрены некоторые темы для экзамена по гармонии в музыкальном колледже (училище), с примерами из музыкальной литературы. Знание подобных вопросов важно для любого профессионального музыканта.

Полная функциональная система.
    Септаккорд II ступени и его обращения. Проходящие обороты.
    Доминантсептаккорд
    Мажоро-минор. Общая характеристика. Параллельный мажоро-минор
    Одноименный мажоро-минор
    Альтерация аккордов доминантовой группы
    Модуляция. Общая характеристика
    Модуляции и отклонения в условиях мажоро-минора
    Эллипсис и эллиптическая модуляция
    Внезапная модуляция. Энгармонизм уменьшенного септаккорда
    Побочные септаккорды.
    Вспомогательные звуки
    Модуляция через энгармонизм Доминантсептаккорда. Образно-смысловое значение энгармонической модуляции
    Общая характеристика неаккордовых звуков
    Органный пункт
    Модуляции в первую степень родства
    Типы тональных соотношений. Отклонения
    Доминантовый нонаккорд
    Степени родства тональностей
    Проходящие звуки
    Задержания. Общие сведения
    Обращения Доминантсептаккорда
    Особые формы задержаний
    Септаккорд седьмой ступени и его обращения
    Альтерация, характерная для S группы. Неаполитанский секстаккорд
    Аккорды двойной доминанты, аккорды с увеличенной секстой.
    Объединение мажоро-минорных систем
    Период, особенности его строения, виды каденций. Типичные аккорды каденций
    Аккордика в музыке XX века
    Общая характеристика гармонии XX века
    Гармония как системное образование
    Структурный, фонический, функциональный аспекты аккордики XX века
    Общая характеристика ладогармонического материала музыки XX века
    Диатонические лады и ладообразования в музыке XX века
    Симметричные лады
    Модальность в музыке XX века



Задержания. Общие сведения
Гармония - Темы к экзаменам по гармонии
Автор: Гамаюн   
24.08.2012 00:00

См. также решение задач:

Абызова (неаккордовые звуки) 661 №№1, 2, 3, 4, 5.

Бригадный учебник: 551 №1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. 563 №1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

Мясоедов (неаккордовые звуки)173, 174, 175,176,177.

Задержания. Общие сведения

Задержанием называется неаккордовый звук, возникающий на тяжелой или относительно тяжелой доле такта и  стремящийся к разрешению в ближайший аккордовый звук. Задержания по различным признакам подразделяются на

  • приготовленные и неприготовленные
  • нисходящие и восходящие
  • полутоновые и целотонные
  • простые и сложные
  • с обычным разрешением и с особыми формами разрешения

а) приготовленные и неприготовленные задержания. Приготовленное задержание включает приготовление, задержание и разрешение. Неприготовленное только задержание и разрешение.Разрешаются задержания в ближайший аккордовый звук.

Нельзя делать задержания к звукам, лежащим в той же или выше лежащей октаве и нельзя делать задержания к необычно удвоенным звукам (например, к терцовому тону в трезвучии с удвоением терции или к квинтовому тону в трезвучии с удвоением квинты.

2. Восходящие и нисходящие задержания.

Известно, что восходящее мелодическое движение имеет тенденцию восприниматься как связанное с подъёмом нарпяжения, обострением звучания, а нисходящее - со спадом напряжения, разрешением. Нисходящее задержание - исторически более ранняя форма. Нисходящее задержание может быть и полутоновым и целотоновым.

Восходящее задержание только полутоновое. Исключение - целотоновое задержание к терции Мажорного трезвучия или малого Мажорного септаккорда.

Моцарт. Lacrimosa.

3. Сложные задержания.

Сложными задержаниями называются одновременные задержания в 2-х или 3-х голосах. Наиболее распространено двойное задержание, разрешающееся параллельными несовершенными консонансами.

Бах. Прелюдия фа минор II том ХТК - двойные задержания - параллельными терциями, секстами, децимами.

 

Обновлено 16.09.2012 19:43
 
Проходящие звуки
Гармония - Темы к экзаменам по гармонии
Автор: Гамаюн   
23.08.2012 00:00

См. также решения задач

Абызова (неаккордовые звуки) 661 №№1, 2, 3, 4, 5.

Алексеев (диат. прох.) 457-488, (хром. прох.) 500 -510

Бригадный(диат. прох.) 585 №№1,2,3,4,5,6,7,8,9   599 №№1,2,3,4,5,6,7,8    (хром. прох.)618 №№1,2,3,4,5,6

Мясоедов (неаккордовые звуки)190,191,192, 193, 194, 195, 196, 197, 198, 199,200, 201, 202

Проходящие звуки

Определение. Проходящими называются неаккордовые звуки на легких или относительно легких долях. Обычно они появляются между аккордовыми звуками в поступенном движении. Проходящие звуки подразделяются на диатонические и хроматические, простые (в одном голосе) и сложные (в двух и более голосах). Диатонические проходящие звуки заполняют терцовые и квартовые интервалы. Хроматические проходящие звуки заполняют интервалы большой секунды или уменьшенной терции между двумя аккордами.

Диатонические проходящие звуки отличаются от задержаний тем, что они помещаются на слабом времени такта между двумя аккордовыми звуками, тогда как задержания - на сильном времени такта и чаще в виде повторения предыдущего звука. Проходящий звук или равен по длительности предыдущему аккордовому звуку или короче его.

Нормы удвоения. Как и задержания, проходящие звуки не вносят исключений в обычные нормы удвоения. Обычно движение проходящих звуков сочетается с противоположным движением в каком-либо из голосов или же со сменой расположения.

Проходящие звуки не должны приводить к унисону с соседним неподвижным голосом. Избежать этого можно сменой расположения аккорда. Не принято удваивать диссонирующие и остро тяготеющие звуки, поэтому движение от 5 к 7 должно компенсироваться уводом этой 7 в 5. При использовании проходящих звуков может иногда появляться параллельное движение квинт или октав. При достаточно активном движении верхнего голоса расстояние между ним и альтом может превышать октаву.

Шопен. Мазурка №40

Бетховен. Соната №12. Скерцо (II часть)

Прокофьев. Гавот g-moll.

Сложные проходящие звуки. К ним относятся двойные, тройные, четверные (крайне редко).Двойные проходящие чаще всего используются в параллельном движении несовершенными консонансами (терциями, секстами). Если используются хроматические проходящие звуки, то они нотируются так, чтобы сохранилась ступеневая величина интервалов, при чём верхний голос находится в соответствии с правописанием хроматической гаммы, а нижний идёт в строго заданный к нему интервал.

Россини. Севильский цирюльник, увертюра, заключ. партия.

Шопен. Этюд op.25 №6.

Противоположно направленные диатонические звуки часто образуют движение через октаву от ноны к септиме, от децимы к сексте.

Хроматические противоположно направленные звуки могут образовывать характерные интервалы от ум.10 к ув.6 или наоборот.

Тройные проходящие звуки двигаются параллельными секстаккордами или квартсекстаккордами в 3-х верхних голосах, или 2 голоса двигаются параллельными интервалами, а 3-й голос - противоположно.

Чайковский. Серенада для струнного оркестра, I часть.

Шопен. Этюд №6

Рахманинов. Этюд-картина op.33 №5.

Бетховен. Соната №3, финал.

Обновлено 29.09.2012 09:24
 
Степени родства тональностей
Гармония - Темы к экзаменам по гармонии
Автор: Гамаюн   
23.08.2012 00:00

Степени родства тональностей

Как и функциональное развитие внутри одной тональности, смена тональностей внутри музыкального произведения подчиняется определённым закономерностям, связанным со степенью их близости.

1-я степень родства - тональности отличаются 1-м звуком.

Для C-dur это d e F G a f

для a-moll это C d e F G E

2-я степень родства. К ней относятся тональности, тоники которых могут быть построены в звукорядах тональностей 1 степени родства к исходной, но не встречаются в ней.

Для C-dur это g A B h H D b c E As Des Es

для a-moll это f g A B h H D fis gis cis b c

По сравнению с трезвучиями натурального исходного лада тональности II степени родства можно определить как те тональности, тонические трезвучия которых а) одноимённы по отношению к трезвучиям основного наклонения: для мажора - мажорные, для минора - минорные, за исключением одноимённых трезвучий, образующихся в гармонических ладах. Для C-dur это c g, для a-moll это A D. б) одноимённы и однотерцовы по отношению к трезвучиям противоположного наклонения. Для C-dur это D E Es Des A As. Для для a-moll это c cis f fis g gis. в) однотерцовы и одноимённы с ними по отношению к уменьшённым трезвучиям. Для C-dur это (от h) H h B b, для a-moll это (от h) H h B b.

3-я степень родства. К ней относятся тональности, трезвучия которых входят в звукоряд тональностей II степени родства, но не встречаются в звукорядах основной тональности и тональностей I степени родства.

Для C-dur это Cis cis Ces dis es Fis  fis Ges gis as ais

для a-moll это Cis Ces dis es Fis Ges Des Es As as ais

Обновлено 23.08.2012 11:16
 
Доминантовый нонакккорд
Гармония - Темы к экзаменам по гармонии
Автор: Гамаюн   
21.08.2012 00:00

См. Также Решение задач Мясоедов 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52

Алексеев 202,203,204,205,206,207,208,209,210,211,212.

Абызова 404 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.

Дубовский, Евсеев, Способин, Соколов 336 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

Доминантовый нонакккорд

1. D9 образуется из D7 путем добавления к нему терции сверху, т.е., ноны от основного тона. Отсюда обозначение - D9.

2. Доминантовые нонаккорды бывают большие и малые. Это зависит от качественной величины ноны. В натуральном мажоре - большой нонаккорд, в миноре и гармоническом мажоре - малый нонаккорд.

Применяются нонаккорды исключительно в основном виде, причем значительно реже, чем D7 или D. Нормальное расположение ноны такое, при котором основной звук и нона находятся в разных октавах (регистрах).

3. Приготовление. D9 обычно подготавливаются аккордами S группы: S, II6, II7, реже - VI ступенью. Соединение гармоническое, при котором 2 общих тона - 7 и 9 - остаются на месте. Также нонаккорд может вводиться после T, K64 и D, D7.

Если D9 следует за D7, то септима D7 может переходить в нону D9.

4. Разрешается D9 в полное T53 (при 4-х голосном складе в D9 пропускается квинтовый тон).

По своей природе D9  - созвучие диссонантное, бифункциональное.

5. D9  на сильной или относительно сильной доле может применяться как задержание к неполному D7.

6. D9 допускает возможность перемещения, причем 9  должна перемещаться на расстояние 2 основных тона.

7. В музыке романтического стиля (у Шопена, Грига) можно встретить нонаккоорд на II ступени (II9), который может перемещаться в D7 или в D9.

Гурилёв "Грусть девушки"

Глинка "Я помню чудное мгновенье".

Обновлено 18.09.2012 10:20
 
Типы тональных соотношений. Отклонения
Гармония - Темы к экзаменам по гармонии
Автор: Гамаюн   
14.08.2012 00:00

См. также решения задач

Абызова 533 №№1,2,3,4,5,6

Алексеев 327 - 369

Бригадный 493 №№1,2,3,4,5,6,7,8,9,10

Мясоедов 104, 105, 106, 107,108,109,110,111, 112,113,114,115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123, 124, 125, 126, 127, 128, 129, 130, 131, 132, 133,134,135,136,137,138,139,140,141,142,143,144,145, 146,147,148,149,150,151,152,153

Типы тональных соотношений. Отклонения

Существуют три основных типа тональных соотношений (последований): модуляция, отклонение и сопоставление.

Модуляцией называется переход из одной тональности в другую. К области модуляций относится всякое взаимодействие ладотональностей внутри музыкального произведения, их взаимосвязи, закономерности тональных смен, подчиняющихся функциональной логике. Эта сторона гармонии играет большую роль в формообразовании.  Например, без модуляций невозможна  сонатная форма.

Сопоставление образуется от появления новой тональности на грани двух музыкальных построений, после цезуры, без модулирующего перехода, без отклонения ( или модулирующей одноголосной связки)

Отклонение

1.Определение отклонения

2. Аккорды, типичные для отклонения. Расположение отклонений в форме

3.Отклонения через D7

а) не применяется D7 в основном виде

б) введение побочной доминанты возможно после любого аккорда

в) переченье

г) особенность отклонения в тональность на ступень выше

д) прерванный оборот в отклонении

е) сложные отклонения

ж) доминантовая цепочка

з) предвосхищающее отклонение

4. Отклонения через VII7

5. Отклонения через побочные субдоминанты

6. Основные принципы отклонений.

1.Отклонение - временный уход в новую тональность без закрепления в ней. Новая тональность может быть представлена плагальными, автентическими, полными оборотами.

2. Аккорды, принадлежащие к S или D группам тональностей I степени родства называются побочными S-ами или D-ами. Аккорды, типичные для отклонений - чаще диссонансы - яркие представители D и S групп - D7, VII7, II7.

Отклонения с помощью аккордов D группы. Побочные D-ты дают возможность гармонизации хроматической гаммы и возможность выхода в хроматическую систему. Местоположение отклонений. В экспозиционном периоде для начала построения типичны отклонения в мажоре - в V, III, VI ступени, в миноре - в Vнат., Vгарм., III.  На каденционных участках для начала построения типичны отклонения во II, IV, VI. У классиков, романтиков в экспозиционном периоде наиболее типичны отклонения в тональности I степени родства. Приготовление отклонения. Поскольку для отклонений используются "острые" S и D, то предварять их может любой аккорд исходной тональности. Отклонения бывают более естественными, если аккорд будет общим для исходной и новой тональности. Наиболее часто отклонения происходят с помощью обращений D7. Отклонение в III ступень наиболее естественно звучит, если верхний голос движется по типу фригийского оборота.

3. Отклонения через D7. D7 является распространённым модулирующим аккордом. В отклонениях используются чаще его обращения. Обращение D7 является модулирующим аккордом и может быть введено практически после любого аккорда. При наличии также и общего для тональностей аккорда отклонение происходит более естественно, его продолжительность может быть большей. В случае отсутствия посредствующего аккорда продолжительность отклонения обычно ограничивается модулирующим аккордом и его разрешением. Если же общий и модулирующий аккорд содержат хроматические варианты I ступени, возникает опасность переченья. Поэтому хроматизм должен помещаться в одном голосе. При отклонении на ступень выше, аккорд, предшествующий модулирующему, берётся без удвоения основного тона, в виде секстаккорда. В отклонении после побочной доминанты может идти не её тоника, а её VI ступень (прерванный оборот в отклонении). Сложные отклонения. Предвосхищающее отклонение - появление его опережает главную тональность. Проходящие тональности могут приводить обратно в первоначальную тональность; в таком случае они образуют сложное отклонение, состоящее из ряда модуляционных звеньев. Любая D гармония может непосредственно перейти в D другой тональности. В результате образуется цепочка доминант.

4. В отклонениях в качестве побочной доминанты может использоваться VII7 и его обращения (реже VII2). Обычно отклонение через VII7 используется там, где в связи с переченьем невозможна D (при разведении удвоенного основного тона в разных направлениях).

5.Побочные субдоминанты в качестве модулирующих аккордов при отклонениях стали использоваться с середины XIX века. Важное место при отклонениях занимает II7 (при отклонениях  в мажоре II7гарм.). Отклонения производятся через любые обращения II7. Отклонения могут также производиться через альтерированные суюдоминанты. Плагальные отклонения весьма характерны для Рахманинова и используются  им в самых разноообразных формах.

6. Основные принципы отклонений утвердились в музыке Баха и венских классиков. Вне рамок периода отклонения часто возникают в кодах (в субдоминантовые тональности).

2-хч.ф. с кодой Бетховен. Соната №10 II часть.

Плаг. отклон. Рахманинов Смеркалось

Шопен Ноктюрн №2 Es-dur

Глинка Рондо Антониды

Предвосхищ. отклон. Моцарт 17 соната

Сложное отклонение Шопен Мазурка №12 op17 №3 середина E-dur

Прерванн. оборот при отклонении Мендельсон Песня без слов №20 середина

Обновлено 28.09.2012 14:44
 
«ПерваяПредыдущая12345678СледующаяПоследняя»

Страница 4 из 8.
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 454 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru