Рейтинг@Mail.ru





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

Гармонические стили композиторов

Гармонический стиль композитора - легко узнаваемый неповторимый набор гармонических средств, встречающийся только в произведениях данного композитора. Включает в себя характерные аккорды, опору на определённую аккордовую структуру, характерные гармонические обороты, опору на определённые лады, пристрастие к определённым отклонениям, модуляциям, роль мелодии в формировании гармонии, преобладание функциональности, красочности или модальности, преобладание определённого типа фактуры, наличие органных пунктов и т.д.



Гармония в "Кармен" Бизе
Гармония - Гармонические стили композиторов
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 15:03

В "КАРМЕН" Ж. БИЗЕ поражает лапидарность гармонии и формы. По существу, это первый мюзикл.
Национальный испанский колорит определил терпкую ладовость гармонии. Характерны лады с увеличенной секундой, доминантовые минорные неустойчивые лады, лады мажорного наклонения с пониженными ступенями, гибкие вокальные переходы от диатонического лада к модифицированному
(мажор со всеми низкими ступенями, кроме I, IV, V).
Это вызывает изысканные мелодико-гармонические модуляции, терпкие альтерированные аккорды, резкие сдвиги в далекие строи. В жанр оперы вторгаются "простонародные" остинатные ритмы и тембры ударных, остинатные вариации в ариях, хорах, симфонических антрактах. Вся опера
песенно-плясовая подчеркнуто-дробно распадается на квадратные куплетные номера и отрезки.
Внезапное расширение масштаба, сквозное развитие в кульминационных сценах потрясает драматургической взрывчатостью, мощным мелодико-гармоническим и фактурно-оркестровым развитием, приберегавшимся для этих вершинных кульминаций.
Смелые тональные сдвиги на тритон, секунду, сопоставление тоник сметают традиционные нормы спокойного гармонического движения. Характерно сопоставление экспрессивной гармонии мажоро-минора параллельного аккордового движения, нисходящих хроматизмов минора бытовой музыки с необычными созвучиями (Д7 с квартой вместо терции в увертюре) и неуловимой модуляционной гибкостью, ладовой переменчивостью. Предвосхищены жанры и мюзикла, и современной сквозной оперы.

Р.Н. Слонимская.

Обновлено 01.02.2011 15:06
 
Гармония Массне, Леонкавалло, Пуччини
Гармония - Гармонические стили композиторов
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 15:03

В творчестве Ж.МАССНЕ, Р.ЛЕОНКАВАЛЛО и Дж.ПУЧЧИНИ гармония еще более детализируется, в соответствии с дробностью вокальной формы и драматургии. Гибкая, насыщенная септ-, нонаккордами музыка Ж. Массне оказала влияние на импрессионистическую зыбкость деталей в ранних опусах К.Дебюсси, на нервную вокальную мелодику Ф.Пуленка.

Еще более свежие гармонические краски применяет Дж. Пуччини. Его стиль не отличается цельностью, содержит подчас банальности, мелодраматические кадансы. Наряду с этим в операх Пуччини множество колоритных, свежих гармонических последований в речитативах, ариозо, сценах, кульминациях. В поздних операх появляется сложноладовость. Подчас фактурная ткань и развитие предвосхищают "Воццека" А. Берга, а также "Порги и Бесс" Дж. Гершвина. В "Турандот" Пуччини очаровательны натурально-ладовые краски, в "Богеме" — ярмарочные параллельные трезвучия (за пятнадцать лет до "Петрушки" И. Стравинского), в "Тоске" — эмоционально сочные многотерцовые созвучия.

Р.Н. Слонимская.

Обновлено 01.02.2011 15:06
 
Гармония Брамса
Гармония - Гармонические стили композиторов
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 15:03

В музыке И. БРАМСА четкая функциональность гармонии, преломление гармонического языка Л.Бетховена и особенно Р. Шумана совмещаются с особой полифонической насыщенностью фактуры.
Нередки автентические обороты, тонико-доминантовые сопоставления бетховенского плана. Усложняют фактуру и гармонию синкопированные ритмы, смешанные фигурации, смещение мелодических устоев, комплексные задержания, обилие неаккордовых звуков к альтерированным аккордам. Мажоро-минор как ладовая основа обогащается новыми возможностями. Возникают цепи далеких тональностей. Характерно обилие ладовых модуляций, в том числе проходящих, поющие средние голоса и контрапункты. Все это развивает принципы романтической гармонии. С народно-песенным элементом связаны терцовые и секстовые параллелизмы в песенно-танцевальных темах. Жанровую ясность вносят и танцевальный аккомпанемент, и строгая диатоника некоторых тем. Особая полифоничность, певучесть каждого голоса связана с развитием баховских традиций. Отсюда обилие неразрешенных неаккордовых звуков. Основная линия может быть в среднем регистре, а контрапункт — в верхнем. Хроматически-полифоническое голосоведение создает терпкие диссонирующие сочетания.
Регулируется эта неимитационная полифония обогащенным мажоро-минором, многозвенными цепями низких и высоких ступеней лада.

Р.Н. Слонимская.

Обновлено 01.02.2011 15:07
 
Гармонический язык импрессионистов: Дебюсси, Равель, де Фалья
Гармония - Гармонические стили композиторов
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 15:03

ГАРМОНИЧЕСКИЙ  ЯЗЫК  ИМПРЕССИОНИСТОВ: К.ДЕБЮССИ,  М.РАВЕЛЯ,  М. ДЕ ФАЛЬЯ
Импрессионизм в музыке на три десятилетия отстал от импрессионизма в живописи (Э.Мане, Э.Дега, О.Ренуар, П.Сезанн), возникшего в 1860 году (музыкальный импрессионизм определился в середине 90-х годов). Родина импрессионизма — Франция. Само слово "импрессион" (впечатление) — французское.
Музыке импрессионистов присуще воплощение тонких индивидуальных ощущений, а также мифологических образов. Подчеркнут интерес к экзотике, к психологическо-символической фантастике восточных фольклорных элементов. И в образном строе, и в жанре музыки импрессионистов заметно влияние программных пьес французских клавесинистов XVIII века — Ж.Ф.Рамо, Ф.Куперена. Их сближают портретные подзаголовки, поэтичная программность, картинность, тонкие изысканные краски, культ красивого, светлого, изящного, утонченного.
Сходные выразительные средства, типичные для музыки импрессионистов, но воплощающие суровые трагические образы, появились до импрессионистов у М. Мусоргского.
В творчестве французских импрессионистов господствует красочно-колористический принцип гармонии — как основы гармонического мышления. Функциональные тяготения — ослабленные, смягченные, плагальные. Они отступают на второй план или становятся неопределенными (параллельные последования септаккордов, секстаккордов, трезвучий, увеличенных трезвучий).
Часты полифункциональные наложения комплексов.
Гармония тональна при отдельных тонально-неопределенных последовательностях. Часто тоника усложнена — тоническое трезвучие с секстой, с секундой, иногда вместо трезвучия —кварта или квинта. Используются гармонии и ритмы джаза тоника с секстой, цепь нонаккордов,
секундовые имитации ударных, синкопированные ритмогармонии блюза ("Менестрели" К. Дебюсси).
Отдельные созвучия часто приобретают самостоятельную тоникальную устойчивость и характерность, упорно повторяясь или составляя цепь параллельных аккордов, взятых в различных тональностях. Таковы параллельные трезвучия, квартсекстаккорды, септаккорды, секундаккорды, нонаккорды, параллельные увеличенные трезвучия. Характерна нарочитая
жесткость параллельных квинт, октав.
Упрощенность голосоведения компенсируется красочностью неожиданных тональных, ладовых, интервально-модуляцион-ных смещений. Характерны полутоновые, терцовые, тритоновые сдвиги — чередование мажорных и минорных трезвучий. Сопряженность аккордов возникает на основе общих
тонов, интервалов или секундового плавного голосоведения. С другой стороны, возможны резкие интервальные и регистровые разрывы между соседними аккордами, фоническое разъединение созвучий, комплексные скачки всех тонов. Колоритны параллельные нонаккорды и септаккорды
побочных ступеней. Нонаккорд приобретает значение устойчивого тонического созвучия.
Подчеркиваются также увеличенные трезвучия, образуя атональные композиции ("В дымке" — прелюдия К.Дебюсси).
Ладовой основой наряду с мажоро-минорным становятся обороты старинных ладов, а также искусственные лады, в частности увеличенные. Ладотональность хроматизируется. На любой ступени — диатонической или альтерированной — может быть взят любой аккорд. Любой тон может быть взят после любого аккорда, любой предыдущей тональности.
Это обогащает традиционную функциональную гармонию. Вместе с тем активность функциональных тяготений ослаблена. Преобладают миниатюрные или статичные формы ("Пеллеас и Мелизанда", "Игры" К. Дебюсси). Впрочем, встречаются и динамические репризы с вариантным нагнетанием фактуры ("Остров радости" Дебюсси, "Вальс", вариации в "Болеро" М. Равеля).
Фактура — гомофонная. Для нее характерна красочная многоплановость, имитация вихря, моря, колоколов, ритмы и звучания античных танцев в современном представлении. Различные мелодические, гармонические фигурации трактуются как тематизм. Изысканны ритмические,
полиритмические, синкопированные фоновые фигурации. Часто педаль объединяет густую многоярусную звучность, включающую много регистров. На педали звучат и тихие, едва слышные, и ослепительно звонкие цепи созвучий.
Многослойность ритмов, тембровых наслоений, фоновых фигурации присуща партитурам Дебюсси и Равеля. Медные, особенно валторны, активно участвуют в фоновых, ритмически колышущихся контрапунктах. Иногда введены политональность или неразрешенные альтерированные аккорды. Индивидуализировано расположение каждого аккорда. В аккордах часто подчеркиваются отдельные интервалы. Иногда вместо аккордов звучат интервалы как самостоятельные созвучия.
К.ДЕБЮССИ — один из первооткрывателей современной сложноладовой гармонии, развивающейся на обогащенной ладовой основе.
М.РАВЕЛЮ присуща большая острота звучаний и ритма, динамичность, остро диссонирующие созвучия.
В творчестве М. де ФАЛЬЯ интересны элементы испанского фольклора — секундовые обороты в мелодии и гармонии, секундовые и "гитарные" созвучия. Секунда внедряется как неаккордовый дополнительный звук в различные аккорды. Имитация гитарных щипков — сложные созвучия с необычными "гитарными" обертонами — сочетается с красочной фольклорной ладовостью и ритмикой. Натуральные лады народной музыки сопоставлены с нонаккордовой стилистикой начала XX века.
Все эти черты гармонического языка импрессионистов, особенно Равеля и Фалья, повлияли на творчество А.Хачатуряна и других композиторов советского Востока.
В ранних сочинениях Б.БАРТОКА явственно выступают элементы венгерского фольклора. Мелодика определяет гармоническую интервалику. Впоследствии Барток выработал интервально-ладовую систему, характерную для венгерской музыки, отошел от импрессионизма ранних опусов.
Импрессионисты испытали сильнейшее влияние М. Мусоргского, а также А. Бородина, Н.Римского-Корсакова. Они преломили их достижения в плане субъективно-камерной или экзотически-красочной гармонии, в которой усиливается тонкая детализация настроений, образов, картин, видений.

Р.Н. Слонимская.

Обновлено 01.02.2011 15:19
 
Гармония в творчестве русских и зарубежных композиторов I половины XX века
Гармония - Гармонические стили композиторов
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 15:03

ГАРМОНИЯ  В ТВОРЧЕСТВЕ  РУССКИХ
И  ЗАРУБЕЖНЫХ КОМПОЗИТОРОВ
ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX  ВЕКА
В области гармонии музыка XX века открыла новые средства выразительности в сферах расширенной тональности, сложного лада, полифонического образования гармонии, интервальной структуры созвучий, функциональных связей аккордов, голосоведения, фактуры.
В XX веке возник огромный стилевой диапазон — от подчеркнутой однотональной диатоники, монотонической гармонии до сложноладовой расширенной тональности, линеарной гармонии и сугубо атонального стиля гармоний (аккордовых или линеарных). Для современной музыки характерно воплощение конфликтных образов и полярных эмоциональных состояний — от задорного юмора, лучезарного веселья до трагедийных, апокалиптических взрывов, от сокровенной лирики до зловещих образов наваждения, небытия, конца света, Страшного суда.
Такие крупные композиторы, как Ч.Айвз, Б. Барток, Б.Бриттен, А.Копленд, В.Лютославский, Б.Мартину, О.Мессиан, Д.Мийо, А.Онеггер, К.Орф, К.Пендерецкий, Л.Пипков, Ф.Пуленк, С.Прокофьев, И.Стравинский, Э.Сухонь, П.Хинде-мит, К. Шимановский, Д. Шостакович и многие другие сохраняют в целом тональную основу музыки, но в гармонический язык каждого из них вносится много индивидуальных новых черт.
Атональное и сериальное направления также дали ряд крупных достижений в гармонии в творчестве А.Шёнберга (от "Лунного Пьеро" к "Моисею и Аарону"), А.Берга ("Воц-Цек"), А.Веберна, Л.Ноно, Д.Лигети, К.Штокхаузена, П.Буле-за, Дж.Кейджа, Я. Ксенакива, Г. Крама. Хроматический двенад-цатиступенный лад-серия (но отнюдь не простая хроматическая гамма) дает возможность создания новых выразительных гармонических, полифонических и сонорных образов, линий развития и созвучий. Четвертитоновая шкала интервалов дополняет эти возможности.
Остановимся на расширенной тональности, на новой сложноладовой гармонии в творчестве классиков XX века, принадлежащих к первому из перечисленных выше основных направлений в сфере гармонического языка.
Обогащается само понятие лада. Появляется многосоставный, сложный лад. Вокруг его тоники объединяются мелодические и гармонические обороты различных, часто далеких тональностей, а также натурально-ладовые обороты, построенные от того же тонического звука или от новой временной опоры, политональные и полиладовые приемы. Таким образом, любой аккорд может быть взят после любого, а тональность обогащается, расширяется.
Расширенная тональность обогащается аккордами далеких строев, взятыми сопоставлением тоник или мелодико-гармоническими переходами без модулирующих аккордов.
Мелодический звукоряд каждой тональности становится реально двенадцатиступенным. На любой ступени (диатонической, низкой, высокой) может быть построен любой аккорд. Этот аккорд может быть мажорным или минорным, консонирующим или диссонирующим, терцовым или нетерцовым. Каждая ступень раздваивается и на каждой из них строится любой аккорд. Гармонии далеких строев выполняют функции побочных ступеней. Признаком основной тональности является тоника, подчеркнутая ритмически в кадансе.
Характерно взаимодействие натурально-ладовой, функциональной и красочной гармонии.
Терцовая структура аккордов дополняется или заменяется нетерцовой.
Сами функции усложняются, обогащаются, становятся разнообразнее. Особо выделяются различные медианты и вводно-тоновые ступени, верхняя и нижняя.
Характерно возникновение особых ледообразований, индивидуально присущих данному автору.
Ранний И. СТРАВИНСКИЙ первым установил полиладовое расщепление любых ступеней в созвучиях и попевках, в том числе резкое расщепление терции, присущее фольклору. В его неоклассических опусах возникают полидадовые мажоро-минорные созвучия — переченья, а также полифункциональные столкновения гомофонного или аккордового комплекса с диссонирующим, часто инотональным басом, широко развита политональность. Нетерцовые созвучия акцентно выделены уже в ранних его опусах
Фактура в творчестве композиторов XX века предельно разнообразна — от прозрачного двухголосия и монодии до гетерофонной и канонической микрополифонии, многоэтажных гармоний — тембров, политональных наслоений.
Возможны и унисоны, и аккорды с пропущенными тонами, колористические наслоения тонов и множественный контрапункт струнных или всего оркестра.
Характерен множественный свободный контрапункт, в котором непрерывно включаются и выключаются отдельные голоса и целые линии. Полифонически вторгаются не только неожиданные контрапункты, но и новые темы. С другой стороны, развивается и песенная подголосочность, певучая гетерофония.
Целые творческие направления привержены строгой певучей диатонике, остинатной малообъемности лада, более ограничительной, чем у классиков XIX века (К. Орф, Г. Свиридов, А. Пярт, минималисты).
В творчестве Б.Мартину, К.Шимановского, С.Прокофьева диатоника не довлеет, а свободно перетекает в ладовую переменность, гибкую переливчатость ладовой и метроритмической речи, сложноладовость, вариантность мелоса и гармонического движения. Это очень сродни славянскому фольклору с его поливариантностью и полиладовостью мелодики в гетерофонии. Д. Шостаковичу присущ линеарно-полифонический склад, напряженное развитие мелоса, длительное и активное движение голосов партитуры, постепенное достижение кульминации, а в аккордике — свободная полифонизация гармонии, хроматизированные тональности.
Это обогащает традиции классиков и романтиков, вносит творческую новизну, необходимую для воплощения сложнейшей образности, духовного мира современного человека, острейших конфликтов в их напряженном развитии — всего, что составляет сегодняшнюю реальность жизни человека, а значит, и субстанцию серьезного искусства

Р.Н. Слонимская.

Обновлено 01.02.2011 15:20
 
«ПерваяПредыдущая1234567СледующаяПоследняя»

Страница 5 из 7.
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 364 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru