Рейтинг@Mail.ru





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

Темы к экзаменам по гармонии

Здесь рассмотрены некоторые темы для экзамена по гармонии в музыкальном колледже (училище), с примерами из музыкальной литературы. Знание подобных вопросов важно для любого профессионального музыканта.

Полная функциональная система.
    Септаккорд II ступени и его обращения. Проходящие обороты.
    Доминантсептаккорд
    Мажоро-минор. Общая характеристика. Параллельный мажоро-минор
    Одноименный мажоро-минор
    Альтерация аккордов доминантовой группы
    Модуляция. Общая характеристика
    Модуляции и отклонения в условиях мажоро-минора
    Эллипсис и эллиптическая модуляция
    Внезапная модуляция. Энгармонизм уменьшенного септаккорда
    Побочные септаккорды.
    Вспомогательные звуки
    Модуляция через энгармонизм Доминантсептаккорда. Образно-смысловое значение энгармонической модуляции
    Общая характеристика неаккордовых звуков
    Органный пункт
    Модуляции в первую степень родства
    Типы тональных соотношений. Отклонения
    Доминантовый нонаккорд
    Степени родства тональностей
    Проходящие звуки
    Задержания. Общие сведения
    Обращения Доминантсептаккорда
    Особые формы задержаний
    Септаккорд седьмой ступени и его обращения
    Альтерация, характерная для S группы. Неаполитанский секстаккорд
    Аккорды двойной доминанты, аккорды с увеличенной секстой.
    Объединение мажоро-минорных систем
    Период, особенности его строения, виды каденций. Типичные аккорды каденций
    Аккордика в музыке XX века
    Общая характеристика гармонии XX века
    Гармония как системное образование
    Структурный, фонический, функциональный аспекты аккордики XX века
    Общая характеристика ладогармонического материала музыки XX века
    Диатонические лады и ладообразования в музыке XX века
    Симметричные лады
    Модальность в музыке XX века



Полная функциональная система.
Гармония - Темы к экзаменам по гармонии
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 15:03

см. также решение задач на тему "Полная функциональная система":

Мясоедов №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15

Абызова 157 №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19

Аренский №№1, 2, 3, 4, 5

Функциональная логика мажора.

Функциональная логика рассматривает вопросы гармонического развития, в частности - возможности следования одного аккорда за другим. Каждый аккорд в ладу выполняет определенную роль - ладогармоническую функцию. Ладогармонической функцией называется характер взаимодействия отдельных аккордов или групп аккордов в ладу, в конечном итоге - характер их отношения к тонике - ладовому центру.

Сферу устойчивости в ладу представляет тоническая функция (это T53 с обращениями, Т7).

Сфера неустойчивости представлена доминантовой (D) и субдоминантовой (S) функциями.

Доминантовая группа - это аккорды, включающие VII ступень лада (это трезвучия VII, III и V ступеней, их обращения и септаккорды этих ступеней).

Субдоминантовая группа представлена аккордами, включающими VI ступень лада (трезвучия II, IV и VI ступеней, их обращения и септаккорды этих ступеней).

VI и VII ступени выделяются однонаправленностью тяготений, что и позволило им стать определяющими в S и D группах. (VI тяготеет в  V ,    VII  - в  I).

S и D группы неустойчивы по-разному. Острота, стремление к разрешению в тонику у них неодинаковы. В мажоре от VII  до  I -расстояние в полтона - соответственно, тяготение сильное. От VI до  V- расстояние в 1 тон - тяготение слабее.

Характер взаимодействия функций подчиняется общей логике развития, свойственной всем видам временны/х   искусств (музыка, литература, поэзия, театр, кино). Логика развития в них такова: относительный покой, завязка, развитие действия (конфликта), кульминация, развязка. Примерами могут служить театральная пьеса и сонатная форма в музыке.

В музыке этим этапам соответствуют устойчивость -> неустойчивость-> обострение неустойчивости-> разрешение.

В мажорном ладу этим этапам соответствуют T->  S->  D->T. Этот круговорот функций может быть раскрыт более или менее.

В крупных произведениях существуют функции высшего порядка.

Внутри каждой функции могут быть использованы ее "представители", которые также подчиняются общей логике постепенного обострения напряжения.

В S группе наименее напряженная VI ступень, более напряжена IV,  самая "сильная" - II ступень.

В D группе по возрастающей силе: III  ->  V   ->    VII.

Функциональная логика минора.

В гармонии важную роль играют натуральный и гармонический виды минора. В западно-европейской музыке наибольшее распространение получил гармонический минор. В гармоническом миноре интенсивность тяготения VII повышенной ступени больше, чем у VI - логика та же, что и в мажоре.

T->  S->  D->T

В натуральном миноре главным неустоем является S группа - она более интенсивно тяготееет к разрешению.

Функциональная логика в натуральном миноре такова: T->D нат.->S->T.

Иногда - при совмещении гармонического и натурального миноров - образуются 3 сферы неустойчивости: S, Dгарм., D нат. Такова логика фригийского оборота.

Обновлено 28.09.2012 11:13
 
«ПерваяПредыдущая12345678СледующаяПоследняя»

Страница 8 из 8.
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 966 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru