См. также Полифонический анализ фуг Баха
И.С. Бах ХТК I том Прелюдия До мажор (ноты) И.С. Бах 3-х голосная инвенция (симфония) Ми-бемоль мажор (ноты) Бах. "Искусство фуги"(анализ) О композиции и содержании французской сюиты И. С. Баха №2, до минор. О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Введение. О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха Жанровая первооснова движения. О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Мелодический язык. О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Музыкальные символы. О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Мотивные связи. О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Музыкально-риторический план. О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Философское содержание. Символика музыкального языка И. С. Баха Музыкальная риторика как композиционный прием Протестантский хорал как составная часть музыкального языка И.С. Баха Баховская система символов Общая композиция "Хорошо темперированного клавира" с точки зрения его религиозно-философского содержания И.С.Бах.Прелюдия и фуга До мажор ХТК I т(анализ) И.С.Бах.Прелюдия и фуга до-диез минор ХТК I т(анализ) И.С.Бах.Прелюдия и фуга фа-диез минор ХТК IIт(анализ) И.С.Бах.Прелюдия и фуга Си-бемоль мажор ХТК I т(анализ) И.С.Бах.Прелюдия и фуга си-бемоль минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга ми-бемоль минор ХТК I т(анализ) И.С.Бах.Прелюдия и фуга фа-диез минор ХТК I т(анализ) И.С.Бах.Прелюдия и фуга Ми мажор ХТК IIт(анализ) И.С.Бах.Прелюдия и фуга Соль мажор ХТК II т(анализ) Заключение по анализу прелюдий и фуг И. С. Баха И.С.Бах.Пассакалия до минор(анализ) Гармонический стиль И.С.Баха Формы музыкальных произведений Баха
И.С.Бах.Прелюдия и фуга фа-диез минор ХТК IIт(анализ)
Прелюдия и фуга fis-moll,ll том. Ассоциативный образ цикла - «Тайная вечеря» Б. Л. Яворский характеризовал прелюдию как «Скорбные размышления о предстоящем страдании (ариозо)». Предлагаемая нами аналогия основывается на анализе мотивной символики, содержащейся в прелюдии, и на хронологии Евангельских событий. Возможно, в прелюдии отражен эпизод возлияния мира перед Тайной вечерей. Текст Евангелия от Матфея (гл. 26, ст. 6-12) говорит о том, как «к Иисусу приступила женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову». На сетования учеников по поводу такой большой траты Иисус ответил: «возливши миро сие на Тело Мое, она приготовила Меня к погребению». Прелюдия начинается символом неминуемого свершения -восходящим секстаккордом с заключающим его символом предопределения. Вместе с басовым звуком он образует восходящее минорное трезвучие с секундовым завершением. В таком виде этот мотив присутствует во вступительном хоре «Страстей по Матфею» со словами «Придите, о дочери, помогите мне оплакивать»; в прелюдиях f-moll I тома (ассоциативный образ - «Скорбящая Богоматерь»), cis-moII II тома - в линии баса (ассоциативный образ - «Христос в пустыне»), в фуге e-moll I тома - начало темы (ассоциативный образ -«Посещение Марией Елисаветы» с дополнительным пояснением Яворского - «Долина слез», через которую шла Мария); в сарабанде из Французской сюиты h-moll, в I части сонаты для скрипки и чембало h-moll и др.:(ми-соль-си-ми-ре-диез-до-диез-ре-диез, си-ре-фа-диез-си-ля-диез-си) Такое многократное использование этого мотива заставляет предположить, что мы имеем дело с самостоятельным символом, связанным с образами сочувственной печали. Мы предлагаем определить его как «символ сострадания». Триольные мотивы изображают как бы смывание, возлияние. В рисунок шестнадцатых вплетены мотивы креста (т. 4,5, 9-11 и далее). Символ креста проходит в среднем голосе в 5-м такте. Нисходящим ход (фигура catabasis, т. 9-10) символизирует движение к смерти, положение во гроб.
Нисходящие септимы и последнее падение мелодии на нону выражают предсмертное томление. Прелюдия заканчивается символом предопределения, говорящем о неизбежности грядущих событий. Содержание события Тайной вечери раскрывается в фуге fis-moll ll тома в разных аспектах. Первая тема этой трехтемной фуги, по словам Б. Л. Яворского, имеет ряд аналогий с другими произведениями И. С. Баха. Так, ее начальный мотив звучит в мессе h-moll - раздел «Qui tollis peccata mundi» («Взявший на себя грехи мира»), в кантате № 106 «Actus tragicus» («Трагическое действо») - номер 3, дуэт альта и баса «В руки Твои предаю дух Мой». Яворский находил также сходство этой темы с хоральными прелюдиями на хорал «Aus tiefer Not» («Из бездны бед»), т. VI № 14 и «О Lamm Cottes, unschuldig» («0 агнец Божий, безвинный») т. V № 44 - здесь интонации темы звучат в мажоре. Возникает, на наш взгляд, еще одна аналогия с начальным мотивом хорала «О Боже, благостный Боже»:(ля-фа-диез-ми-ре-ля-ля-си-си, ми-ми-ля-соль-фа-дие-ми-ре). Этот хорал звучит в оригинале также в мажоре, но для системы мышления барокко смена мажорного лада на минорный - это не противопоставление, а перемена знака с положительного на отрицательный, со светлого восприятия на темное, печальное, отягощенное скорбью. Символ взывания, восклицания (восходящая секста) и печально поникающие интонации предопределения создают ассоциацию с горестной молитвой. Эта тема схожа с темой фуги h-moll из I тома, передающей образ распятия, страдания Иисуса на кресте; и может означать предсказание Иисуса о предательстве и своей смерти. В противосложении проходит сжатый символ воскресения (восходящий звукоряд из 5-ти звуков), звучит также символ креста, разделенный паузами (фигура tmesis), передающими скорбные вздохи: фа-диез-соль-диез-ля-си-до-диез, ре-диез-ми, ми-ля-диез, си-диез-до-диез. В интермедии звучат квартовые ходы - символы истовой веры, и символ предопределения (т. 15-16). Вторая тема построена на мотиве креста в «закрытом» варианте, то есть в направлении движения сверху вниз с активной опорой на тонике, усиленной интервалом кварты. В таком изложении мотив креста является символом свершения крестной муки: ля-соль-диез-фа-диез-ми-диез-до-диез-фа-диез). Яворский говорил о сходстве 2-й темы фуги с темой «Den'n Toten er das Leben gab» (Через смерть он даровал жизнь») из номера 35 «Страстей по Матфею», завершающего эпизод предательства Иуды и пленения Христа. В некоторых конспектах 2-я тема, содержащая яркий декламационный жест, трактуется как возглас учеников «Bin ich's?» («He я ли?). А. А. Кандинский-Рыбников показал, что если рассматривать ее как состоящую из 4-х звуков без квартового хода и хроматизированного окончания, то этот нисходящий тетрахорд проходит до возвращения первой темы 12 раз - по числу учеников, из них 11 раз - «истинно» (направлено вниз) и 1 раз - «ложно» (мотив заканчивается восхождением на секунду вверх, т. 27 верхний голос), словно реплика Иуды. Третья тема, основанная на фигуре circulatio - вращение, по мысли Яворского, символизирует чашу Причастия (Евхаристии) - таинства, установленного Христом на Тайной вечере, (Причастие - одно из основных таинств христианской церкви, в котором происходит пресуществление вина и хлеба в кровь и плоть Христову, и вкушающий их приобщается искупительной жертве Христа и очищается для новой жизни). Искупление даровано через страдания Иисуса на кресте. Поэтому чаша Причастия в духовном плане является одновременно и чашей искупления, и чашей страдания. Б. Л. Яворский приводил аналогию этой темы с хоральной прелюдией на хорал «Jesus Christus, unser Holland» («Иисус Христос, наш Спаситель») (т. VI № 31) из круга хоралов к святому Причастию, исполняемых в дни «Тайной вечери». Тема чаши проводится в фуге 12 раз, по числу учеников Христа, также соответствуя их вопросам о предательстве: «Не я ли, Господи?» Девятое проведение темы дано Бахом в обращении и сопровождается хроматикой баса и тенора - символами страдания (такты 47-48), соответствуя вопросу Иуды Искариота. Сразу же вслед за этим проведением звучат символы предопределения и 1-я тема фуги - молитва «О Боже, благостный Боже» - как ответ Христа Иуде: «Ты сказал». Это подчеркивает особую значительность момента, являясь своего рода рубежом формы фуги перед ее заключительным разделом. Две большие интермедии заключительною раздела построены на новом материале, в основе которого лежат символы жертвенности и положения во гроб: до-диез-фа-диез-ля-соль-диез.
Заканчивается фуга символом предопределения, принятия своего жребия.
Таким образом, прочтение символики позволяет раскрыть многоплановость содержания произведения, отражающего и внешнюю событийность, и внутренний смысл эпизода Священного Писания.
Носина В.Б.
|