Рейтинг@Mail.ru
Шуман. "Симфонические этюды". Свободные вариации
Анализ музыки
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 14:47

см. также целостные анализы Шуман. «Новелетта» F-dur op.21 №1

Шуман. «Новелетта» D-dur op.21 №5

Шуман «Отчего?»

Гармония романтической музыки

Формы музыкальных произведений Шумана

«Симфонические этюды» Шумана. Свободные вариации.

Анализ музыкальной формы образец

Их строение в общих чертах таково:
Тема похоронного характера cis-moll — в обычной простой двухчастной форме с репризой и с несколько контрастирующей более плавной серединой. Заключительная каденция, вполне «готовая» для завершения, однако, поворачивает к доминанте, отчего тема остается разомкнутой и оканчивается как бы вопросительно.
I вариация   (I этюд)   имеет маршеобразный, но  более оживленный характер, делающийся плавнее к концу середины. Новый мотив, проводимый сначала имитационно,«вложен» в первом предложении в гармонический план темы. Во втором предложении он контрапунктирует теме, проводимой  в  верхнем  голосе.  Первый  период,  заканчивавшийся  в теме модуляцией в параллельный мажор, здесь не модулирует; зато в середине формы — новое, очень свежее  отклонение в G-dur.   В   репризе   вновь ясна связь с темой.
II вариация   (II  этюд)   построена  иначе.  Тема   в  первом  предложении  проводится в басу,   верхнему  голосу  поручен  новый контрапункт, который во втором предложении   остается   один,   заменяя   тему н подчиняясь, в основном, ее гармоническому плану (та же модуляция в E-dur).
В середине мелодия темы часто проведена в среднем голосе, в репризе же остается несколько измененный контрапункт из первого периода, при сохранении гармонического плана темы, в основных его чертах.
III этюд,    не   названный    вариацией,    имеет   с   темой   отдаленную связь.   Преобладает тональность E-dur, бывшая  прежде подчиненной. Во втором такте мелодии среднего голоса — интонация, соответствующая той
же интонации темы в таком же такте (VI—V). Дальше направление мелодии лишь приблизительно напоминает   рисунок тт. 3—4 темы  (в теме-fis—gis—е—fis в этюде е—fis—dis—h). Середина формы приблизительно соответствует середине темы гармоническим планом. Форма же стала трехчастной с маленькой серединой
III вариация  (IV этюд)—канон, который построен на мелодическом рисунке темы, несколько измененном, вероятно, ради имитации.
Гармонический план несколько изменен, но его общие очертания, как и форма, остаются близкими к теме. Ритмика и темп придают этой вариации решительный характер.
IV вариация  (V этюд)—очень оживленное   Scherzino,   протекает преимущественно в легких звучаниях при  новой   ритмической   фигуре.
В мелодических   контурах   проглядывают   элементы   темы, но гармоннческий план изменен гораздо меньше, лишь   оба   периода   оканчиваются в E-dur. Форма — двухчастна.
V вариация   (VI этюд) и мелодически и гармонически очень близка к теме. Характер взволнованности придается не только общим движением тридцатьвторыми, но и синкопическими   акцентами в партии левой руки, вопреки   ровному движению верхнего голоса восьмыми. Форма темы опять не изменена.
VI вариация   (VII этюд)   дает   большое  отдаление от темы.   Ее главная тональность — еще раз E-dur. В   первых   двух  тактах в верхнем голосе — тонические звуки, как в начале темы. В тт.  13—14, 16—17 проводится первая фигура темы в четвертях. Тем, собственно, и ограничивается связь с первоисточником. Форма — трехчастна.
VII вариация (VIII этюд) —приближение к теме в гармонии первого периода и ряд новых отклонений во втором.   Крайние   точки   обоих периодов совпадают с теми же местами темы. Форма по-прежнему двухчастна,   но   периоды   стали    девятитактовыми.    Благодаря   пунктирному ритму, форшлагообразным шестьдесятчетвертым в имитациях и непрестанной акцентировке создается вновь характер решительности. Скачки вносят элемент   capriccioso.
Этюд IX, не названный вариацией,—род фантастического скерцо. Его связь с темой мала (см ноты 1, 4, 6 и 8 в мелодии начала). Общее есть в тональном плане (I период cis — Е, середина as — Е, реприза Е — cis). Форма — простая  трехчастная с очень   большой   кодой в 39   тактов.
VIII вариация    (X этюд)   значительно   приближается к теме. Не только сохранены основные черты ее   гармонического плана, но и очень многие звуки мелодии на сильных и относительно сильных долях остались неприкосновенными.   Вспомогательные в   верхнем   голосе,   фигурирующие мелодию,   сопровождаются   вспомогательными   аккордами   на   четвертой шестнадцатой почти каждой доли. Ритм, образующийся от этого, в совокупности с непрерывными общими шестнадцатыми, определяет энергический характер вариации. Форма темы сохранена.
IX вариация   написана в тональности еще до   того   не   затронутой   (gis-moll).   Это — дуэт,   преимущественно   имитационного   склада, с сопровождением. По   ритмике   и   мелодическим    очертаниям   она   самая мягкая (почти жалобная) из всех. Очень многие черты  мелодии и гармонии темы сохранены. Мало изменена расширениями и форма темы. Впервые введен вступительный однотакт.   Общий   характер и заключительное morendo резко контрастируют с предстоящим финалом.
Продвижение от похоронной темы через разнохарактерные вариации, то близкие к теме, то удаляющиеся от нее, но, главным образом, подвижные, решительные и не повторяющие основного настроения темы, приводят к светлому, блестящему рондо-финалу.
Финал "напоминает тему лишь отдаленно. Аккордовый склад мелодии в первом мотиве его главной темы, двухчастная форма этой теми, проведение в эпизодах между ее появлениями первой мелодической фигуры, которой открываются «Симфонические этюды»,— вот, собственно, то, чем финал связан с темой, на которой основано все произведение.
И. В. Способин. Музыкальная форма.

Обновлено 18.02.2012 19:52
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 168 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru