Анализ музыки -
Целостный анализ музыки
|
Автор: Гамаюн
|
04.04.2010 15:03 |
См. также Формы музыкальных произведений Римского-Корсакова Гармония в творчестве композиторов "Могучей кучки" Римский-Корсаков "Шехеразада", I часть (гармонический анализ) Римский-Корсаков романс "Ель и пальма" (целостный анализ)
Жанр песни-романса
Римский-Корсаков романс "Ель и пальма" (целостный анализ)
Романс написан в контрастной 2-х частной форме. Аналогичный по содержанию романсу Балакирева "Сосна", он тоньше разработан. Образы "одинокой ели", что стоит на "северном голом утесе", и пальмы, которая "одна молчаливо тоскует на зноем сожженной скале", как будто целиком противовположны, и Римский-Корсаков в своей "Музыкальной картинке" (подзаголовок романса) сильно подчеркнул их противостояние. На стороне контраста - мелодическая линия, ритмика, фактура, регистры. В первой части преобладает речитация на одном звуке, в теме - крупные ритмические отношения, изложение аскетично, проходит в "низах". Во второй части рисунок свободнее, вплоть до фиоритур, постепенно развертывается полимелодика, основные голоса звучат в высоком, гораздо более светлом регистре. и тем не менее общность представлена с неменьшей силой. Метр и темп едины, а из числа средств более конкретных очевиден ладо-фактурный прием "стержня". В произведении есть один центральный звук - E, который так или иначе выдерживается в 40 тактах из 43. Важно, что это нарочитое выделение единственного звука вытекает из содержания, будучи очень наглядным символом одиночества обеих фигур-антагонистов (длительное однообразие вместе с фактурной изолированностью). нопринцип стержня получает и дальнейшее развитие на уровне лада. В первой части господствует двойственный a-moll - E-dur, который является ладовой расшифровкой центра E; во второй части мы слышим дорийский e-moll с переходом в гармонический E-dur и тяготением к их S--- a-moll. Ладовое колебание e-a, таким образом, свойственно обеим частям и притом ( так же как и породивший его "стержень") имеет двоякое - образное и конструктивное - значение: тоскливо-меланхолическая окраска - как объединяющий фактор. Добавим к этому преобладание пустотных интервалов октавы и квинты, соразмерность пропорций (A - 17 B - 22 A - 5 - небольшой перевес B музыкально оправдан вертикальной перестановкой двух мелодий и точно уравновешивается обрамляющей кодой), и, наконец, обрамленность романса темой ели.
В.А. Цуккерман.
|
Обновлено 02.03.2011 07:43 |