Рейтинг@Mail.ru
И.С.Бах.Прелюдия и фуга ля минор ХТК II т(анализ) E-mail
Анализ музыки - Целостный анализ музыки
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 14:47

См. также И.С. Бах ХТК I том Прелюдия До мажор (ноты)
И.С. Бах 3-х голосная инвенция (симфония) Ми-бемоль мажор (ноты)
Бах. "Искусство фуги"(анализ)
О композиции и содержании французской сюиты И. С. Баха №2, до минор.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Введение.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха Жанровая первооснова движения.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Мелодический язык.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Музыкальные символы.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Мотивные связи.

О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Музыкально-риторический план.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Философское содержание.
Символика музыкального языка И. С. Баха
Музыкальная риторика как композиционный прием
Протестантский хорал как составная часть музыкального языка И.С. Баха
Баховская система символов
Общая композиция "Хорошо темперированного клавира" с точки зрения его религиозно-философского содержания
И.С.Бах.Прелюдия и фуга До мажор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга до-диез минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга фа-диез минор ХТК IIт(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Си-бемоль мажор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга си-бемоль минор ХТК I т(анализ)

И.С.Бах.Прелюдия и фуга ми-бемоль минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга фа-диез минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Ми мажор ХТК IIт(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Соль мажор ХТК II т(анализ)
Заключение по анализу прелюдий и фуг И. С. Баха
И.С.Бах.Пассакалия до минор(анализ)
Гармонический стиль И.С.Баха
Формы музыкальных произведений Баха

И.С.Бах.Прелюдия и фуга ля минор ХТК II т(анализ)

Прелюдия и фуга a moll,II том
Ассоциативный образ прелюдии -«Мытарства Христа»
После того, как Христа пленили в Гефсиманском саду, его водили к первосвященникам и старейшинам. Это отразилось в перемещениях тем прелюдии.
По словам Б. Л. Яворского, здесь переданы «мытарства, побои, образы страдания и шагов человека, ведомого издевающейся толпой (примечание: «исполнять грубо и хлестко!» II, ед. хр. 306)
Характер прелюдии раскрывается фигурами и символами, составляющими ее ткань. «Страдальческий ход» (фигура passus duriusculus) - хроматическая последовательность в пределах кварты - символизирует глубочайшую скорбь, смертельную муку. Рисунок шестнадцатых состоит из интонаций креста; он как бы обвивает скорбный ход баса, вызывая ассоциацию с погребальными пеленами, в которые оборачивали тело умершего. Этот рисунок также содержит скрытую хроматическую линию. В концах 1 и 2 тактов мотив креста изложен как символ искупления, указывающий на свершившуюся казнь во искупление грехов,
3-й такт состоит из интонаций оплакивания, причитания, перемежающихся с горестными восклицаниями (фигура exclamatio - ход на сексту вверх). Эти интонации определяют выбор артикуляции. Проставленная в редакции Б. Муджеллини артикуляция не соответствует природе этих мотивов и представляется неверной, так как она разрывает мотивные ячейки, которые не должны разъединяться.

Во второй половине прелюдии материал дан в обращении, что символизирует надежду на искупление через смертную муку.
В конце прелюдии (4-й такт от конца) музыка экспрессивно передает плачи, рыдания. В басу проходят интонации, символизирующие оплакивание - нисходящие секунды, как в кантате № 156 «Я уже одной ногой в могиле» и в противосложении фуги fis-moll I том. В верхнем голосе синкопированные мотивы содержат интонации креста: ля-соль-диез-фа-диез-соль-диез-ре-до.

Ассоциативным образом для фуги послужил рассказ о пытках, когда на Христа надели багряницу и терновый венец и били его (Матф., гл. 27, ст. 27-30).
В конспектах баховских семинаров Яворского мы читаем: «Фуга. Бичевание - образы страдания и мучений. Тема -крест и гвозди, терновый венец. Удары, свист плетей с узелками («кошки»), избиение, шумливая улюлюкающая толпа».

Тема фуги,на наш взгляд, напоминает мотив креста из "Страстей по Матфею" на слова Христа, что Он будет распят.

Тема фуги содержит три интонации креста - возможно, по числу крестов на Голгофе. Эти интонации расширены, в них есть падения на уменьшенную и большую септимы, обостряющие впечатление мучительной боли. Противосложение построено на фигурах tirata - «стрела, выстрел», символизирующих бичевание:
В середине этой яростной, «свирепой» фуги возникает двухтактовый эпизод (т. 19-20), на первый взгляд не соответствующий ее основному образу. В нем проводятся символы воскресения (партия баса) и юбиляции в двух верхних голосах. Смысл этого эпизода - грядущее воскресение, мистическое предощущение будущего.

Носина В.Б.

Обновлено 28.02.2011 19:46
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 196 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru