Хиндемит. Ludus tonalis (1942). Анализ музыкальной формы образец
Сложная трехчастность в XX веке
а) Интерлюдия Cis-H. Окаймляющие периоды крайних частей построены на остинатном басу, одном из любимых приемов Хиндемита. Вносимый таким образом характер строгости соответствует общему духу музыки этого автора и желанию возродить в новой музыке связи с традицией. Вместе с тем этот прием следует рассматривать как противовес известной свободе гармонического мышления. Другой противовес — тематическое единство: тема трио есть вариант основной темы. Реприза представляет транспозицию первой части тоном ниже. Причиной является переходная роль интерлюдии. б) Интерлюдия Es. Самая важная особенность формы — сильно выраженный сонатный элемент. Два предложения начального периода настолько контрастны, что весь период воспринимается как миниатюрная экспозиция, где главная партия — марш, а побочная — своего рода эксперимент по гармоническому варьированию soprano ostinato78. В общей репризе это второе предложение, естественно, транспонировано в главную тональность Es-dur. 78 Короткий трезвучный мотив упорно противостоит длинному диатонически-терцовому нисходящему ряду скерцозных фигурации (B-dur — g-moll — Es-dur — c-moll — As-dur — f-moll), невзирая на возрастающее с каждой следующей терцией диссонирование. Обе репризы — и местная и общая — подверглись сокращению. Этот факт сам по себе не заслуживал бы особого внимания. Но оказывается, что оба сокращения сделаны в интересах сонатности. Хиндемит не желает преждевременно показывать репризное проведение «побочной партии», придавая ей значение фактора всей формы интерлюдии, а не отдельной части. С этой целью он жертвует сперва этим материалом в местной репризе, а затем отбрасывает все части общей репризы, кроме одного лишь первого периода— именно того, который содержит «побочную партию»; тем самым она ставится в особо выгодное для восприятия положение. Отсюда видно, насколько важным счел композитор явственную демонстрацию сонатного элемента. Хиндемит напоминает о классическом способе внедрения сонатности в простые трехчастные формы (тональная и тематическая дифференциация двух предложений периода), и это следует расценить как довольно тонкий прием, связующий с традицией (ср. другие проявления той же общей тенденции в интерлюдии Cis-H). В то же время связь с традицией обновлена: благодаря двум «хирургическим операциям» сонатное соотношение, ярко выделяющееся своим самостоятельным тематизмом, становится способным объединить не простую, а сложную трехчастную форму.
В. Цуккерман. Анализ музыкальных произведений. Сложные формы.
|