Рейтинг@Mail.ru





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

Темы к экзаменам по гармонии

Здесь рассмотрены некоторые темы для экзамена по гармонии в музыкальном колледже (училище), с примерами из музыкальной литературы. Знание подобных вопросов важно для любого профессионального музыканта.

Полная функциональная система.
    Септаккорд II ступени и его обращения. Проходящие обороты.
    Доминантсептаккорд
    Мажоро-минор. Общая характеристика. Параллельный мажоро-минор
    Одноименный мажоро-минор
    Альтерация аккордов доминантовой группы
    Модуляция. Общая характеристика
    Модуляции и отклонения в условиях мажоро-минора
    Эллипсис и эллиптическая модуляция
    Внезапная модуляция. Энгармонизм уменьшенного септаккорда
    Побочные септаккорды.
    Вспомогательные звуки
    Модуляция через энгармонизм Доминантсептаккорда. Образно-смысловое значение энгармонической модуляции
    Общая характеристика неаккордовых звуков
    Органный пункт
    Модуляции в первую степень родства
    Типы тональных соотношений. Отклонения
    Доминантовый нонаккорд
    Степени родства тональностей
    Проходящие звуки
    Задержания. Общие сведения
    Обращения Доминантсептаккорда
    Особые формы задержаний
    Септаккорд седьмой ступени и его обращения
    Альтерация, характерная для S группы. Неаполитанский секстаккорд
    Аккорды двойной доминанты, аккорды с увеличенной секстой.
    Объединение мажоро-минорных систем
    Период, особенности его строения, виды каденций. Типичные аккорды каденций
    Аккордика в музыке XX века
    Общая характеристика гармонии XX века
    Гармония как системное образование
    Структурный, фонический, функциональный аспекты аккордики XX века
    Общая характеристика ладогармонического материала музыки XX века
    Диатонические лады и ладообразования в музыке XX века
    Симметричные лады
    Модальность в музыке XX века



Одноименный мажоро-минор
Гармония - Темы к экзаменам по гармонии
Автор: Гамаюн   
20.05.2012 00:00

Одноименный мажоро-минор

Понятие "мажоро-минор" объединяет ладовые системы, основанные на взаимопроникновении мажора и минора. При этом преобладает то или иное ладовое наклонение. Чаще преобладает мажор, реже - минор. Существуют 2 основные разновидности мажоро-минора: одноименный и параллельный.

Одноименный мажоро-минор. Здесь взаимодействуют одноименные лады со своими звукорядами, аккордами, функциями. Существуют различные формы сближения ладов.

1. Наиболее ранняя и простая форма - замена минорного трезвучия на цезурах и в конце произведения на мажорное трезвучие. Исторически такая традиция заключения минорного произведения объясняется тем, что в своё время малая терция не была интервалом вполне консонирующим. Эта традиция использовалась в произведениях Орландо Лассо, Палестрины. Подражал этой традиции и Бах. (Бах, ХТК, минорные прелюдии и фуги, Шопен). Выразительный смысл таких окончаний - просветление, различные оттенки этого настроения

Заключение мажорного построения одноименной минорной тоникой является достаточно редким явлением и связано с замыслом композитора.

Шуберт "Весенний сон",

Шуберт. Экспромт Ми-бемоль мажор op.90 №2

Шуберт. Музыкальный момент Ля-бемоль мажор op.94 №6

Чайковский "Забыть так скоро",

Шопен Ноктюрн Си мажор- минор.

Шопен. Баллада №2.

Танеев. Менуэт.

2. Значительную роль в сближении сыграли гармонические лады. Гармонический минор заимствовал у мажора высокий вводный тон и мажорную доминанту. Гармонический мажор у минора - низкую VI ступень и минорную субдоминанту.

3. Проникновение в мажор всей субдоминантовой группы минора. VI низкая ступень. Прерванный оборот с низкой VI ступенью встречается неоднократно у венских классиков (Моцарт "Дон-Жуан", I д., ария Лепорелло, Бетховен Соната №26, ч. I, Adagio). Вне прерванной каденции низкая VI ступень используется как разновидность минорной субдоминанты мажора - Гайдн Симфония №100 "Военная" IIчасть, кода. Отклонение в VI низкую ступень - Чайковский "Мы сидели с тобой". Трезвучие VI низкой ступени в плагальных оборотах - Глинка "Марш Черномора" из IV действия "Руслана и Людмилы", Чайковский Сцена письма Татьяны, "Кто ты: мой ангел ли хранитель", д.I, картина 2.

4. Проникновение в минор всей доминантовой группы одноименного мажора. III высокая минорная ступень. (Вагнер "Парсифаль" - см. Бригадный учебник стр. 376, пример 736 - в до миноре - ми минорное трезвучие  - III высокая минорная ступень. Лист "Могущество музыки".

5. Наличие в одной ладовой системе двух вариантов III ступени. Это обусловливает возможность равноправного сосуществования мажорной и минорной тоник.

Д. Скарлатти. Клавирная соната Соль мажор, №2, экспозиция, побочная партия - Ре мажор-ре минор,

Бетховен, 16 соната, побочная и заключительная партии - Си мажор - си минор,

Шуберт. (Ночная) "серенада" - ре минор - Ре мажор.)

Римский-Корсаков "Садко", картина 4, Песня Индийского гостя"

Рахманинов. "Она, как полдень, хороша" op.14 №9 - VI низкая и одноимённая тоника.

Бетховен. Сонаты №№ 6,7,9, I часть, п.п.

6. Проникновение в мажор аккордов доминантовой группы одноименного минора. III низкая ступень. (Григ. "В горах Норвегии"op.61 №6 - в До мажоре трезвучие III низкой мажорной ступени (III ступень из до минора), тема Лебедей из оперы "Садко" Римского-Корсакова, Дебюсси "Лунный свет" из "Бергамасской сюиты". Рахманинов. "Сон". Лист. Долина Обермана. Отклонение в тональность III низкой ступени - в конце Баллады Герцога из "Риголетто" Верди.

7. Проникновение в минор аккордовой субдоминантовой группы одноименного мажора. (Григ "Сосна" - IV мажорная. Римский-Корсаков "Садко", картина 4, Песня Варяжского гостя" - IV мажорная, Прокофьев "Раскаяние" из "Детской музыки" - VI высокая минорная.)

8. Появилась возможность замены любого мажорного и  минорного трезвучий одноименным. Принцип равноправия одноименных тоник переносится на любое консонирующее трезвучие. Лист. "Как дух Лауры".

Большетерцовые замкнутые циклы, т.е. систематическое движение в сторону низкой VI ступени наиболее характерны для романтической музыки.

Шуман Новелетта №1 с тональным планом: F - Des - A - F.

Лист. Этюд Ре-бемоль мажор с тональным планом: Des - A - F- Des.

Аналогичные большетерцовым, но направленные вверх малотерцовые тональные замкнутые циклы (или обороты) образуются в направлении низкой III ступени: каждая последующая тональность - аккорд - оценивается в отношении предыдущей как низкая III ступень.

К области тонально-гармонических отношений, основанных на звучности III мажорной ступени, принадлежат замкнутые и незамкнутые большетерцовые циклы.

Лист Ноктюрн №3 - тональный план. Такие тонально-гармонические связи зеркально симметричны нисходящим большетерцовым циклам, построенным по низким VI ступеням.

Рахманинов. Мелодия op.3 №3.

VI минорная ступень выступает как функция высшего порядка в тональных связях особенно ярко в терцовых циклах.

Прокофьев. Вступление и заключение к песне девушки (Мёртвое поле)

Прокофьев. "Джульетта-девочка" - терцовый ряд воспринимается как полный гармонический оборот T - S - D - T.

 

Обновлено 05.07.2012 09:37
 
Мажоро-минор. Общая характеристика. Параллельный мажоро-минор
Гармония - Темы к экзаменам по гармонии
Автор: Гамаюн   
19.05.2012 00:00

См. также решение гармонических задач на тему "Мажоро-минор":

Абызова Е. Н. 716 №3

Мясоедов А. Н. №241

Бригадный учебник 762 №3

Берков В. О., Степанов А. А. №162

Мажоро-минор. Общая характеристика. Параллельный мажоро-минор

Понятие "мажоро-минор" объединяет ладовые системы, основанные на взаимопроникновении мажора и минора. Процесс взаимопроникновения начался с того времени, как были оформлены лады. Сначала преобладал мажор, так как мажорная терция ближе к ряду обертонов.

Существуют 2 основные разновидности мажоро-минора: одноимённый и параллельный.

Параллельный мажоро-минор возникает на основе взаимопроникновения гармонических мажора и минора. В этом - его отличие от переменного лада, где взаимодействуют натуральные лады.

Гармонический минор отличается от натурального своей доминантовой группой, а гармонический мажор от натурального - субдоминантовой группой. Поэтому взаимодействие параллельных ладов связано с проникновением в мажор аккордов гармонической доминанты параллельного минора, а в минор - субдоминанты параллельного мажора.

В мажоре III мажорная ступень

1.Первоначально использовалась в роли мажорной доминанты параллельного минора (завершение первого предложения).

Бетховен. Концерт №3, часть III.

Бизе. Кармен - вступление, первый период.

Эллиптический переход в кадансе I предложения в доминанту основной тональности - Шопен. Этюд Соль-бемоль мажор, op.10 №5, первый период.

2.Проникновению III мажорной ступени в ладовые обороты способствовали также соответствующие тональные соотношения. Бетховен. Аврора, г.п. - До мажор, п.п. - Ми мажор.

3.Периоды, модулирующие в тональность III мажорной ступени

Бетховен. 7 симфония. Скерцо. Фа мажор-Ля мажор.

Гуно. "Фауст". Вальс "Позвольте предложить, красавица, Вам руку".

Эти модуляции создают ярко ощутимый эффект просветления.

4. Собственно гармонические обороты с III мажорной ступенью.

Шопен. Ноктюрн до минор op. 48 №1 - I период средней части.

Рахманинов. Мелодия op. 3 №3

Рахманинов. "Утро" - кода - III7 мажорный.

Рахманинов. Юмореска op.10 №5, средняя часть.

 

В миноре VI минорная ступень (шубертов аккорд) - результат проникновения субдоминанты гармонической параллельного мажора, подмена VI ступени VI минорной.

Шуберт. "Приют" - кода - в ми миноре - трезвучие VI минорной ступени.

Шуберт. Экспромт op.90 №2, кода - в ми-бемоль миноре - си минорное трезвучие (взамен До-бемоль мажорного)

Глинка "Руслан и Людмила", Ария Руслана на мёртвом поле на слова "не будут говорить.." - в ми миноре - прерванный оборот с VI минорной ступенью.)

Лист. "Мыслитель".

 

II7 в миноре чаще нотируется как VII43 гармонический с квартой (рахманиновская гармония).

Рахманинов "Пора",

Рахманинов "Увял цветок".

Рахманинов "О нет, молю, не уходи".

Рахманинов. "Отрывок из Мюссе"

Римский-Корсаков. Ария Грязного - как VII43 гармонический с квартой у Рахманинова.

 

Обновлено 05.07.2012 07:18
 
Доминантсептаккорд
Гармония - Темы к экзаменам по гармонии
Автор: Гамаюн   
26.10.2011 00:00

См. также решение задач на тему "Доминантсептаккорд":

Мясоедов №№32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52

Абызова 265 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Бригадный 197 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

1. Определение.

Доминантсептаккордом называется септаккорд на V ступени мажора и гармонического минора.

2. Строение. Вид септаккорда.

По структуре это малый мажорный септаккорд. Применяется в трёх разновидностях: полный, неполный и с секстой. (Шуман, "Бедный сиротка", Глинка "Иван Сусанин" -танцы из II действия, Шопен "Баллада №1".

Как и трезвучия, септаккорды могут быть расположены тесно или широко. И для полного, и для неполного септаккорда возможны 3 мелодических положения. Для полного D7 это 7, 5, 3. Для неполного D7 это 1, 7, 3.

D7 с 6 располагается так же, как и D7. D7 с 6 чаще всего используется в мелодическом положении сексты, которая заменяет квинту.

3. Функциональная принадлежность.

D7 - самый яркий представитель доминантовой группы. Применяется на тех же условиях, что и D53, за исключением половинной каденции. В полных же каденциях D7 типичнее, чем D53.

4. Приготовление.

Перед D7 может быть взят любой аккорд. Вводится D7 плавным голосоведением. Особого внимания требует септима, которая никогда не берётся нисходящим скачком. Возможно введение септимы как проходящей. Хорошо звучит также приготовленная септима после S. Септима может вводиться восходящим скачком.

5. Разрешение.

D7 может разрешаться в I 53 (при этом акустическое и ладовое разрешения совпадают) и в VI 53 (здесь есть только акустическое разрешение).

При типичном разрешении D7септима и квинта идут на ступень вниз, терция - на ступень вверх, прима - на кварту вверх или на квинту вниз, при этом тоника получается с утроенным тоническим тоном. При разрешении в VI 53 прима идёт на ступень вверх, трезвучие VI ступени получается с удвоенной терцией. Когда неполный D7 разрешается в полное I 53, его основной тон остаётся на месте. Когда неполный D7 разрешается в VI 53, его основной тон идёт скачком в терцовый тон VI 53.

6. Применение.

D7 более характерен для каденций (заключительных). В середине построения лучше использовать его обращения, так как использование основного D7 и его разрешение дают каденционный ход баса, не типичный для серединного построения.



Обновлено 14.12.2011 12:14
 
Септаккорд II ступени и его обращения. Проходящие обороты.
Гармония - Темы к экзаменам по гармонии
Автор: Гамаюн   
20.10.2011 00:00

См. также решение задач на тему "Септаккорд II ступени и его обращения. Проходящие обороты".

Мясоедов №№53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70

Абызова 357 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Бригадный 294 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15

Алексеев №№165,166,167,168,169,170, 171,172,173,174,175,176,177,178,179,180,181,182,183,184,185,186

1)Определение. II7  - септаккорд на II ступени натурального и гармонического мажора, гармонического минора.
В мажоре он малый минорный, в гармонических мажоре и миноре - малый с уменьшённой квинтой.
II7 - самый яркий представитель S группы, его значение равно значению D7 в D группе. Поэтому нередко его называют субдоминантсептаккордом.

II7 универсален. Его употребление возможно как в каденции, так и внутри построения.
2)Приготовление. Перед  II7 может стоять любая S.
3) Разрешение. II7 может разрешаться 2-мя способами: а) в T (или K64) или б) в аккорды D группы.
а)Разрешение в тонику или K64 основано на том, что септима II7 (или его обращений) остаётся на месте (хотя бывают случаи разрешения в K64, когда
септима ведёт себя свободно). Такое разрешение называется ладофункциональным.
II7 разрешается в T6, II65  - в K64, II65  - в T (в плагальном обороте), II43 - в K64, II43  - в T(очень редко), II2 - в T (в плагальном дополнении).
Возможны проходящие обороты между обращениями II7. При этом голосоведение должно быть плавным.
II7-VI64-II65, II65-T64-II43, II43-III64-II2.
б) При разрешении в аккорды D группы действует правило креста. Если по кругу в движении по часовой стрелке разместить 7-65-43-2, то 43 будет напротив 7, а 65 - напротив 2. Это значит, что при разрешении II7(или его обращения) в D7 (или его обращения) 43 переходит в 7 или 7 в 43, 2 переходит в 65 или 65 переходит в 2.
То есть II7- D43, II65-D2, II43-D7, II2-D65.Такое разрешение называется акустическим
Кроме этого возможно  II7- D7 неполный,  II7 неполный-D7, II65-D, II43-D, II43-D6, II2-D6.

Обновлено 28.09.2012 11:42
 
Альтерация аккордов доминантовой группы
Гармония - Темы к экзаменам по гармонии
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 15:03

См. также решение задач на тему "Альтерация аккордов Доминантовой группы":

Мясоедов №№ 207, 208, 209, 210, 211, 212, 213, 214, 215, 216, 217, 218, 219

Абызова 685 №№1, 2, 3, 4, 5

Бригадный 686 №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

Алексеев 553-564

Альтерация аккордов доминантовой группы

1.а) Альтерацией называется полутоновое обострение существующих в ладу целотоновых тяготений без изменения функций аккордов и без выхода за пределы данной тональности.

б) Измененные таким образом аккорды называются альтерированными.

в) Альтерированные созвучия возникли от хроматических проходящих звуков в разных голосах в аккордах диатонического склада. Основной источник альтераций в аккордах разных функций связан с изменениями II ступени лада. Она может быть повышена и понижена в мажоре, понижена в миноре. Возможно также понижение VI ступени в мажоре.

2. Альтерированная доминанта в мажоре. Повышение и понижение II ступени в мажоре дает следующий ряд альтерированных аккордов: D53, D7, D9 с пониженной квинтой, с повышенной квинтой; VII7 и VII53 с пониженной терцией, с повышенной терцией. Альтерированные VII7 и D9 употребляются и в натуральном, и в гармоническом ладах.

Наиболее распространены следующие обращения: D53#5, D7#5, D7b5, VII7#3.

D7b5 чаще встречается в основном виде и в виде D43

D7#5 - в основном виде и в виде D65

VII7#3 - в основном виде и в виде VII43

Наиболее естественно звучат альтерированные аккорды с ув.6, а не с ум.3.

3. Подготовление. Подготавливаются аккорды альтерированной доминанты аккордами диатонической доминанты. Сохраняя полутоновое движение к альтерированному звуку, можно также естественно подготовить альтерированную доминанту аккордами II ступени - II7,  W.

После T6, S, W альтерированный звук может также вводиться скачком.

W м.б. также альтерированной, что создает последовательность альтерированных аккордов.

4. Разрешение идет по ладовому тяготению. Повышенная квинта в D и повышенная терция в VII идет в III ступень лада (тоническую терцию).

Пониженная квинта в D и пониженная терция в VII идет в I ступень лада (тоническую приму).

При этом в T после D7#5 и VII7#3 удваивается терцовый тон (нужно следить за правильным разрешением ув.6 и ум.3)

5. Альтерированная доминанта в миноре. В миноре II ступень только понижается и используется только гармонический минор.

Это дает следующий ряд альтерированных аккордов: D53, D7, D9 с пониженной квинтой; VII53 и VII7 с пониженной терцией. Условия применения аналогичны мажору.

6. Опасность возникновения параллелизмов в VII7 b3

7. Многозвучные доминанты: D7 b#5 , VII7 b#3, D9 b#5, в миноре D7 b5, 6, Прометеев аккорд D9 b5, 6.

 

Бетховен. Соната №11, I часть, з.т. VII7 b3 на  D орг. пункте.

Шуберт. Ворон средняя часть - D6 #5.

Шуман. Карнавал. Пьеро D #

Шопен. Ноктюрн op.9 №1, b-moll, конец D b5

Бородин. Каватина Кончаковны.

Лист "О, где он?"

Лист. "Осенние ветры уныло шумят (II) VII7 b3 (раздел Allegro molto agitato)/

Григ. "Весенний цветок" op.26 №4

Римский-Корсаков. "Царская невеста", цифра 208.

Римский-Корсаков. Снегурочка, клавир стр. 333

Скрябин Прелюдия до-диез минор, соч.11

Скрябин. Прелюдия op.13 №1 VII2#3(конец).

Скрябин. Прелюдия op.31 №4 VII7#3

Скрябин. Листок из альбома op.45 №1.

Скрябин. Прелюдии op. 33 №3, op.35 №3, op.31 №1, op.37 №2, 3, op.39 №2

Чайковский "Отчего" - D64 b#5

Чайковский. "Зимнее утро" VII2 b3

Шостакович 3 фантастических танца, соч.1

 

Обновлено 29.09.2012 11:03
 
«ПерваяПредыдущая12345678СледующаяПоследняя»

Страница 7 из 8.
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 502 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru