Гармонические стили композиторов
Гармонический стиль композитора - легко узнаваемый неповторимый набор гармонических средств, встречающийся только в произведениях данного композитора. Включает в себя характерные аккорды, опору на определённую аккордовую структуру, характерные гармонические обороты, опору на определённые лады, пристрастие к определённым отклонениям, модуляциям, роль мелодии в формировании гармонии, преобладание функциональности, красочности или модальности, преобладание определённого типа фактуры, наличие органных пунктов и т.д.
|
Гармония -
Гармонические стили композиторов
|
Автор: Гамаюн
|
04.04.2010 15:03 |
См. также
Формы музыкальных произведений Прокофьева Прокофьев "Монтекки и Капулети" (из балета "Ромео и Джульетта")1 (Целостный анализ) Прокофьев "Монтекки и Капулети" (из балета "Ромео и Джульетта")2 (Целостный анализ) Прокофьев "Монтекки и Капулети" (из балета "Ромео и Джульетта")3 (Целостный анализ) Прокофьев "Монтекки и Капулети" (из балета "Ромео и Джульетта")4 (Целостный анализ) Гармония Прокофьева Прокофьев. Соната для фортепиано №2, скерцо (1912). Сложная 3-х частная форма Прокофьев. "Война и мир", 2-я картина, полонез ("Бал у екатерининского вельможи"), (1946). Сложная 3-х частная форма Прокофьев. Симфония №5, Allegro marcato. скерцо (1944). Сложная 3-х частная форма.
У С. ПРОКОФЬЕВА в эпических темах типичен мажор с повышенными II — IV ступенями, а в драматических — полифонически разъятый минор с расщепленной терцией (Третья симфония). Эти особые лады вводятся как краткие мелодические обороты, наряду с ними свободно берутся иные — и диатонические, и хроматизированные звукоряды. Часто вводятся натурально-ладовые обороты, переменные лады, полиладовые созвучия, комплексы и контрапункты. Политональные построения возникают полифонически как противопоставление различных тем и комплексов. Выразительна модуляционная гармонизация диатонической мелодии и наоборот. Иногда возникает разновременная модуляция в мелодии и аккордике. Появляются необычные органные пункты, например вводнотоновые (побочная партия 1-й части Шестой сонаты Прокофьева). Возможен тритоновый сдвиг в начале второго предложе¬ния (главная партий 1-й части Шестой симфонии Прокофьева). В периодах Прокофьева часто кадансы сходные — полные, а начала предложений — различные, даже в другой тональности, взятой резким сопоставлением. Аккорды с внедряющимися или замененными ступенями задорно звучат уже в ранних сочинениях И.Стравинского, С.Прокофьева, Б.Бартока. Это и трезвучия, и септаккорды, нонаккорды с гроздьями секунд вокруг основных тонов, с квартами и тритонами вместо терций. Таков был "модерн" 1910-х годов, некий музыкальный футуризм в гармонии, дошедший даже до наших дней (Р.Щедрин, А.Эшпай, Г.Фиртич и др.). Объединение в мелодии звукорядов различных ладов вокруг единой или переменной тоники вызывает ладовое разнообразие в гармонии. Возникают ладовые переченья, политональность, гетерофония. Смещение тонического устоя не менее характерно, чем монотоникальность. Переменная ладотональность еще богаче, чем единая. Огромное место в становлении музыкального языка XX века занимает и полифонический принцип возникновения гармонии. Возникают самые сложные и неожиданные созвучия, сопряжение любых диссонирующих последований, резкие переченья. Это окончательно отменяет понятие аккорда как созвучия непременно терцовой структуры.
Р.Н. Слонимская.
Гармония Прокофьева |
Обновлено 30.05.2012 19:25 |
|
Гармония -
Гармонические стили композиторов
|
Автор: Гамаюн
|
04.04.2010 15:03 |
См. также
Шостакович. Восьмая симфония (анализ общей концепции и III части) Шостакович Прелюдия op.87 До мажор (гармонический анализ) Шостакович Симфония №5 Moderato, побочная партия (анализ) Шостакович Симфония №7,I часть,"эпизод нашествия" (гармонический анализ) Шостакович. Прелюдия Ре мажор op.34 №5 (ноты) Гармония Шостаковича Шостакович. Квинтет op.57, Прелюдия (1940). Сложная 3-х частная форма Шостакович. Симфония №8, третья часть Allegro non troppo (1943). Сложная 3-х частная форма.
У Д. ШОСТАКОВИЧА в трагических темах часто появляется фригийский лад с пониженной IV ступенью. Политональность обычно драматическая, конфликтная, такова полифоничность его гармонии. Часто полифонический склад — ведущий, а созвучия ему подчинены. Это новая полифония со свободным введением диссонирующих голосов. В отличие от обычных альтераций, диссонирующие тона мелодии обычно берутся скачком, часто скачком и разрешаются. Полифоническое же голосоведение — плавное, певучее. Наряду с терцовой структурой вводятся созвучия нетерцового строения. Отныне аккорд — это созвучие любой интервальной структуры — моноинтервальной (кластеры секунд, квартаккорды) или полиинтервальной (чаще в полифонической ткани — как правило). Кластеры любили Б.Барток, Г.Коуэл, иногда С. Прокофьев. В образах трагедийных — наваждения, войны — нередко появляются диссонирующие созвучия, с наслоениями секунд, многозвучными кластерами меди (тема средневековья в прокофьевском "Ромео"), а также атональные эпизоды, контрастирующие расширенно-тональным. Встречается и противоположный прием — сухая однотональная статика противостоит полноценной сложноладовости (Седьмая симфония, трио Д. Шостаковича). Характерна вводнотоновая связь трезвучий далеких строев (на тонике — акцент). Это новая — вводнотоновая — автентичность. Возможна гармонизация мелодии параллельными трезвучиями с различными тональными устоями. Диссонансы могут выступать как тонические аккорды. Диссонанс может быть не разрешенным, или постепенно, полифонически разрешаемым. Остинатность — одно из средств создания устойчивости диссонантных созвучий и последований. В тональных планах часто вводятся сдвиги на полутон, на тритон. Между главной и побочной партиями возникает соотношение малой секунды (Пятая симфония Д. Шостаковича) и любые другие.
Р.Н. Слонимская. |
Обновлено 01.04.2011 13:37 |
Гармония -
Гармонические стили композиторов
|
Автор: Гамаюн
|
04.04.2010 15:03 |
Гармония Брукнера
У А. БРУКНЕРА традиции вагнеровской гармонии сочета¬ются с воздействием Баха, Бетховена, Шуберта. Хоральность,экстатичность и жанровая наивность мелоса и гармонии идут рука об руку, взаимодействуют. А. Брукнер — органист, фактура его симфоний часто органная с густыми педалями, удвоениями, вокальной трактовкой духовых, со ступенчатыми смещениями динамики. Иногда один аккорд выдержан на несколько тактов, как у Бетховена, Вагнера. В основе — функциональный мажоро-минор, хроматизированный в мелодии и гармонии. Возникают терпкие мелодические скачки на септиму, нону, тритон и другие. Гармония содержит многочисленные энгармонические, мелодико-гармонические модуляции, в том числе в далекие строи. Оркестровая фактура монументальна, драматургически контрастно сопоставляет тембровые группы, динамику, регистры, фигурации в неторопливом развертывании длительных тем и звуковых пластов. Многочисленны неаккордовые звуки, особенно хроматические. Часты диссонирующие обороты с малозаметным разрешением. Очень интенсивна полифоническая ткань. Нередко полифонический склад становится определяющим. Контрапункт нескольких голосов определяет вертикальную гармонию. Это контрапункт свободного инструментального стиля со многими хроматизмами в каждом голосе и диссонирующими сочетаниями. Часто возникают "мерцающие" ладовые модуляции. Австрийская бытовая музыка преломлена в танцевальных ритмах, в диатонике, наивной автентичности отдельных тем. В этом проявляется воздействие Р.Шуберта с его диатонической ладовостью и танцевальными ритмами. В целом же заметно влияние композиции и фактуры бетховенской Девятой симфонии, а также своеобразное преломление вагнеровского стиля.
Р.Н. Слонимская. |
Обновлено 01.02.2011 15:07 |
|
Гармония -
Гармонические стили композиторов
|
Автор: Гамаюн
|
04.04.2010 15:03 |
Гармония Франка
У С.ФРАНКА мажоро-минор хроматизируется многочисленными альтерациями. Часты энгармонические, мелодико-гармонические модуляции, альтерированные аккорды. Заметно влияние Р. Вагнера и особенно Ф. Листа. Торжественный характер музыки усиливается густым удвоением голосов, смешением тембров. С другой стороны, часты эпизоды диатонического народного песенно-танцевального склада. Здесь иные краски — диатонические лады, терцово-переменный диатонический лад, натуральный минор, пентатоника или малообъемные мелодические попевки, иногда терцовые последования в мелодии. В гармонии появляются побочные септ- и нонаккорды II, V и других ступеней, очень красочные, подобные григовским. Особо устойчив многотерцовый V9, иногда с секстой, последовательность V9 — II (1-я часть скрипичной сонаты). Тональный план усложняется внутри отдельных разделов, например, главной партии. Далекие модуляции встречаются чаще близких, в том числе сдвиги на полтона (1-я часть Симфонии), фактурная ткань полифонизирована, возникают контрапункты, каноны. Это обостряет и гармонический язык. Нередки терпкие обыгрывания старинных ладов благодаря переменности функций (V — II в мажоре и др.). Очень экспрессивны хроматические альтерации в гармонии, далекие модуляции (Прелюдия, хорал, фуга).
Р.Н. Слонимская. |
Обновлено 01.02.2011 15:10 |
Гармония -
Гармонические стили композиторов
|
Автор: Гамаюн
|
04.04.2010 15:03 |
Значительное место занимает фигура Г.МАЛЕРА, развившего в своих симфониях традиции Л.Бетховена и П.Чайковского, Ф.Шуберта и И.Брамса, Р.Вагнера и А.Брукнера. Австрийская песенность определяет фактуру тем, очень экспрессивную и певучую. Впервые после Баха Г.Малер обратился к полифоническому складу, что определило густую полифонизацию гармонической ткани. Гармония подчас не может быть отнесена к определенной функциональной последовательности. Однако, во многих эпизодах вводится гомофонное изложение. Терцовое, секстовое движение преломляет австрийскую песенно-танцевальную жанровость. Широкая распевность методического движения, волнообразный рисунок тем и формы в целой определяют линеарный симфонизм Г. Мадера, опирающийся на традиции П. Чайковского. В гармонии неаккордовые звуки часто становятся аккордовыми, образуя новые полифонические созвучия. Переченья, камбиаты, задержания и вспомогательные на занятый тон, параллельные ноны, септимы - эти и другие приемы смешанной фигурации максимально сопрягают полифонию в единой линеарно направленной фактуре. Полные кадансы редки. Часты вторгающиеся и прерванные кадансы или слияния периодов, их модуляционное сопряжение. В полифонии Малера впервые появляются необычные, свободные, вторгающиеся контрапункты (в отличие от выдержанных в единой фактуре и тембре периодов П.Чайковского, И.Брамса). Возникает речитативно-декламационная инструментальная полимелодичная ткань, развивающаяся длительно и интенсивно — от линеарной мелодики и гармонии тем до гигантских сквозных линий, пронизывающих весь симфонический цикл. Характерно полифоническое включение контрапунктирующего тематизма внутри периода, а часто на основе ладовых модуляций, полиладовости, политональности, резкой контрастности масштабов, тем, их дыхания, ритмики, интервального состава. Оркестр Малера делится не на три группы, а на отдельные оркестровые партии, как в камерном ансамбле. Это вызывает особую ансамблевую активность каждого голоса. Такая дифференциация на мелодические линии определяет и отсутствие удвоенных тембров. Отсюда и неограниченная свобода индивидуальных сочетаний инструментов, регистров, тембров, мотивов, фактур, гармонического развития, линеарной гармонии и полифонии. Введение новых контрапунктов до окончания построения создает линеарное слияние отдельных периодов. Оркестр у Малера грандиозный, а трактовка его полифоничная, ансамблевая, с четким драматическим планом. Предвосхищается микрополифония конца XX века. В каждой части цикла свой состав (финал Третьей симфонии, струнные и валторны, до того — мощное тутти хора и оркестра в предпоследней части). Характерны облигатные инструменты (флейта во 2-й части, гобой в финале "Песни о Земле", арфа в Девятой симфонии). Вокально-оркестровая многослойность Второй, Третьей, Восьмой симфоний, "Песни о Земле" намечает полиоркестровую полифонию тембровых групп. Подобная же полиоркестровая по сути полифония контрастных комплексов (некоторые из них сами по себе гомофонны) определяет и многолинейную, сложносоставную полифонию гомофонно-контрапунктических комплексов и слоев в чисто оркестровых симфониях (Первая, Пятая, Шестая, Седьмая, Девятая, Десятая). Гармония и контрапункт в партитурах Г. Малера вновь становятся нераздельными, как это было в эпохи Средневековья, Ренессанса и Барокко вплоть до Баха. В творчестве многих композиторов XIX века развиваются народно-песенные истоки: польские (Шопен), норвежские (Григ), австрийские (Брамс, Брукнер, Малер), французские (Гуно, Бизе, Сен-Санс, Франк).
Р.Н. Слонимская. |
Обновлено 01.02.2011 15:12 |
|
|
|
|
Страница 6 из 7. |
|
|
Сейчас 507 гостей онлайн
|