Гармонические стили композиторов
Гармонический стиль композитора - легко узнаваемый неповторимый набор гармонических средств, встречающийся только в произведениях данного композитора. Включает в себя характерные аккорды, опору на определённую аккордовую структуру, характерные гармонические обороты, опору на определённые лады, пристрастие к определённым отклонениям, модуляциям, роль мелодии в формировании гармонии, преобладание функциональности, красочности или модальности, преобладание определённого типа фактуры, наличие органных пунктов и т.д.
|
Гармония -
Гармонические стили композиторов
|
Автор: Гамаюн
|
04.04.2010 15:03 |
В творчестве С.И.ТАНЕЕВА развиваются стилевые черты музыки П.Чайковского. Гармония Танеева усложняется интенсивной полифонической фактурой, многочисленными имитациями, канонами, контрапунктами (в том числе сложными). Типично полифоническое введение жестких неаккордовых звуков с переченьем. Иногда аккордика трезвучий уступает место чисто полифоническому складу, насыщенному жесткими секундовыми, септовыми, тритоновыми гармоническими интервалами и интонациями. Дифференциация мелодии и контрапункта достигает еще большей напряженности. Сама гармония — более вязкая фактурно, насыщена неаккордовыми звуками и комплексами голосов.
Р.Н. Слонимская.
Гармония в музыке. |
Обновлено 02.02.2012 18:59 |
|
Гармония -
Гармонические стили композиторов
|
Автор: Гамаюн
|
04.04.2010 15:03 |
См. также Формы музыкальных произведений Рахманинова Рахманинов Концерт №2, I часть анализ
Вторая низкая минорная ступень
Гармонический язык Рахманинова
В творчестве С.В.РАХМАНИНОВА стилевые принципы гармонии П. Чайковского и С. Танеева получили своеобразное развитие. Рахманинов также опирается на городские романтические интонации современной ему эпохи, развивая их в драматическом плане. Полифонизация гармонического развития усилена в сочинениях Рахманинова. В связи с концертной импровизационностыо, в его музыке примечательно обилие различных фигурации в мелодике и фактуре, в том числе хроматически смешанных, усложняющих гармонию. Обилие тонкой пассажно-фортепианной напевной фигурации во всех голосах, свойственное фортепианной фактуре Рахманинова (традиция, идущая от Ф. Шопена), проникает в его партитуры. Встречаются и мощные полифонические противопоставления контрастных тематических линий и пластов (реприза 1-й части Второго концерта). Широко развернуты обороты гармонического и мелодического мажора и мажоро-минора, иногда с доминантовой окраской, а также мажор с низкими ступенями. Так, побочная партия финала Второго концерта написана в мелодическом мажоре с низкой II ступенью. Характерен особый минорный IV7 с увеличенной секундой и уменьшенной квартой, преобразующий строго терцовую структуру в энгармоническую ("рахманиновский септаккорд"). Он впервые прозвучал в интродукции увертюры-фантазии Чайковского "Ромео и Джульетта". Для фактуры характерна пышность, монументальность, мощь звучания, многоплановость линий, колористические наслоения, многоэтажные удвоения аккордов. Лейттембровая основа — колокольность звучания многозвучных аккордов. Гармонические фигурации часто захватывают весь диапазон фортепиано или оркестра. Оркестровке присуща щедрость, изобилие красок. Хроматизация гармонии происходит за счет многочисленных мелодико-гармонических и других модуляций, хроматических неаккордовых звуков. Сопряжение септаккордов различных тональностей в отклонениях часто минует тонические аккорды, концентрирует диссонирующие неустойчивые созвучия. В гармонии С.Рахманинова немало суровых натурально-ладовых оборотов, диатонических ладов (особенно во "Всенощной", "Русских песнях", Третьей симфонии), особых ладогармонических ладообразований (Симфонические танцы), пентатонических, уменьшенных и целотонных звукорядов, восточных ладов с увеличенной секундой или низкими ступенями в мажоре, терпких хроматизмов, перечений, терцовых сдвигов-перемещений, переменно-ладовых попевок и многих других примет творческих связей с гармоническими богатствами композиторов "Могучей кучки", особенно М.Балакирева. Гармония С.В.Рахманинова по-своему, индивидуально, синтезирует черты стиля П.Чайковского и Н.Римского-Корсакова.
Р.Н. Слонимская. |
Обновлено 02.02.2012 19:00 |
Гармония -
Гармонические стили композиторов
|
Автор: Гамаюн
|
04.04.2010 15:03 |
Гармонический стиль Лядова
В творчестве А. К. Глазунова и А. К. Лядова развиваются тенденции, общие с "кучкистами". Это проявляется и в гармоническом языке. У А. ЛЯДОВА встречаются натурально-ладовые обороты, объединение различных ладов вокруг тоники, плагальные последовательности, особенно в симфонических картинах "Кикимора", "Баба-Яга", в пьесе "Про старину", в обработке народных песен. Широко используются переменные функции, последовательности трезвучий побочных ступеней, арпеджированные аккорды, подобные гуслям ("Про старину"), квинтовые и квартовые органные пункты, остинатные ритмические и мелодические фигуры, идущие от плясовых песен. Фактуре присуща особая тонкость голосоведения. Мелодическая фигурация всегда опирается на свободные тоны в других голосах. Полифонизированность, фоническая ясность голосоведения, не лишенная хроматизмов в средних голосах, роднит А.Лядова с Ф.Шопеном и А.Скрябиным. В некоторых сочинениях появляется особая изысканность гармонии, обилие отклонений в далекие строи хроматических последований, нонаккордов. Это традиция, идущая от Р. Вагнера и позднего Н.Римского-Корсакова к А.Скрябину. Таковы симфонические картины "Волшебное озеро" и "Из Апокалипсиса". В фантастических эпизодах вводятся увеличенные трезвучия ("Баба Яга", "Кикимора"). Оркестровка акварельная, преобладают чистые тембры. Звучание камерное с экономным использованием высотных ударных и челесты.
Р.Н. Слонимская.
Гармония в музыке. |
Обновлено 02.02.2012 19:02 |
|
Гармония -
Гармонические стили композиторов
|
Автор: Гамаюн
|
04.04.2010 15:03 |
См. также О драматургии скрябинских сочинений (анализ) Скрябин. Прелюдия Фа-диез мажор op.16 №5 (анализ) Скрябин. Этюд соч.8 №10 (целостный анализ) Скрябин. Прелюдия Ре мажор op.11 №5 (анализ) Секвенции в прелюдиях Скрябина (гармонический анализ) Об аккорде альтерированной вводной двойной доминанты Гармонический стиль Скрябина Формы музыкальных произведений Скрябина
Гармония Скрябина
В творчестве А.СКРЯБИНА в ранний и средний периоды традиционно-функциональная гармония достигает предельной напряженности функциональных тяготений и хроматической насыщенности голосоведения. Особенно излюблена альтерированная D, с повышенной и пониженной квинтой одновременно. Иногда она разрешается в свою тонику, иногда соединяется с D (альтерированной) новой далекой тональности, часто — тритоново-удаленной. Многочисленны альтерированные S. В гармонии Скрябина несомненна связь с шопеновской традицией (тонкие, изысканные мелодические фигурации и хроматизированные последования гармоний), с гармонией Ф. Листа и Р. Вагнера (резкие тональные сдвиги, диссонантность многозвучия и особые лады). Порывистая устремленность мелодического рисунка подчеркивается полиритмией: триоли — квартоли (Третья симфония). Полиритмические слои фактуры предельно насыщены в поздних сонатах, "Поэме экстаза", "Прометее", приближаясь к микрополифонии композиторов конца XX века. Импульсивны пунктирные ритмы баса, верхнего голоса, ораторские квартовые возгласы в басу. Характерна обостренная модуляционность внутри периодов. Сложные модуляции встречаются у позднего Скрябина именно в периоде. Вместе с тем, форма часто соответствует классическим формам. В поздних фортепианных пьесах возникает своеобразная смешанная форма — черты периода и сонатной формы сливаются, как в финале сонаты b-moll Шопена. Хроматическая фигурация в средних голосах и в мелодии усиливает эмоциональную приподнятость, экспрессивность высказывания. Как и у Рахманинова, фактура многослойна, охватывает много регистров. В эпизодах экстатически подъемного характера особенно часты альтерированные D, а также соединения альтерированных аккордов далеких тональностей. Здесь же обостренно звучат нонаккорд, септаккорд с секстой, квартовые созвучия с замененными или внедренными тонами, пунктирные импульсивные ритмы. Другой круг образов — светлый, пантеистический. Здесь часты элементы пентатоники. Возможна однотональная структура или мягкие многочисленные отклонения вокруг единой тональности. В этих эпизодах встречаются также изысканные хроматические последования на основе мелодико-гармонической модуляции при прозрачной фактуре в среднем регистре. Секвенции характерны для раннего и среднего периодов. Сами секвенции — неточные и по тональному соотношению, и по мелодии, — как у Чайковского. Полифоническая сопряженность голосоведения, обострённая автентичность расширенного мажоро-минора, активность противоположного движения мелодии и баса, фактурная трехслойность (мелодия — аккомпанемент — контрапункт) по существу связаны с симфонизмом Чайковского. Однако уже ранний Скрябин по гармоническому языку изощрен, утончен, прихотлив и далек от романсного фольклорного мелодико-гармонического колорита. В творчестве позднего Скрябина резко меняется ладовая основа. Далекие строи взаимодействуют через доминантовые созвучия, без тоники. Тональный центр становится неопределенным или непрерывно ускользающим, подчас возникает лишь в конце. Сложно-ладовая основа этих сочинений опирается на внутреннюю связь интервалов — тритона, терций, кварты. Таковы тритоновые имитации в Девятой сонате. Тритоновое объединение ладото-нальностей становится нормой. Терцовая структура преобразуется в сложную — квартовую, полиинтервальную. Нонаккорды с пониженной квинтой, внедряющимися и замененными тонами выступают как самостоятельные созвучия, как эквивалент тоники, как лейтгармонии. Атональная свобода сочетается с детальной проработкой интервальной структуры созвучий и тематических попевок по вертикали и горизонтали. Преобладают многозвучные неустойчивые аккорды. Их напряженность подчеркивается паузирующей ритмикой декламационного характера. Звучание оркестра многослойное, многокрасочное. Оно обогащено хроматическими, ритмическими, гармоническими фигурациями. Фактура полифонична, многолинейна. Мелодика изобилует хроматизмами. Энгармонические модуляции и мелодико-гармонические отклонения и модуляции в далекие строи становятся нормативными во многих эпизодах "Поэмы экстаза", Третьей симфонии, последних сонат (начиная с Пятой) и фортепианных пьес. В поздних сочинениях отдельные диссонирующие интервалы определяют и строение аккордов, и мелодику, и тональный или тоновый план разделов формы. Динамическая напряженность развития целого отличает гармонию А. Скрябина от гармонии французских импрессионистов начала XX века, а более явственна генетическая связь с тональной подосновой и фортепианно-педальной, терцово-гомофонной структурой аккордов доминантовой группы — от линеарной полифонической гармонии новых "венских" классиков XX века — А.Шёнберга, А.Берга, А.Веберна.
Р.Н. Слонимская.
гармония скрябина |
Обновлено 30.05.2012 19:18 |
Гармония -
Гармонические стили композиторов
|
Автор: Гамаюн
|
04.04.2010 15:03 |
В "ФАУСТЕ" Ш.ГУНО гармонический язык чисто романтического характера (мажоро-минор с напевной мелодической фигурацией, ясный полифонно-гомофонный оркестровый аккомпанемент). Много свежих находок в сфере характерности и фольклорной основы гармонического языка, гибкого и свободного от рутинных формул.
Р.Н. Слонимская. |
Обновлено 01.02.2011 15:04 |
|
|
|
|
Страница 4 из 7. |
|
|
Сейчас 941 гостей онлайн
|