Период
ПЕРИОД (от греч. — обход, круговращение) — наименьшая гомофонная форма, выражающая относительно законч. муз. мысль. Нормативная продолжительность П. — 8 или 16 тактов (в зависимости от темпа, размера, жанра соч.). Характерен экспозиц. тип изложения.
П. кончается в исходной (однотональный П.) или новой (модулирующий П.) тональности.
П. может быть построен из отд. составных частей — предложений, к-рые отделены друг от друга каденциями, причём функциональная зависимость каденций скрепляет форму.
Виды П.:
из 2 предложений (П. повторного строения — Ф. Шопен, Прелюдия A-dur);
из 3 предложений (хор «Лель таинственный» из финала 1-го д. «Руслана и Людмилы»);
из 4 предложений (сложный П.: повторенный с разными каденциями П. из 2 предложений — Ф. Шуберт, Вальс h-moll op. 18 №6, начальные 16 тактов);
не делящийся на предложения (П. единого строения — Л. Бетховен, «32 вариации» для фп., тема);
особый П. типа развёртывания (см. Старинная двухчастная форма).
П. из 2 и 4 предложений бывают квадратными (число тактов равно степени числа 2: 4 + 4,
8 + 8 и т. п.) и неквадратными (5+5, 6+6, 4+6 и т.п.).
Распространены нарушения квадратности —
при расширении (отодвигание каденции секвенциями, прерванным оборотом и т. п. — М.И. Глинка, «В крови горит огонь желанья», такты 18—21),
реже сжатии («досрочная» каденция, напр, в «Колыбельной песне» ор. 16 № 1 Чайковского),
усечении (внезапное прекращение, напр., в прелюдии Des-dur Шопена),
при наличии дополнения (послекаденционное закрепляющее построение),
вводного построения (Л. Бетховен, соната Es-dur для фп. ор. 7, начало 1-й части).
П. может усложняться чертами др. форм, в т. ч. 3-частной (1-е и 3-е предложения нормативные, 2-е неустойчивое серединное, напр, тема 2-й части 3-го фп. концерта Прокофьева). В песенно-танц. музыке П. встречаются уже в 15—16 вв. С утверждением гомофонии (17—18 вв.) П. служит основанием всех более крупных форм; начиная с эпохи романтизма П. может быть и формой самостоят. произведения.
|