ФОРМА МУЗЫКАЛЬНАЯ (греч.,лат. forma — вид, облик, образ, наружность, красота) — 1) тип композиции (см. Сонатная форма, Фуга, Вариационная форма, Канон, Бар и т.п.). В некоторых аспектах понятие Формы музыкальной совпадает с понятием жанра музыкального (концерт, месса). Определённый план расположения частей в многочастной композиции также называют Формой музыкальной, однако точнее его называть схемой. 2) Музыкальное воплощение содержания (целостная организация мелодических мотивов, лада и гармонии, метра, многоголосной ткани, тембров и других элементов музыки). Под Формой музыкальной подразумевают также индивидуально-неповторимую звуковую структуру данного произведения (в противоположность форме-типу; т. е. то, что отличает, например, одну пьесу в форме рондо от всех других рондо, хотя бы и того же стиля), эстетический порядок в сочинении, обеспечивающий привлекательность музыки («forme — значит красота», по словам М. И. Глинки). Положительно ценностное качество понятия Формы музыкальной выявляется в антитезе «форма — бесформенность». 3) Наименование научной и учебной музыкально-теоретической дисциплины, предметом которой является Форма музыкальная. Исторически «форма» как философско-эстетич. категория (структурный принцип вещи, её идея, «эйдос»; напр., у Платона) установилась в коррелятивной паре с категорией «материя» (воспреемница идеи). В сходных категориях строилась теория «формы» и «материи» Аристотеля [где, в частности, пара «форма — материя» воспроизводилась на разномасштабных иерархических уровнях, связанных переходом ко всё более высоким и совершенным «формам» как «цели» (греч.) такого движения]. Современную пару категорий «форма — содержание» ввёл (на объективно-идеалистич. основе) Г. В.Ф. Гегель, подчеркнув диалектическую взаимообусловленность формы и материи, в «снятом» виде представленных в категории содержания, единство формы и содержания, их полное слияние (тождественность) в произведениях искусства.
|
Анализ музыки
|
Автор: Гамаюн
|
12.07.2011 00:00 |
Рондо-соната
РОНДО-СОНАТА — муз. форма, объединяющая признаки сонатной формы и рондо. От сонатной формы заимствуются общий тональный план, принцип сопоставления в экспозиции двух тем в главной и побочной (доминантовой) тональностях, репризная транспозиция 1-го эпизода (побочной партии) в осн. тональность, от рондо — принцип повторения рефрена (гл. партии) только в осн. тональности не менее 3 раз после нового муз. материала, песенно-танц. тематизм, квадратность структур:
Тематический план A B A С А В1 А (кода)
Тональный план Т D Т Т Т Т
Разделы Экспозиция Разработка или 2-йэпизод Реприза
А — рефрен (гл. партия) В — 1-й эпизод (побочная партия)
Разновидности Р.-с. определяются характером центр. раздела:
а) если это разработка тем экспозиции, то Р.-с. приближается к сонатной форме (3-я часть Концерта для фп. с орк. Скрябина);
б) если это эпизод — то к рондо (4-я часть 2-й фп. сонаты Бетховена).
Вступление для Р.-с. нехарактерно; вместо последнего проведения рефрена возможна кода.
Р.-с. сложилась в творчестве композиторов венской классической школы; используется гл. обр. в финалах сонатно-симф. циклов. В отличие от свободных и смешанных форм Р.-с. —устойчивая композиц. схема, к-рая, однако, допускает разл. решения, напр.: пропуск 3-го или 4-го проведения гл. партии (4-я часть 3-й сонаты для скр. и фп. Брамса; 3-я часть 16-й фп. сонаты Бетховена), совмещение в центр. разделе разработки и эпизода (4-я часть 11-й фп. сонаты Бетховена), последование двух эпизодов(3-я часть сонаты C-dur для скр. и фп. Моцарта, K.-V. 296), сочетание Р.-с. с др. формами, напр., с вариационной (4-я часть 4-й симф.Чайковского) |
Обновлено 12.07.2011 21:33 |
|