Рейтинг@Mail.ru





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

Неаполитанская гармония в «Розауре» А. Скарлатти
Гармония - Примеры к темам с объяснениями
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 15:03

Неаполитанская гармония в «Розауре» А. Скарлатти
II низкая ступень применялась еще до композиторов неаполитанской школы и ее главы - А. Скарлатти. Ознакомление с его оперой «Розаура»1 показывает, что .неаполитанский секстаккорд встречается во многих номерах—ариях, дуэтах. Все случаи говорят об определенности, настойчивости, подчеркнутости этой гармонии. В большинстве примеров мы находим аналогичный прием: неаполитанский секстаккорд возникает между секстаккордами тоники, благодаря вспомогательно-параллельному движению. Однако, в каждом примере обнаруживаются, естественно, и индивидуальные моменты.
В арии Розауры d-moll из первого действия оперы дважды перед заключительным кадансом встречается такой оборот.

В следующей далее оркестровой рутурнели, развивающей музыку арии, соответствующее впечатление усиливается имитациями и периодичностью в чередовании I—IV и I—II низкой (секстаккорда) ступеней .
Наиболее внушительное впечатление тот же прием введения неаполитанского секстаккорда производит в следующем случае . Здесь неаполитанский секстаккорд подчеркнут репети¬ционными повторениями и метрическими акцентами.
Во всех этих  примерах  из  «Розауры»  возникают  плагальные    обороты2.
Выразительный образец неаполитанского секстаккорда имеется в средней части арии Климены из первого акта (в целом ария в a-moll).
Обратим снова внимание на скрытый, но хорошо слышимый интервал уменьшенной терции, es-cis в верхнем голосе. Примечателен и другой скрытый хроматический ход ми-бемоль — ми-бекар, напоминающий о приеме дезальтерации. Выразительна и интонация уменьшенной кварты, f — cis.
Эти интонации, а также то, что неаполитанский секстаккорд переходит в доминанту, говорят о рельефности, яркости применения неаполитанской гармонии. При повторении в партии оркестра, неаполитанский секстаккорд вступает определеннее, на метрически сильной доле и длится больше. Ему предшествует
1 Опера сочинена около 1690 г. Либретто -аббата Луччини рассказывает о любви героев — Розауры, Климены, Челиндо и Эльмиро. См. партитуру оперы в библиотеке Московской консерватории. Издание осуществлено при помощи Кри-зандера. Расшифровки генералбаса принадлежат Эйтнеру.
2 Развитие старинного приема, находящегося, можно сказать, на пути к* от¬крытым плагальным оборотам с неаполитанской гармонией, мы усматриваем в ряде примеров венских классиков: Моцарт—фортепианное рондо a-moll, кода; Бетховен — Семнадцатая соната, первая часть, побочная партия; Бетховен — Двадцать третья соната, первая часть, заключительная партия.


тоника, что проясняет и подчеркивает его ладовый смысл. В приведенном примере дважды, после неаполитанского секстаккорда и его перехода в доминанту, следует прерванный каданс и затем заключительный каданс с натуральной субдоминантой II ступени. Таким образом, на небольшом расстоянии соседствуют II низкая и натуральная ступени.
Накопившиеся    наблюдения    позволяют  наметить    несколько обобщений.
В музыке XVII века, когда утверждалась и «закалялась» ладово-тональная   система,   когда   кристаллизовались   основные  музыкальные  формы-структуры,  особо   важную  роль   играло  самое повторение тех или иных гармонических средств. Тем самым они привлекали  внимание,  влияли  на  целое.  Для  построения  и  развития  формы,  наиболее очевидно,  важны  случаи  гармонических повторов, приходящихся на одно и то же «место» в форме произведений.   Формообразующая    роль    неаполитанского     аккорда  видна, с этой точки зрения, больше всего в оратории Кариссими,  опере  Скарлатти   и   концерте  Торелли.   Многократные   аналогичные   звучания   неаполитанского   секстаккорда   активны   в   форме, в музыкальной тематике упомянутых сочинений, получают открытую выразительную функцию  (оратория Кариссими).    Особая    формообразовательная    потребность    в    повторности объясняет большую склонность старинных музыкантов к остинатным приемам, секвенциям. Не являются ли поиски новых форм, нового в музыкальном языке одной из причин возрождения интереса к остинатности в наши дни?
Были отмечены проникновения неаполитанского секстаккорда в кадансы вообще, и тем более в кадансы, по их функциональным признакам, классического типа.

Берков В.О.

Обновлено 01.02.2011 15:23
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 214 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru