Рейтинг@Mail.ru





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

Темы к экзаменам по гармонии

Здесь рассмотрены некоторые темы для экзамена по гармонии в музыкальном колледже (училище), с примерами из музыкальной литературы. Знание подобных вопросов важно для любого профессионального музыканта.

Полная функциональная система.
    Септаккорд II ступени и его обращения. Проходящие обороты.
    Доминантсептаккорд
    Мажоро-минор. Общая характеристика. Параллельный мажоро-минор
    Одноименный мажоро-минор
    Альтерация аккордов доминантовой группы
    Модуляция. Общая характеристика
    Модуляции и отклонения в условиях мажоро-минора
    Эллипсис и эллиптическая модуляция
    Внезапная модуляция. Энгармонизм уменьшенного септаккорда
    Побочные септаккорды.
    Вспомогательные звуки
    Модуляция через энгармонизм Доминантсептаккорда. Образно-смысловое значение энгармонической модуляции
    Общая характеристика неаккордовых звуков
    Органный пункт
    Модуляции в первую степень родства
    Типы тональных соотношений. Отклонения
    Доминантовый нонаккорд
    Степени родства тональностей
    Проходящие звуки
    Задержания. Общие сведения
    Обращения Доминантсептаккорда
    Особые формы задержаний
    Септаккорд седьмой ступени и его обращения
    Альтерация, характерная для S группы. Неаполитанский секстаккорд
    Аккорды двойной доминанты, аккорды с увеличенной секстой.
    Объединение мажоро-минорных систем
    Период, особенности его строения, виды каденций. Типичные аккорды каденций
    Аккордика в музыке XX века
    Общая характеристика гармонии XX века
    Гармония как системное образование
    Структурный, фонический, функциональный аспекты аккордики XX века
    Общая характеристика ладогармонического материала музыки XX века
    Диатонические лады и ладообразования в музыке XX века
    Симметричные лады
    Модальность в музыке XX века



Модуляции в I степень родства
Гармония - Темы к экзаменам по гармонии
Автор: Гамаюн   
06.08.2012 00:00

См. также решения задач

Бригадный 525 №№1,2,3,4,5,6,7,8,9,10, 530 №№1,2,3,4,5,6,7,8,9.

Мясоедов №№107, 109, 111,112, 114, 125,126,127,132,133,134,149

Абызова 574 №№1,2,3,4,5,6, 585 №№1,2,3,4,5,6,7.591 №№1,2,3,4. 604 №№1,2,3,4,5,6. 615 №№1,2,3,4,5,6. 621 №№1,2,3,4.

Алексеев 384, 385, 386, 387, 388, 389, 390, 391, 392, 393, 394, 395, 396, 397, 398, 399, 400, 401, 402, 403, 404, 405, 406, 407, 408, 409, 410, 411, 412, 413, 414, 415, 416, 417, 4183 419, 420, 421, 422, 423, 424, 425, 426, 427, 428

Модуляции в I степень родства. Общая характеристика

1. Определение модуляции

2. Функции модуляции

3.Способы модуляции

4.Этапы модуляции

5. Общие, или посредствующие аккорды

6. Модулирующие аккорды

1. Определение модуляции. Отклонение - лёгкое и кратковременное появление новой тональности. Модуляция - заранее подготовленный, основательный и прочный переход в новую тональность.

2.Функции модуляции. Если при отклонении новая тональность лишь затрагивается в процессе развития, то при модуляции она является итогом какого-то этапа развития. Тоники тональностей отклонений всегда оказываются в подчиненном значении в отношении основной тональности. При модуляции правильнее говорить о взаимоподчинении. Если отклонения в тон-сти I степени родства расширяют, углубляют данную тональность, то модуляции связаны с выходом за её пределы.

3. Способы модуляции:

  • Модуляция через отклонение содержит сначала отклонение в новую тональность, а затем закрепление в ней полным кадансом. Преимущество этого способа - простота и мягкость перехода.
  • Модуляция через общий аккорд также обеспечивает легкий  естественный переход в новую тональность. Переходным моментом в ней является общий для обеих тональностей аккорд. Имея в прежней тональности одно значение, в новой он приобретает другое и тем самым способствует перемещению тональной опоры.

4. Этапы модуляции при помощи общего (посредствующего) аккорда:

  • гармоническое развитие в исходной тональности
  • общий (посредствующий) аккорд
  • модулирующий аккорд
  • гармоническое развитие в новой тональности
  • каденция в новой тональности

5. Общие, или посредствующие аккорды

Посредствующий (общий) аккорд является общим для 2х тональностей. Им может быть трезвучие, секстаккорд. Функциональное значение его для исходной тональности безразлично, но чаще это T или T6. Функциональное значение его в новой тональности определяет выбор модулирующего аккорда и последующего развития.

6. Модулирующие аккорды

Модулирующий аккорд выполняет ту же роль, что и побочная Доминанта в отклонении. Он не принадлежит исходной тональности, но образует вместе с общим аккордом гармонический оборот, подчиненный новой тональности.

Последующее гармоническое развитие - новая тональность как бы завоёвывается,  заключительная каденция является итогом этого развития.

Показ исходной тональности не имеет непосредственного отношения к процессу модуляции, но показ исходной тональности крайне важен, так как при его отсутствии посредствующий аккорд может быть оценен слухом лишь только в качестве принадлежащего к новой тональности.

Модуляции в сторону D (кадансовый способ)

Мажор - III, V.

Минор - III, V, VII (Dн, Dг)

В этом типе модуляции T исходной тональности всегда оказывается какой-либо S новой тональности, а значит, может быть использована в качестве общего аккорда. Далее возможно каденционное закрепление в новой тональности. Этап гармонического развития в новой тональности может присутствовать или быть опущен.

Модуляции в S сферу (предкадансовый способ)

В этих модуляциях общих аккордов, которые выполняли бы S функцию, значительно меньше, а при модуляции во II ступень их вообще нет. Поэтому часто используется отклонение в ту тональность, куда происходит модуляция, а затем уже закрепление в ней.

Кроме того, возможно отклонение в тональность общего аккорда. Образуется, таким образом, тональность, занимающая промежуточное положение между исходной и конечной тональностями.

Модуляция в тон-сть V ступени

Моцарт, соната для ф-п До мажор (K330), II часть

Рахманинов "Сирень"

Модуляция в тон-сть III ступени

Лист "Утешение" Ре-бемоль мажор

Глинка, "Руслан и Людмила", Vд., романс Ратмира

Модуляция в тон-сть VII н. ступени (из минора)

Бетховен. Квартет №2, III часть  ми минор - Ре мажор.

Модуляция в тональность IV ступени

Шуман "Встречаю взор очей твоих" ("Любовь поэта")

Модуляция в тональность VI ступени

Римский-Корсаков "Шехерезада", III часть, 2-я тема

Рахманинов романс "Увял цветок"

Модуляция в тональность II ступени (из мажора)

 

 

 

 

Обновлено 28.09.2012 16:46
 
Органный пункт
Гармония - Темы к экзаменам по гармонии
Автор: Гамаюн   
03.08.2012 00:00

См. также решения задач

Абызова 693 №№1,2,3,4

Алексеев 604-622

Бригадный 723 №№1,2,3,4,5,6

Мясоедов 203, 204, 205, 206

Органный пункт

Органным пунктом, или педалью, называется звук, выдержанный или повторяемый в басу, в то время как в остальных голосах проходит последовательность различных гармоний.

Органный пункт представляет собой обособление басового голоса в самостоятельную одноголосную функцию. Существуют 2 основные разновидности органного пункта:

  • T и
  • D, которые можно рассматривать как усложненные и расширенные доминанту и тонику.

Введение и выключение органного пункта связано в той ролью, которую данный органный пункт выполняет в данной форме.

Тонический органный пункт в заключительных и дополнительных разделах формы чаще всего вводится одновременно с разрешением доминанты в тонику. На его фоне обычно звучат S гармонии, плагальные обороты, отклонения в сферу S и редко - D аккорды.

Экспозиционные T органные пункты связаны с изложением темы. Здесь чаще на его фоне звучат D гармонии, автентические обороты, что связано с лирическим началом. Выключается T органный пункт на тонической гармонии.

D органный пункт в развивающих разделах вводится V ступенью, трезвучием или доминантсептаккордом. В предыктовых - T64 или K64, выключается в обоих случаях разрешением D в T.  На фоне D органного пункта возможны отклонения в весьма отдалённые тональности. Для большей определённости органный пункт вводится на сильном времени такта.

Гармонии над органными пунктами могут быть самыми разными. Часто в них нет звука, выдержанного в басу. Над D органным пунктом возможны все созвучия диатоники, отклонения в тональности I степени родства, аккорды мажоро-минора; очень употребительны секвенции, диатонические и хроматические.

Терминологию основных видов и обращений аккордов  применить к созвучиям, находящимся над органным пунктом, можно лишь условно, т.к. они лишены нормального баса. Самый нижний из голосов - тенор - не имеет свойств баса, и кварто-квинтовые скачки для него необычны.

Располагать аккорды над органным пунктом нужно по возможности более тесно, так, чтобы аккорд звучал более полно и ясно. 3-х-звучные аккорды даются в полном виде или с пропуском квинты, или - реже- с пропуском основного тона. В септаккордах пропускается квинта, реже - терция. Если звук органного пункта входит в данный аккорд, то его нужно принимать во внимание.. Если же он оказывается диссонирующим в каком-либо аккорде, то его можно не разрешать, т.к. он функционально свободен. Ввиду прозрачности 3-хголосия, желательна мелодическая подвижность голосов, которая даёт возможность голосам свободно удаляться друг от друга.

Кроме основных, T и D органных пунктов, встречаются также

  • органный пункт на III ступени (или переменный органный пункт), особенно типичный для минора и связанный с ладовой переменностью.
  • существует органный пункт на тонической квинте, связанный со стилизацией, изображением волынки.
  • фигурированный органный пункт - в басу повторяется одна и та же мелодическая фигура.

Разновидностью органного пункта является и остинатное движение баса.

T орг.п. Бах Прелюдии c-moll, a-moll -  I том, C-dur - II том.

Прелюдия Es-dur - в начале и в конце

Начальный о.п. Прелюдия f-moll из I тома, b-moll из I тома. Бетховен. Соната №8, I часть. Соната №15, I часть. Симфония №6, I часть.

Фигурированный о.п. Бетховен. Соната №15, финал, соната №18, финал. Григ. Поэтическая картинка c-moll №3, Юмореска op.6 №3, Норвежский танец op.35 №3, Листок из альбома op.28 №2. Шопен. "Колыбельная". Чайковский "Танец маленьких лебедей"

Двойной о.п. Бетховен. "Паст. симфония", I часть, гл.п. Григ. Халлинг, Спрингданс. Шуберт. "Прекрасная мельничиха" - Колыбельная ручья, Мельник и ручей. Чайковский."Хор детей"из I действия "Пиковой дамы". Прокофьев "Классическая симфония", Гавот.

Коды Бетховен. Соната №14, финал.

Предрепризные о.п. Бетховен. Сонаты №1,5,8,17,32. Бетховен. Соната №23, I часть. Вагнер. Вступление к "Тристану". Григ.Романс "Сон". Шопен. Прелюдия As-dur.

Сплошные о.п. Римский-Корсаков. Песня Индийского гостя. Шопен Прелюдия As-dur. Глинка "Руслан и Людмила" - Сцена оцепенения (канон "Какое чудное мгновенье"). Вагнер. Вступление к опере "Золото рейна". Мусоргский "Старый замок".

Органный пункт на III ступени минора. Чайковский 6 симфония, II часть. Кабалевский. Скрипичный концерт II часть. Мясковский 6 симфония, соч. 23, ч.II. Шуман 3 симфония, соч. 97,ч. II

Органный пункт на III ступени мажора. Бородин, "Князь Игорь", II действие, "На безводье..."

Органный пункт на IV ступени. Чайковский 5 симфония, II часть.

Остинатное движение баса. Чайковский. 6 симфония, I часть.

 

 

Обновлено 29.09.2012 10:18
 
Общая характеристика неаккордовых звуков. Предъём
Гармония - Темы к экзаменам по гармонии
Автор: Гамаюн   
02.08.2012 00:00

См. также решения задач

Алексеев 511- 525

Бригадный 630 №№1,2,3,4,5,6,7

Общая характеристика неаккордовых звуков. Предъём

Музыкальной фактурой называется способ изложения музыкального материала, являющийся результатом сочетания основных компонентов музыки - мелодики, гармонии и ритма.

Мы знаем ряд типичных форм изложения, или музыкальных складов:

1) Монодический,Моцарт, Сонаты №6, 7, 16, 17, Римский-Корсаков "Царская невеста", песня Любаши

2) полифонический, Бах

3) аккордовый, Шопен, Ноктюрн op.37, №1

4) гомофонный. Шопен, Прелюдия №6

Существуют различные приёмы фактуры:

1) колористическое наслоение,Рахманинов, Прелюдия cis-moll

2) гармоническая фигурация,Моцарт, соната №6, часть IV, вариация XI.

3) ритмическая фигурация, Бетховен, Соната №21, I часть

4) мелодическая фигурация.

Мелодической фигурацией называется такое движение голоса, которое, опираясь на гармонию, в то же время отступает от опорных аккордовых тонов и образует самостоятельный ритмический рисунок.

Приёмы мелодической фигурации: задержание, проходящие звуки, вспомогательные звуки, камбиата, предъём, гармонические ноты.

Мелодическая фигурация бывает строгая и свободная, напевная и пассажная.

Лядов, Мазурка op. 57, №3

Шуберт, Музыкальный момент op. 94, №6

Предъём

Предъёмом называется неаккордовый звук на лёгком времени такта, принадлежащий в качестве аккордового следующей гармонии. По своей роли предъём противоположен приготовленному задержанию. Предъём отличается от других неаккордовых звуков тем, что что лишён разрешения, он сам является опережающим разрешением. Чаще вводится поступенным плавным движением.

Исторически предъём возник и применялся в заключительных автентических каденциях и оборотах, где ясно проявляется тяготение к тонике. Так, например, D7 усложнялся введением звуков T. Знаменитые генделевские предъемы — неотъемлемая составная часть его кадансов, придающая им тот оттенок категоричности, горделивого достоинства интонации, по которому почти безошибочно можно определить композитора.

Позднее применение предъёма стало более широким, он использовался и в половинных каденциях, и в прерванных оборотах, и в плагальных каденциях, и в середине построения. Предъём становится и основным выразительным средством. Бетховен. Соната №1, I часть. Чайковский. "Май" (Белые ночи), Бетховен. Соната №2, II часть.

Предъём может вводиться 1) плавным движением голосов - Римский-Корсаков Шехерезада, I часть, п.п. - тема корабля, качающегося на волнах,

2) скачком  - Бетховен, соната №2, II часть.

Предъём может вводиться в одном голосе, в двух - параллельными несовершенными консонансами, в трёх - параллельными секстаккордами, квартсекстаккордами. Иногда комбинируется параллельное движение с противоположным. Иногда весь аккорд может готовиться аккордом полностью.

Предъём короче или равен последующему аккордовому звуку. Предъём может быть введен к неаккордовому  звуку, чаще всего - к задержанию. (Бетховен, Патетическая соната, вступление. Шопен, этюд до минор. Шуман, Карнавал, Киарина.

 

 

 

Обновлено 29.09.2012 10:40
 
Модуляция через энгармонизм Доминантсептаккорда. Образно-смысловое значение энгармонической модуляции
Гармония - Темы к экзаменам по гармонии
Автор: Гамаюн   
23.07.2012 00:00

См. также решения задач

Абызова 753 №№1,2,3,4,5

Алексеев

Бригадный 849 №№1,2,3,4,5,6,7

Мясоедов 221, 222, 223, 224,225,226,227,228,229230,231,232,233,234,235

Модуляция через энгармонизм Доминантсептаккорда. Образно-смысловое значение энгармонической модуляции

Энгармонизмом называется совпадение по звучанию звуков аккордов, имеющих различное значение, тональную принадлежность и нотацию.

Энгармоническая модуляция основана на энгармоническом равенстве интервалов м.7 и ув.6. В качестве энгаромнически заменяемых аккордов используется не только D7 и его обращения, но и все другие аккорды, звучащие как D7b5 или D7#5 и их обращения, а также D7-ды, являющиеся побочными Доминантами.

Часть этих аккордов окажется натуральной, часть - альтерированной. Одни будут содержать м.7 или б.2 в обращениях в качестве крайних звуков, другие - ув.6 или ум.3.

D7 и совпадающие с ним по звучанию аккорды встречаются

на V ступени мажора и минора (D7),

на II ступени  мажора и минора (W7 или II7),

на VII ступени минора нат. (VII7нат.=по звучанию D7)

Аккорды D7b5 и совпадающие с ним

на V ступени мажора и минора ( D7b5)

на II ступени мажора и минора (II7 альтер.)

на VII ступени минора нат. ( D7b5 VII7b5)

Аккорды D7#5 и совпад. с ним

на V ступени мажора (D7#5)

на V ступени минора (D76)

Все эти аккорды могут строиться и на других ступенях в качестве побочных Доминант.

Пример.

Иногда используется энгармоническая замена м.7 на дважды ум.8 там, где возможна двойная альтерация.

Пример.

Энгармонически равные им аккорды и "вписанные" в ув.6, могут быть построены там, где встречаются ув.6-ы, т.е. на 1/2 тона вышеустойчивой ступени лада.

На этих ступенях возможны следующие аккорды

Пример.

Наиболее характерна при энгармонической модуляции энгармоническая замена м.7 на ув.6, поэтому для "выхода" из начальной тональности используются аккорды с м.7, а для "входа" - аккорды с ув.6. Предпочтение отдаётся тем видам аккордов с ув.6, которые переходят в T64 независимо от того, является он в форме K64 или нет.

В случае, когда ув.6 заменяется на м.7 для входа в новую тональность, естественно, не подходят побочные Доминанты.

Образно-смысловое значение энгармонической модуляции. Место энгармонической модуляции в форме.

Функциональные и фонические свойства гармонии по-разному проявляют себя в разного рода модуляциях. Постепенная модуляция как бы постепенно накапливает новые качества. Для внезапной модуляции типично резкое изменение смыслового или колористического начала, вплоть до трансформации образа. Колористический сдвиг более характерен для модуляции типа сопоставления. Энгармоническая ж модуляция чаще воспринимается как крутой поворот в логике развития, хотя и подготовленный предыдущим развитием. Такое восприятие энгармонической модуляции проистекает из следующих особенностей:

1. Энгармонически заменяемый аккорд, как правило, является функционально ясным в исходной тональности, продолжающим функциональное развитие в ней.

2. Энгармонически переосмысляясь и разрешаясь в условиях новой тональности, аккорд оказывается вовлеченным в совершенно иной ход развития мысли с резким её поворотом.

3. В то же время слух оценивает энгармоническую модуляцию как результат развития в предыдущей тональности.

4. Выбор не самого простого разрешения в данных условиях, а одного из возможных, но неожиданных, придаёт модуляции эффект внезапности, оригинального вывода.

Бетховен, Симфония №5, II часть, 2 тема.

Чайковский. Ромео и Джульетта, главная и побочная партии.

Григ. "Сон".

 

 

 

Обновлено 29.09.2012 11:42
 
Вспомогательные звуки
Гармония - Темы к экзаменам по гармонии
Автор: Гамаюн   
13.07.2012 00:00

См. также решения задач

Абызова 661 №№1,2,3,4,5

Алексеев 489-499, 526-538

Бригадный 611 №№1,2,3,4,5,6,7   642 №№1,2,3,4,5,6

Мясоедов 193,194, 195,196,197

Вспомогательные звуки

Простые формы вспомогательных звуков  помещаются ступенью ниже или ступенью выше аккордового тона и образуются движением на секунду вниз (или вверх) и обратно. В. з. возникает на слабом или относительно сильном времени такта.

Верхние вспомогательные звуки могут образовывать с аккордовыми тон или полутон, нижние, как правило, полутон.

Вспомогательные звуки бывают диатонические и хроматические.

Не используются вспомогательные звуки к тем аккордовым тонам, которые удвоены в другом голосе, но в той же октаве.

Вспомогательные звуки бывают простые и сложные.

Самый сложный момент - особые формы вспомогательных звуков.

Особые формы вспомогательных звуков характеризуются отсутствием аккордового тона, с которым связан вспомогательный либо до, либо после него.

1. В. з. может быть взят скачком с последующим обычным разрешением на ступень вниз или вверх. Направление скачка противоположно направлению разрешения. Смена гармонии.

2. В. з. может быть покинут скачком. Направление скачка противоположно движению от аккордового к вспомогательному звуку.

3. В. з., взятый после своего аккордового тона, может быть покинут скачком, ведущим в противоположно направленное задержание к тому же звуку аккорда. Это опевание.

4. В.з. может быть покинут скачком, направленным к противоположному вспомогательному (опевание).

5. Как и при разрешении задержания, между вспомогательным звуком и его разрешением может быть взят любой звук данного аккорда.

6. В.з., взятый после своего аккордового, может разрешиться в тот же звук, но ставший в новом аккорде задержанием.

Шопен. Этюд op.25 №2 (f).

Шопен. Мазурка op.30 №4 (cis)

Глинка. Арагонская хота.

Обновлено 29.09.2012 11:00
 
«ПерваяПредыдущая12345678СледующаяПоследняя»

Страница 5 из 8.
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 438 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru