Для сведения: что такое музыкальный диктант и как он относится к предмету Сольфеджио в музыкальной школе
ДИКТАНТ МУЗЫКАЛЬНЫЙ — запись по слуху одно-, двух-, трёх.- и
четырёхголосных музыкальных построений. Один из приёмов развития
музыкального слуха. Диктант музыкальный прослушивается в исполнении
голосом, на фортепиано или другом инструменте, после чего записывается
нотами. Диктант музыкальный требует осмысления элементов лада, гармонии,
голосоведения, ритма, музыкальной формы (в так называемом тембровом
Диктанте — также инструментовки). СОЛЬФЕДЖИО, сольфеджо (итал.
solfeggio — от названия музыкальных звуков соль и фа): — 1) то же, что и
сольмизация. 2) Учебная дисциплина, предназначенная для развития слуха
музыкального и музыкальной памяти. Включает сольфеджирование (одно- или
многоголосное пение с произнесением названий звуков), диктант
музыкальный, анализ на слух. 3) Сборники упражнений для одно- или
многогол. сольфеджирования или анализа на слух. 4) Специальные вокальные
упражнения для развития голоса (см. также Вокализ).
Итак-, одна из "работ" на уроке Сольфеджио - проверка музыкального слуха, то есть Музыкальный диктант. Хоть и считается, что музыкальный диктант "развивает слух", однако правда вся в том, что это "проверка" уже развившегося с помощью других занятий музыкального слуха. Слух на самом деле "развивается", когда ребёнок очень хочет знать, какие ноты звучат в понравившейся ему мелодии - и пытается это сыграть на инструменте. Сначала он ошибается, потом "находит" искомые ноты - и- о чудо!- он играет свою любимую мелодию! Вот так он "случайно" запоминает, как же будет звучать набор мелодических оборотов только этой песни. Чем больше таких любимых песен он подберёт - тем больше накопит в памяти таких сочетаний мелодических оборотов - тем больше будет считаться, что его музыкальный слух хорошо развит. Как видите, развить музыкальный слух можно только при условии постоянной активности, постоянного желания узнать: а как сыграть понравившуюся музыку? И это будет не собственно развитие слуха, а накопление в голове музыкальных образцов: вот это состоит из таких-то музыкальных звуков и знаков, а вот это - из таких-то. И музыкальный диктант на уроке Сольфеджио будет успешно написан лишь при условии, что в голове ученика есть все играемые мелодические, ритмические, гармонические и т.д. обороты - и он знает, как это записать. Но большинство детей не хотят напрягать свою голову, свою память - и подбирать музыку на инструменте. В этом случае музыкальная база в голове не накапливается, диктанты не пишутся, настроение портится, самооценка занижается - и Сольфеджио становится очень нелюбимым предметом. Но слух, оказывается, нужен и на занятиях по инструменту, и на хоре, и в оркестре, и даже на "слушании музыки" (или "Музыкальной литературе"). От плохого слышания страдают все предметы в музыкальной школе. Не развивается слух - это значит, ученик в любой момент сыграет "не то" - и не заметит даже, споёт "не то" - и испортит весь ансамбль. Есть хороший способ накопить в голове музыкальную базу, научиться петь - и пройти весь курс предметов музыкальной школы "на ура". Аудио-тренажёр "Все напетые номера" по учебнику Калмыков Б.
Фридкин Г. Сольфеджио. I часть.
Одноголосие. 1-4 и 7 классы. Летнее время - время, когда занятий в музыкальной школе нет. И вот тут появляется уникальная возможность сделать рывок в развитии музыкального слуха и голоса - и на следующий учебный год решить все проблемы с сольфеджио, с занятиями на инструменте, в хоре, с вокальными занятиями. Уделите чуть-чуть времени занятиям с аудио-тренажёром - и в следующем учебном году глаза вашего первоклассника, или второклассника, или третьеклассника будут светиться от радости - преподаватели всегда хвалят детей с "хорошими ушами и голосами". И голова тоже включится - ребёнка будут называть ещё и умным - ведь при разборе нотных примеров сами собой запомнятся многие правила по музыкальной грамоте.
|