Рейтинг@Mail.ru
Морис Равель Maurice Ravel (1875-1937) «Матушка гусыня» Ma Mere L'oye
Музыкальная литература - Разбор музыкальных произведений

По свидетельству друзей, в душе Равеля было что-то детское. Он обожал игрушки, особенно заводные, дарил их даже взрослым. В перерыве между боями в Первой мировой войне,  участником которой он был, мастерил петушков из бумаги и уточек из хлебного мякиша. На собственные стихи написал
«Рождество игрушек», по мотивам сказок — «Дитя и волшебство» и «Матушку-гусыню». «Сказки Матушки гусыни» (1908) первоначально были циклом
фортепианных пьес в четыре руки, посвященном Мими и Жану Годебским — детям самых близких друзей композитора. Музыка цикла легла в основу балета,
поставленного в 1912 году в Театре искусств под названием «Сон Флорины». Роскошная, красочная партитура рисует героев знаменитых детских сказок.

According to Ravel's friends there was something childish in him. He adored toys, especially the mechanical ones, and presented them even to adults. He fought in the
World War I and between  the fights made paper cocks and breadcrumb ducks. Ma Mere L'oye was originally designed as a cycle of four-hands piano pieces
dedicated to Mimi and Jean Godebski, the children of his closest friends. The music afforded a basis for a ballet which was staged  in the Theatre des Arts under the
name Phlorina's dream. The luxurious colourful score depicts the heroes of children's tales.

Автор, словно чародей, раскрыл двери волшебного музыкального замка, в котором обитают герои старых сказок.
Первая пьеса сюиты — «Павана Красавице, спящей в лесу». Композитор воссоздает колорит старины, обращаясь к давно забытому танцу — паване3. Ее черты оживают, как оживает спящая красавица после столетнего сна. Напоминаем, что именно паваной открывались балы в давние времена. Поэтому она помещена в начале сюиты. Это
3 Павана — бальный танец-шествие XVI века, имеющий испанское происхождение, бытовавший также в Италии (под названием «падуа-на») и в других странах Европы. Латинское слово «pavo» означает «павлин», «пава».
как бы лирическое воспоминание о танце, а не танец. Повествовательная мелодия, звучащая словно издалека, неспешно развивается на фоне выдержанных басов. Безыскусная простота чистой диатоники, лад (натуральный минор), свойственный народным напевам, прозрачная фактура — все эти скупые элементы музыкального языка участвуют в воссоздании духа старинной музыки во всей ее первозданной строгой красоте.
Второй пьесе — «Мальчик-с-пальчик» — предпослан фрагмент сказки Шарля Перро: «По дороге он разбрасывал крошки хлеба, надеясь, что это поможет ему найти обратный путь, но каково было его удивление, когда он не смог найти ни одной крошки: прилетели птицы и все поклевали» . Композитор создал
трогательный образ мальчика, заблудившегося в огромном лесу.
В пьесе остроумно комбинируются изобразительные и выразительные средства. Монотонно-ровное движение параллельных терций, их витиеватый, «запутанный» мелодический рисунок помогают представить извилистые лесные тропинки, по которым идет малыш. Строгое терцовое двухголосие — фон для печально-простодушной мелодии, идущей вслед за аккомпанементом тем же «бесконечным» путем (обратите внимание на сходство начальных мотивов аккомпанемента и мелодии). Своеобразный колорит старины придает этой пьесе, как и «Паване», натуральный минор. А ладовая переменность, постоянная смена размера (2/4, 3/4, 4/4, 5/4) играют выразительную роль, усиливая настроение неопределенности, растерянности.  
В музыке композитор точно следует за ходом развития сюжета. Послушайте внимательно пьесу и ответьте на вопрос:
Какие музыкальные приемы помогли автору изобразить эпизод прилета птиц, которые поклевали хлебные крошки?
Третьей пьесе — «Дурнушка, императрица пагод», как второй и четвертой, автор предпослал фрагмент из сказки «Зеленый серпантин» м-м д'Онуа:
«Императрица разделась и погрузилась в ванну. Тотчас большие и малые пагоды принялись петь и играть, у одних были теорбы, сделанные из ореховой скорлупы, у других — виолы из миндальной скорлупы, подходящие им по росту»4.
Необычный восточный колорит сказки, ее волшебная игрушечность позволили композитору создать пьесу, своим экзотическим звучанием напоминающую
звонкую музыку механических игрушек — музыкальных табакерок, часов и т. п. Если вы сами сыграете причудливую и изящную тему этой пьесы, то сможете
ответить на вопрос:
Почему тональность и лад, выбранные композитором, несложны и удобны для исполнения, хотя при ключе стоят шесть знаков?
«Красавица и чудовище» — самая интересная, контрастная и яркая по музыкальному языку пьеса сюиты. Сюжет французской сказки м-м Лепренс де Бомон очень похож на сюжет «Аленького цветочка»: безобразное чудовище своей добротой завоевывает любовь красавицы и превращается в прекрасного принца.

Их музыкальные портреты предельно контрастны. Прослушав пьесу, ответьте на вопрос:
Какой жанр использовал автор в теме Красавицы?
4 Пагоды здесь — статуэтки китайских божков. Теорбы — басовые лютни. Виолы — старинные смычковые инструменты
Угловатая и нарочито некрасивая тема Чудовища звучит угрюмо.
И тем не менее они вступают в диалог и даже звучат в дуэте.
Внимательно прослушайте музыку и скажите: Почему тема Чудовища контрастна теме Красавицы? Как в музыке воплощено волшебное превращение
Чудовища в принца? Как меняется его тема?
Пьеса «Волшебный сад» завершает сюиту. В ней, как в первой и второй пьесах, снова проступают черты старинной музыки. Величавая восходящая
до-мажорная мелодия облачена в строгий «наряд» полифонической четырехголосной фактуры. Ее спокойный ритм, напоминающий строгую поступь
сарабанды, медленный темп и неожиданно тихая динамика — все элементы музыкального языка участвуют в создании торжественно-светлого образа —
гимна сказке, где зло всегда побеждается добром и красотой.
Прослушав пьесу «Волшебный сад», ответьте:
Как меняется характер музыки в конце?


 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 280 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru