См. также И.С. Бах ХТК I том Прелюдия До мажор (ноты) И.С. Бах 3-х голосная инвенция (симфония) Ми-бемоль мажор (ноты) Бах. "Искусство фуги"(анализ) О композиции и содержании французской сюиты И. С. Баха №2, до минор. О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Введение. О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха Жанровая первооснова движения. О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Мелодический язык. О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Музыкальные символы. О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Мотивные связи. О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Музыкально-риторический план. О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Философское содержание. Символика музыкального языка И. С. Баха Музыкальная риторика как композиционный прием Протестантский хорал как составная часть музыкального языка И.С. Баха Баховская система символов Общая композиция "Хорошо темперированного клавира" с точки зрения его религиозно-философского содержания И.С.Бах.Прелюдия и фуга До мажор ХТК I т(анализ) И.С.Бах.Прелюдия и фуга до-диез минор ХТК I т(анализ) И.С.Бах.Прелюдия и фуга фа-диез минор ХТК IIт(анализ) И.С.Бах.Прелюдия и фуга Си-бемоль мажор ХТК I т(анализ) И.С.Бах.Прелюдия и фуга си-бемоль минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга ми-бемоль минор ХТК I т(анализ) И.С.Бах.Прелюдия и фуга фа-диез минор ХТК I т(анализ) И.С.Бах.Прелюдия и фуга Ми мажор ХТК IIт(анализ) И.С.Бах.Прелюдия и фуга Соль мажор ХТК II т(анализ) Заключение по анализу прелюдий и фуг И. С. Баха И.С.Бах.Пассакалия до минор(анализ) Гармонический стиль И.С.Баха Формы музыкальных произведений Баха
С.Бах.Прелюдия и фуга ми-бемоль минор ХТК I т(анализ)
Ассоциативный образ - «Снятие с креста и горестное созерцание плащаницы, которой было овито тело умершего Христа». Этот трагический эпизод привлекал внимание многих художников. Можно вспомнить Джотто, Дюрера, Рембрандта. Как в картинах, так и в этой прелюдии общее настроение -сдержанная скорбь. В прелюдии два звуковых плана, противоположных по смыслу. Первый план - выражение человеческого горя: восклицания скорби, душевной боли, прерываемые паузами. Второй же план - равномерное чередование аккордов - можно представить как тихий перезвон колоколов, как бесстрастное течение времени, объективность, своим покоем подчеркивающую страдания людей. Прелюдия написана в размере Сарабанды - 3/2. Уместно привести характеристику Яворским этого медлительного танца в работе «Сюиты Баха для клавира»: «Сарабанда возникла в Испании как (...) церковный обряд, род крестного хода в Страстную пятницу вокруг плащаницы. Впоследствии сарабанда стала применяться во время торжественных погребений при отдании посмертных почестей усопшему - похоронный кортеж обходил вокруг стоявшего посередине церкви катафалка, преклоняя оружие и знамена. Из этого можно вывести, что Сарабанда соответствовала похоронному маршу...» (16, с. 24). Сравнение с Сарабандой дает представление об общем движении в прелюдии; кроме того, метрические фигуры Сарабанды обусловливают фразировку мелодии. В той же работе Яворский писал: «Моторно-метрическая фигура Сарабанды была дважды трехдольна: четверть-четверть с точкой -восьмая |четверть - половинная или четверть-четверть с точкой -восьмая |четверть с точкой - восьмая -четверть, причем вторая доля склонна была или к удлинению, сливаясь с третьей долей или частично, или полностью ; или подвергалась, вместе с третьей долей, однородному расчленению. Сарабанде свойственны начало с сильной доли фигуры и женское окончание перед цезурами» (16, с. 26). Яворский предлагал отличную от общепринятой фразировку мелодии, при которой .возгласы прерываются, как бы улетая в небо, но не заканчиваются: си-бемоль, си-бемоль-ми-бемоль-соль-бемоль, до-бемоль, ми-бемоль-ля-бемоль-до-бемоль, ре-бекар. Фразировка позволяет, кроме того, выявить скрытый символ вызывания, выкликания, заключенный в первых аккордах прелюдии. Этот символ, ход на квинту вверх и малая секунда вверх, расшифрован в теме фуги, что подтверждает единство их содержания.
В прелюдии встречается символ искупления - в 6-м такте от конца: до-бемоль-си-бемоль-ре-бекар-ми-бемоль. Фуга dis-moll по иному выражает идею прелюдии. Если в прелюдии горе страстно, то фуга - это внутреннее созерцание горя. Все развитие фуги носит характер медитативного погружения в идею. В экспозиции излагаются основные мысли для медитации. Это тема фуги - первая строфа протестантского хорала «Aus tiefer Not schrei ich zu Dir» («Из бездны бед взываю я к Тебе»), взятая Бахом почти целиком (лишь без первого звука), а также символы: воскресения (в сжатом виде -восходящий звукоряд из 5-ти звуков), предопределения, постижения воли Господней, положения во гроб (фигура catabasis), пеленания (нисходящие и восходящие мелодические линии), крестного страдания, острой боли (фигура passus duriusculus, т. II) - то есть круг мыслей, связанных с искупительной жертвой Христа. Яворский считал, что эта фуга гораздо лучше звучала бы в вокальном исполнении, так как голосом можно придать большую гибкость теме, выделить все ее изменения, что на рояле составляет большую трудность. Однако именно «вокальность» звучания должна быть идеалом для исполнения этой фуги.
Носина В.Б.
|