Рейтинг@Mail.ru





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

Темы к экзаменам по гармонии

Здесь рассмотрены некоторые темы для экзамена по гармонии в музыкальном колледже (училище), с примерами из музыкальной литературы. Знание подобных вопросов важно для любого профессионального музыканта.

Полная функциональная система.
    Септаккорд II ступени и его обращения. Проходящие обороты.
    Доминантсептаккорд
    Мажоро-минор. Общая характеристика. Параллельный мажоро-минор
    Одноименный мажоро-минор
    Альтерация аккордов доминантовой группы
    Модуляция. Общая характеристика
    Модуляции и отклонения в условиях мажоро-минора
    Эллипсис и эллиптическая модуляция
    Внезапная модуляция. Энгармонизм уменьшенного септаккорда
    Побочные септаккорды.
    Вспомогательные звуки
    Модуляция через энгармонизм Доминантсептаккорда. Образно-смысловое значение энгармонической модуляции
    Общая характеристика неаккордовых звуков
    Органный пункт
    Модуляции в первую степень родства
    Типы тональных соотношений. Отклонения
    Доминантовый нонаккорд
    Степени родства тональностей
    Проходящие звуки
    Задержания. Общие сведения
    Обращения Доминантсептаккорда
    Особые формы задержаний
    Септаккорд седьмой ступени и его обращения
    Альтерация, характерная для S группы. Неаполитанский секстаккорд
    Аккорды двойной доминанты, аккорды с увеличенной секстой.
    Объединение мажоро-минорных систем
    Период, особенности его строения, виды каденций. Типичные аккорды каденций
    Аккордика в музыке XX века
    Общая характеристика гармонии XX века
    Гармония как системное образование
    Структурный, фонический, функциональный аспекты аккордики XX века
    Общая характеристика ладогармонического материала музыки XX века
    Диатонические лады и ладообразования в музыке XX века
    Симметричные лады
    Модальность в музыке XX века



Побочные септаккорды
Гармония - Темы к экзаменам по гармонии
Автор: Гамаюн   
11.07.2012 00:00

См. также решения задач

Алексеев 251, 252, 253, 254, 255

Абызова 447 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Бригадный 382 №№1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.

Мясоедов №№71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85.

Побочные септаккорды, их разрешения.

Побочные септаккорды впервые появились в секвенции как бы по инерции (D7 - I). В таком виде побочные септаккорды участвуют в развитии темы или в т.н. развёртывании тематического "ядра", например, в интермедиях фуги.

Бах. ХТК, I том, As-dur, такты 11-13. В XIX - XX веках побочные септаккорды появляются и вне секвенции как самостоятельные созвучия. Кроме того, в новой музыке побочные септаккорды включаются в состав самого первоначального изложения темы и, таким образом, выходят на первый план.

Григ. Благодарение op. 62 №2.

Разрешения.

1. Всякий септаккорд получает полное или частичное разрешение при переходе интервала септимы в консонирующий интервал. Полное разрешение - в T, акустическое - не в T, частичное акустическое - в диссонанс.

2. Переход в трезвучие

а) в трезвучие квартой выше, квинтой ниже как D7 - T

б) в трезвучие секундой выше VII7 - T

в) в трезвучие, лежащее терцией ниже VII7 - D6, S7 - II6

г) в трезвучие секундой ниже II7 - I6, S7 - III6.

3. Переход в другие септаккорды.

а) в септаккорд терцией ниже по принципу VII7 - D65, S7 - II65

б) в септаккорд двумя терциями ниже по принципу II7 - D43

в) в септаккорд тремя терциями ниже (секундой выше)

г) соединение двух септаккордов квартой выше (II7 - D7неп.).

В соотношении побочных септаккордов между собой или с трезвучиями и вне секвенции господствуют кварто-квинтовые связи созвучий. Таким путем возникают диатонические отклонения; иначе говоря, вступают в действие переменные функции.

T7 может выступать в качестве тонического ладово централизующего аккорда (завершение целого произведения).

В наиболее простых случаях T7 и III7 используются при гармонизации в сопрано нисходящего верхнего тетрахорда (нередко неполного) натуральных видов мажора и минора (фригийский оборот).

I - I7 - IV - V;    I6 - III65- IV - I64;    VI - I43 - IV - V;  V6 - I2;   V65 - I2

в басу I - I2 - IV6 - K64 - D;  I - III43 - VI - V;   I - III43 - VI7.

VI7 используется наиболее часто как I трезвучие с квинтой и секстой (в натуральном мажоре и мелодическом миноре). С этого созвучия произведение может начинаться, ему может предшествовать другая функция. Наиболее употребительно такое изложение I65, при котором секста находится в сопрано или, если она находится в среднем голосе (альт), то всё же выше, чем квинта.

Будучи усложнённым аккордом IV ступени, IV7 заметно отличается от остальных малоупотребительных септаккордов относительно более яркими функциональными свойствами.

Обороты с проходящими септимами при переходе в другую функцию IV6 - IV65 - II43; VI - I43 - IV.

Диатонические секвенции с побочными септаккордами:

Бах-Марчелло.Концерт все 3 части.

Моцарт. Соната №12, I ч., экспозиция.

Григ. Норвежский марш op.54 №2

Григ. Тоска по родине op.57 №6

Проходящие секундаккорды в басу

Бах. ХТК, I том, прелюдия d-m т. 4-5

Диатонические отклонения

Шуман. Цикл "Любовь поэта"  И розы, и лилии, Я не сержусь, Слышу ли песни звуки.

Даргомыжский "Мне грустно" I - I2 - VI - VI2.

Широкое применение септаккордов

Григ. Король властвовал на востоке op.66 №3

Григ. Завтра её ты в свой дом поведёшь op.66 №10

Бизе. "Кармен". Ария Хозе с цветком

IV7 Григ. Лебедь.

Григ. Летний вечер op.71 №2

Скрябин. Соната №4 (начинается с IV7)

Шуман. Детские сцены №12. Засыпающий ребёнок, кода.

I 7Григ. Мелодия op. 47 №3, начало

Григ. Тогда зови op.33 №8.


Обновлено 09.08.2013 19:29
 
Внезапная модуляция. Энгармонизм уменьшенного септаккорда
Гармония - Темы к экзаменам по гармонии
Автор: Гамаюн   
08.07.2012 00:00

См. также решения задач

Абызова 753 №№1,2,3,4,5

Алексеев 710-748

Бригадный 843 №№1,2,3,4,5,6,7,8,9,10

Мясоедов 220, 221, 222, 223, 224, 225, 226, 227, 228, 229, 230, 231, 232, 233, 234,235, 236, 237, 238, 239, 240

Внезапная модуляция. Энгармонизм уменьшенного септаккорда

Под внезапной модуляцией понимается такой её вид, при котором непосредственно связываются тональности не 1-й степени родства.

Энгармонизмом называется совпадение по звучанию звуков аккордов, имеющих различное значение, тональную принадлежность и нотацию.

Энгармонически заменяемый аккорд, активно стремившийся к разрешению в начальной тональности, осознаётся как общий в момент перехода в следующий за ним модулирующий аккорд новой тональности. Отсюда - внезапность перехода. При этом происходит обыгрывание энгармонически заменяемого аккорда (с разрешением в предыдущую и последующую тональности).

Энгармонической называется модуляция, если в общем между тональностями аккорде совершается такая энгармоническая замена одного или нескольких звуков, при которой интервальное строение аккорда становится иным. Такая энгармоническая замена сопровождается переключением полутоновых тяготений и создаёт свежий, лаконичный переход в новую тональность.

Энгармоническое переключение распространяется на все виды аккордов - диатонические, хроматические, альтерированные, на аккорды с неаккордовыми звуками. Преимущественно применяются аккорды диатонического и хроматического видов в начальной тональности, которые в последующей тональности переключаются на альтерированные и хроматические.

Подобно модуляциям других видов, энгармонические модуляции обладают различной степенью весомости (переходы и отклонения), особенно часто возникают на гранях разделов музыкальной формы, имея различный фактурный облик (мелодический, гармонический, мелодико-гармонический).

Энгармоническая модуляция практически может связать между собой любые, в том числе наиболее родственные тональности (например, параллельные). Однако её характерный эффект при этом будет нейтрализован самой близостью тональностей, поэтому энгармоническая модуляция наиболее эффективна при сопряжении контрастных, неродственных тональностей.

Местоположение энгармонической модуляции в форме. Это прежде всего различные связующие и предыктовые построения: св. и предыкты, ведущие от г.п. к п.п, а также от разработки к репризе, от периода к середине простой формы и т.д.

Энгармоническая модуляция нередко сопутствует появлению новой темы, нового раздела музыкального произведения, создавая желательную здесь тональную свежесть (Чайковский, переход ко второй теме в экспозиции "Ромео и Джульетты", конец разработки и начало репризы в I части 5-й симфонии и т.п.). При э.м. нередко изменяются и темп (чаще замедляется), и динамические оттенки (обычно - более piano). Наконец, для э. перехода характерно и то, что при нем мелодическое начало делается нередко более пассивным, как бы оттесняется на второй план. Все это создает благоприятные условия, при которых внимание слушателя всецело сосредоточивается на самом э. переключении и не отвлекается другими элементами, усложняющими восприятие.

Энгармоническая и функциональная модуляции различны. Общий аккорд в первой подчёркивает внезапность, во второй обеспечивает плавность перехода.

К наиболее распространённым энгармонически заменяемым аккордам в модуляциях относятся

1) уменьшённый септаккорд

2) малый мажорный септаккорд

3)увеличенное трезвучие

4) альтерированные аккорды.

Значительно реже применяются в таких модуляциях звучности мажорного и минорного трезвучий.

Исторически расцвет э.м. - в музыке XIX века (западные романтики, русская классическая музыка)

Энгармонические модуляции характеризуются строгой плавностью голосоведения, в особенности  в решающий момент соединения энгармонически переосмысливаемого аккорда со следующим, уже безраздельно принадлежащим к новой тональности.

Приёмы энгаромнической модуляции. Длительное выдерживание или повторение энг. преосмысливаемого аккорда, замедление темпа и уменьшение силы звучности во время подготовки момента появления новой тональности.

Бетховен. Соната №8, I часть, переход от эксп. к разр-ке: g-e VII43=VII2 к T.

Моцарт. Реквием. Confutatis a-as-g-fis-F

Бетховен. Соната №27, I часть, начало разработки e-Es.

Шопен. Мазурка op. 24 №2, переход к репризе es -a

Шуберт. Атлант. g-H VII43 к S = WVII7

Вагнер. "Лоэнгрин" д.II, к. II "Ты часто осушал мне..." B-es-Ges-B VII43 к S=WVII65

Лист. О, где он. VII7(S) = D7 как приём.

Григ. Листок из альбома op.28 №3 (ср. часть)

Лист Осенние ветры уныло шумят  (II) переход к середине c - E (VII7).

Модуляция через энгармонизм ум.VII7 относится к разряду внезапных.

Энгармоническая модуляция через ум. VII7 - один из самых распространённых приёмов внезапного переключения вследствие универсальных возможностей, заключенных в данном аккорде. Модуляция этого рода основана на том, что различных по звучанию уменьшённых септаккордов при двенадцатиступенной темперации всего лишь 3 (си-ре-фа-ля-бемоль, до-ми-бемоль-соль-бемоль-си-дубль-бемоль, до-диез-ми-соль-си-бемоль) . Каждый из них обязательно входит в любую тональность в качестве вводного к T, S или D.

Си-ре-фа-ля-бемоль вводный 7 к T в  До мажоре и до миноре.

Си-ре-фа-ля-бемоль вводный 7 к S в  Соль мажоре и соль миноре.

Си-ре-фа-ля-бемоль вводный 7 к D в  Фа мажоре и фа миноре.

си-ре-фа-соль-диез вводный 65 к T в  Ля мажоре и ля миноре.

си-ре-фа-соль-диез вводный 65 к S в  Ми мажоре и ми миноре.

си-ре-фа-соль-диез вводный 65 к D в  Ре мажоре и ре миноре.

си-ре-ми-диез-соль-диез вводный 43 к T в Фа-диез-мажоре и фа-диез миноре.

си-ре-ми-диез-соль-диез вводный 43 к S в До-диез мажоре и до-диез миноре

си-ре-ми-диез-соль-диез вводный 43 к D в Си мажоре и си миноре

до-бемоль-ре-фа-ля-бемоль вводный 2 к T в Ми-бемоль мажоре и ми-бемоль миноре.

до-бемоль-ре-фа-ля-бемоль вводный 2 к S в Си-бемоль мажоре и си-бемоль миноре

до-бемоль-ре-фа-ля-бемоль вводный 2 к D в Ля-бемоль мажоре и ля-бемоль миноре

Вводится вв. VII7 в начальной тональности после любого аккорда. Затем ему нужно дать соответствующее истолкование в последующей тональности. В очень многих случаях здесь необходима энгармоническая замена правописания этого аккорда. Практически в муз. литературе либо сохраняется орфография в начальной тональности, либо ум. VII7 нотируется сразу в новом тональном значении. Если аккорд повторяется или выдерживается, используются оба написания.

Разрешается вв. VII7 тремя приёмами.

1. Если вв. VII7 служит вводным к T новой тональности, то для большей определённости он сначала переходит в один из видов D7и затем разрешается в T. Реже используется непосредственное разрешение в T. Такая модуляция может быть энгармонической только в тех случаях, когда последующая тональность не является одноимённой тональности I степени родства, т.е. в те тональности, тоники которых построены на недиатонических ступенях и II ступени натурального минора. Энгармонические модуляции характеризуются строгой плавностью голосоведения, в особенности в решающий момент соединения энгармонически переосмысливаемого аккорда со следующим, уже безраздельно принадлежащим к новой тональности.

2. Если вв. VII7 в новой тональности является W VII7, то обычным его разрешением становится K64. При этом вводный берётся в таком виде, чтобы бас его оказался на б.2 выше или на м.2 ниже баса K64. Иногда для этого нужно сделать перемещение вв. VII7 аккорда.

3. Ум. VII7, трактованный как вводный к S новой тональности, переходит сначала в S или II ступень. Иногда он может перейти в D7 к S, после этого обычным путём доводится до T. Иногда вв. к S рассматривается как тройное задержание к D7.

Типичное художественное назначение энгармонических модуляций заключается в ярком выявлении, подчёркивании образных контастов.

 

 

 

Обновлено 29.09.2012 11:30
 
Модуляция. Общая характеристика
Гармония - Темы к экзаменам по гармонии
Автор: Гамаюн   
07.07.2012 00:00

Модуляция. Общая характеристика

Под модуляцией понимается всякое изменение установившейся структуры. Григорьев. Глава 17, параграф 2.

По способу введения любой тональности модуляции в наиболее крупном плане делятся на постепенные и внезапные.

Постепенные модуляции характеризуются движением по родственным или достаточно родственным тональностям, что в целом сообщает их звучанию плавность и мягкость. Многие постепенные модуляции явились, по-видимому, исторически наиболее ранней формой модуляции вообще.

Внезапные модуляции осуществляются как неожиданный, лаконичный и подчас резкий поворот в новую тональность. В этой сфере выделяются две разновидности: внезапная модуляция без энгармонизма (например, через аккорды b II, b III, b VI и b VII ступеней мажора, фигурирующие в качестве общих аккордов) и модуляции энгармонические, всегда включающие в себя яркий эффект особой неожиданностью, связанной с энгармоническими переключениями общих аккордов. Из внезапных модуляций наиболее ранними являются некоторые формы энгармонической модуляции (модуляция через VII7 в эпоху Баха, через аккорд с ув. 6 на b VI ступени - сначала в миноре, затем в мажоре - у венских классиков). Внезапные модуляции без энгармонизма в основном принадлежатмузыке XIX века (особенно второй половины) и XX века.

В фактурном отношении модуляции могут быть оформлены как модуляции гармонические, осуществлённые  в чётких последованиях созвучий-аккордов; модуляции мелодические, где модуляционное движение сосредоточивается в мелодически активных связующих ходах голосов (нередко - в одноголосной модулирующей связке между тональностями) или, наконец, модуляции мелодико-гармонические, сочетающие в различных вариантах и пропорциях признаки двух предшествующих фактурных разновидностей. К мелодико-гармоническим относится, в частности, модуляция-сопоставление с общим для соприкасающихся тональностей тоном.

По местоположению в музыкальной форме модуляции подразделяются на три следующих вида: модуляция-переход, модуляция-отклонение, модуляция-сопоставление.

Шуберт. Флюгер - различные типы модуляции

Шуберт. Бурное утро - сопоставление.

Бетховен. Соната №12, похоронный марш -

Моцарт. 40 симфония, финал.

Постепенная модуляция. Бетховен. 6 соната, I часть, разработка

Энгармоническая модуляция. Григ. Листок из альбома op.28 №3, средняя часть.

Модуляция через b VI ступень. Шопен. Мазурка op. 41 №3. Шуберт. Любопытство.

Мелодическая модуляция. Бетховен. Соната №4, II часть.

Эллиптическая модуляция. Шопен. Мазурка op.7 №2. Лист. "Тот, кто свой хлеб в слезах не ел"

Ускоренная модуляция. Шуберт. "Зимний путь". "У ручья". ми минор - ре-диез минор.

Гармония.

Обновлено 08.07.2012 09:42
 
Модуляции и отклонения в условиях мажоро-минора
Гармония - Темы к экзаменам по гармонии
Автор: Гамаюн   
05.07.2012 00:00

См.также Решение задач

Абызова 716 №3

Дубовский, Евсеев, Способин, Соколов 800 №4

Модуляции и отклонения в условиях мажоро-минора

Так же как на основе диатоники могут быть сделаны отклонения в тональности I степени родства, в условиях мажоро-минора могут быть сделаны отклонения в тональности, тониками которых являются трезвучия мажоро-минора. Отклонения выполняются при помощи побочных доминант, возможно участие субдоминант. Отклонение в b VI ст. Чайковский "Мы сидели с тобой".

Модуляция через трезвучие VI низкой ступени. В ускоряющей модуляцию тональной паре мажора и минора, лежащей квартой выше, минор может быть заменен своей мажорной параллелью. Так, из До мажора можно модулировать не через фа минор, а через Ля-бемоль мажор.

При модуляции в сторону бемолей низкая VI ступень может получить значение тоники, субдоминанты, доминанты, даже двойной доминанты последующей тональности. От До мажора: Если b VI ст. = S, то получим модуляцию в Ми-бемоль мажор.

Если b VI ст. = D, то получим модуляцию в Ре-бемоль мажор. Если b VI ст. = W, то получим модуляцию в Соль-бемоль мажор.

Вводится b VI ст. после тоники или в прерванном обороте, или в неё делается отклонение с помощью D43.

В сторону диезов все мажорные трезвучия мажора и паралл. минора (T, S, D мажора и III, VI  и VII минора) в последующей тональности приобретают значение b VI ст.; вслед за b VI ст. следует кадансовое закрепление в новой тональности.

От До мажора: Если T = b VI ст., то получим модуляцию в Ми мажор. Если S = b VI ст., то получим модуляцию в Ля мажор.

Если D = b VI ст., то получим модуляцию в Си мажор.

Модуляция через b VI ст. получила развитие у романтиков (Шуман, Шопен, Вагнер, Лист), но встречается и в классической музыке.

Шопен. Прелюдия №25. Модуляция через b VI ст.

Шуман. "Любовь поэта", op. 48 №15.

Шопен. Мазурка op.33 №3

Лист. Vals-impromtu Ля-бемоль мажор.

Рахманинов. Мелодия Ми мажор.

В. Калинников. Хор "Звёзды меркнут". Первый период модулирует из Соль мажора в Си мажор.

Модуляция через трезвучие II низкой ступени

Любое мажорное трезвучие мажора и минора может быть принято за b II ст. последующей тональности., тоника которой лежит на 1/2 тона ниже данного акккорда. b II ст. может быть введена в процессе развития и в качестве отклонения.

Если T53 До мажора представить как b II ст., то получается модуляция в  Си мажор или си минор.

Если S53 До мажора представить как b II ст., то получается модуляция в Ми мажор и ми минор.

Если D53 До мажора представить как b II ст., то получается модуляция в Фа-диез мажор или фа-диез минор.

Если III53 до минора представить как b II ст., то получается модуляция в Ре мажор или ре минор.

Если VI53 до минора представить как b II ст., то получается модуляция в Соль мажор или соль минор.

Если VII53 до минора представить как b II ст., то получается модуляция в Ля мажор или ля минор.

После переключения трезвучия неаполитанского аккорда дальнейшее развитие строится с учетом неаполитанской гармонии.

Бетховен. Соната op.27 №2, ч. I (т.10-15)

Шопен. Мазурка op. 59 №1 (от пяти диезов до репризы) -переход к репризе.

Римский-Корсаков. Опера "Золотой петушок" (тема Звездочёта)

Скрябин. Прелюдия соль-диез минор, op.16.


Модуляция через одноимённую тонику

Способы введения одноимённой тоники:

1) посредством сопоставления через цезуру (первое построение в мажоре, второе - в миноре тематически сходны)

Д. Мейербер "Гугеноты".До мажор-до минор.

2) посредством окончания минорного построения мажорной тоникой

И.С. Бах.

3) посредством продолжительного выдерживания одной из общих для мажора и минора неустойчивых функций D9 малый, D7,  DVII7уменьш., D , реже II7, S, III, которые затем разрешаются в одноимённую гармонию).Это используется для связки крупных разделов формы.

Бетховен Соната op.57, ч.1.

После того как тем или иным способом введена одноимённая тоника, она становится отправным пунктом для дальнейшего развития, то есть приобретает какую-либо функцию в той тональности, куда направлена модуляция.

До мажор-до минор: Es As B и их параллели

до минор-До мажор: a d e и их параллели.

Вагнер. Ариозо Эльзы из оперы "Лоэнгрин".

П. Чайковский. Соната для фортепиано - переход к побочной партии, I часть.

Гайдн. Соната Соль мажор, финал, реприза, модуляция через одноимённую тонику из Соль мажора в ре минор

Бетховен. Соната №21. Модуляция через одноимённую тонику - I часть, реприза, п.п., Ля мажор - ля минор - До мажор.

Шуберт. Моя (т.т.37-40)

Бетховен. Соната №14, I часть, т.т. 10-15

Бетховен. Соната №4, III часть, модуляция Ми-бемоль мажор - ми-бемоль минор - До-бемоль мажор.


 

Обновлено 06.09.2012 18:49
 
Эллипсис и эллиптическая модуляция  E-mail
Гармония - Темы к экзаменам по гармонии
Автор: Гамаюн   
05.07.2012 00:00

См. также решения задач

Мясоедов 247, 248, 249, 250

Алексеев 697 - 709

Абызова 559 №№1,2,3,4,5,6

Бригадный 826 №№1,2,3,4

Эллипсис и эллиптическая модуляция

Эллипсисом называется обход в данной однотональной последовательности ближайшего по гармоническому смыслу аккорда и замена его аккордом, принадлежащим другой тональности.

Предполагается соединение двух диатонических неустойчивых аккордов разных тональностей.

Эллипсис - гармонический оборот, подчиняющийся не функциональной логике, а логике голосоведения.

Термин "эллипсис" заимствован из литературоведения, где он означает пропуск слова, которое не влияет на смысл предложения. Такие пропуски часто используются в стихах для обострения эмоционального напряжения.

"Лишь силой можно силу превозмочь,

Число людей - числом событий".

(А. Грибоедов. Перевод отрывка из Пролога к "Фаусту" Гете)

Точно так же и эллиптический оборот в гармонии может быть понят как результат пропуска того или иного звена или ожидаемого аккорда.

Эллипсис - понятие достаточно относительное в стилистическом отношении. Например, оборот D-S в условиях венского классицизма будет воспринят как эллипсис, в условиях же русской музыки достаточно нормативен. (Чайковский"Детский альбом" - Утреннее размышление)

Эллиптические обороты бывают внутритональными и модулирующими.

1. Внутритональный эллипсис образуется

а) последовательностью аккордов, противоречащей функциональной логике данного лада, но не приводящей к переменности, например, Бах, ХТК Прелюдия C-dur, 7 такт от конца - D7-II43, T-D6-VII7-II43-D7.

б) разрешением побочных доминант или субдоминант не в их тонику, а в другие аккорды той же функции главной тональности.

2. Модулирующий эллипсис. Эта разновидность эллипсиса лежит в основе эллиптической модуляции (по терминологии Тюлина - мелодико-гармоническая модуляция)

Эллиптическая модуляция происходит в результате столкновения неустойчивых, преимущественно диссонирующих аккордов различных тональностей, соединенных плавным голосоведением, но не имеющих очевидных функциональных связей. Условно можно выделить 4 основных случая столкновения неустойчивых диссонирующих аккордов разных тональностей

D-D Бетховен Соната №2 Скерцо A-dur, возвращение к репризе.

D-S Григ Свежа ты как весна

S-S Лист. Радость и горе

S-D

Эллиптическая модуляция относится к разряду внезапных, так как в ней взаимодействуют неродственные тональности. Как и любая внезапная модуляция, эллиптическая модуляция характерна для развивающих частей музыкальной формы. При изложении же тематического материала она стала использоваться лишь с конца 19 века, стала характерна для музыки, отличающейся сложностью гармонического языка.

Эллипсис в своих наиболее типичных проявлениях приводит к обходам тоники и, следовательно, способствует непрерывности, текучести и общей неустойчивости музыки.

Эллипсис и секвенция взаимодействуют в т.н. цепочках доминант.

Эллиптические последования, модуляции и отклонения встречаются в музыке 18 века, но расцвет их приходится на 19 век у западных романтиков и в русской классической школе.

Бетховен. Соната №2,  III часть. Эллиптическая модуляция из соль-диез минора в Ля мажор.

Бизе. Арлезианка. Прелюдия un poco meno lento. Эллиптическая модуляция ля минор - до минор

Моцарт. Соната №2, II часть - прерванный оборот D - VII2 (т.3-4)

Шуберт. Предчувствие воина - прерванный оборот D7 - W VII65 (т.20-21)

Шуман. Я не сержусь.

Шопен. Ноктюрн H-dur op. 32 №1 D7 - W VII7 b3

Шопен. Ноктюрн c-moll D7- D2 (b II6)

Бетховен. Соната №4, II часть D7- VII7 (II)

Бах. ХТК, т.1. Прелюдия es-moll, D7 - D7 (IV)

Рахманинов. Не верь мне, друг.

Бетховен. Соната №5, финал, конец экспозиции, D7 - W VII65 b3

Шуман. Вечером.

Бетховен. Соната №5, III часть, з.п., D7 - W VII65 b3


Обновлено 29.09.2012 11:12
 
«ПерваяПредыдущая12345678СледующаяПоследняя»

Страница 6 из 8.
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 337 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru