Рейтинг@Mail.ru
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Ми мажор ХТК IIт(анализ) E-mail
Анализ музыки - Целостный анализ музыки
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 14:47

См. также И.С. Бах ХТК I том Прелюдия До мажор (ноты)
И.С. Бах 3-х голосная инвенция (симфония) Ми-бемоль мажор (ноты)
Бах. "Искусство фуги"(анализ)
О композиции и содержании французской сюиты И. С. Баха №2, до минор.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Введение.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха Жанровая первооснова движения.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Мелодический язык.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Музыкальные символы.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Мотивные связи.

О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Музыкально-риторический план.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Философское содержание.
Символика музыкального языка И. С. Баха
Музыкальная риторика как композиционный прием
Протестантский хорал как составная часть музыкального языка И.С. Баха
Баховская система символов
Общая композиция "Хорошо темперированного клавира" с точки зрения его религиозно-философского содержания
И.С.Бах.Прелюдия и фуга До мажор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга до-диез минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга фа-диез минор ХТК IIт(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Си-бемоль мажор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга си-бемоль минор ХТК I т(анализ)

И.С.Бах.Прелюдия и фуга ми-бемоль минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга фа-диез минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Ми мажор ХТК IIт(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Соль мажор ХТК II т(анализ)
Заключение по анализу прелюдий и фуг И. С. Баха
И.С.Бах.Пассакалия до минор(анализ)
Гармонический стиль И.С.Баха
Формы музыкальных произведений Баха

И.С.Бах.Прелюдия и фуга Ми мажор ХТК IIт(анализ)

Ассоциативный образ цикла - «Лествица»
В материалах баховских семинаров указано, что прелюдия и фуга E-dur II том включены в догматический цикл (то есть посвящены трактовке одного из догматов церкви), и ассоциативным образом служит понятие «Лествица», что означает духовное продвижение - «лестницу» к постижению Бога. Однако в конспектах нет подробного анализа. Мы проведем его на основании методики Б. Л. Яворского.
Основная идея цикла E-dur выражена хоральной цитатой, являющейся темой фуги. Это начальная строфа хорала «Нeгг Gott, dich loben wir» («Тебя, Боже, хвалим»), имеющего вариант со словами «Jesu, nun sei gepreiset» (Восхвалим же Иисуса»).
Прелюдия создает характер благостной просветленности. Она начинается символом креста в мажорном диатоническом варианте, образуемом двумя верхними голосами, как выражение идеи крестного благословения. Музыкальная ткань прелюдии соткана из символов пребывания в радости (опеванис одного звука, перебор звуков трезвучия), символов нисхождения Святого Духа и Вознесения, передавая состояние благодати.

Тема фуги почти точно цитирует начальную строфу хорала: ми-фа-диез-ля-соль-диез-ля-фа-диез-ми.

В эпизоде cis-  moll появляются символы предопределения и «страдальческий» хроматизированный ход (знаки крестных мук Христа). Заключают этот эпизод нисходящие звукоряды - «знаки печали», символы умирания, положения во гроб (фигура catabasis).
В разделе fis-moll тема заполняется проходящими тонами, приобретая сходство с хоралом «Christ lag in Todesbanden» («Христос лежал в пеленах смерти»). Его начальный мотив проводится без двух первых звуков (как в трехголосной симфонии a-moll). Это не только модификация главной темы фуги, но сознательное введение новой темы, логически вытекающее из предшествующего эпизода, о чем говорит использование полной цитаты первого мотива хорала «Христос лежал в пеленах смерти» (в теноре). Вступления тем образуют двухголосные stretto, которые проходят 3 раза, как бы соответствуя трем дням пребывания Иисуса в гробу.

Такое превращение хвалебного хорала в погребальный напев с последующим возвращением к первоначальному виду (в уменьшении, т. 27) вызывает аналогию со строками Символа веры: «...и страдавшего, и погребенного. И воскресшего в третий день по Писанию. И взошедшего на небеса, и сидящего одесную Отца».
Расходящееся движение голосов в такте 29 символизирует в данном контексте распространение христианства. После этого символа торжествующе, убежденно звучит тема «Тебя, Боже, хвалим» в основной тональности и основном виде. Ей сопутствуют символы постижения воли  Господней  (восходящие тетрахорды).
В репризе проходят символы восхождения, постижения воли Бога, интервалы восходящей кварты - символ истовой веры. В тактах 38-39 и 40-42 квартовые ходы вместе с другими голосами образуют движение наподобие ступеней лестницы:

Итак, фуга последовательно раскрывает содержание хорала, соответствующее главным догматам христианства, и приобретает значимость музыкального воплощения Символа веры (Credo).

Носина В.Б.

Обновлено 28.02.2011 19:47
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 390 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru