См. также
Шостакович. Восьмая симфония (анализ общей концепции и III части) Шостакович Прелюдия op.87 До мажор (гармонический анализ) Шостакович Симфония №5 Moderato, побочная партия (анализ) Шостакович Симфония №7,I часть,"эпизод нашествия" (гармонический анализ) Шостакович. Прелюдия Ре мажор op.34 №5 (ноты) Гармония Шостаковича Шостакович. Квинтет op.57, Прелюдия (1940). Сложная 3-х частная форма Шостакович. Симфония №8, третья часть Allegro non troppo (1943). Сложная 3-х частная форма.
Шостакович. Квинтет op.57, Прелюдия (1940). Анализ музыкальной формы образец
Сложная трехчастность в XX веке
Контраст величавого, волевого начала (крайние части) и камерного, склонного к лиризму (средняя часть), лежит в основе Прелюдии. Неоклассическая первая часть Lento может быть рассмотрена в качестве развивающей двухчастности с первым разделом pesante и вторым — espressivo. Средняя часть Росо piu mosso почти вдвое превышает Lento, и в ней чувствуется простор, выражаемый широким мелодическим развитием (с ощутимым народно-песенным влиянием) и пространственностью фактуры. Она трехчастна; середина ее (7) наиболее певуча, утонченна и далека от бахо-генделевской монументальности начальной части77; реприза средней части сильно переработана. Путь к общей репризе необычен: она еще не наступила, но несколькими тактами ранее музыка
77 «Мелодия первой скрипки, точно парящая в небесной высоте песня жаворонка [...], а фортепиано, тоже с широко раскинутой фактурой [...], образует фон, как бы колыхаемое ветром бескрайнее поле» (Б о б р о в с к и й. В. Камерные инструментальные ансамбли Д. Шостаковича. М., 1961, с. 65). типа pesante уже возвращается (12), притом с большой силой (и с предвосхищением темы фуги); драматургия опережает конструкцию. Можно считать, что здесь находится кульминация Прелюдии. С точки зрения формы это — своеобразный предикт к репризе, составляющий с ней одно целое и не уступающий ей по значительности. Сама же реприза (14) подверглась сильной динамизации и (после нескольких, довольно точно воспроизводящих тему тактов) переработке. Свободное развитие сказывается на двух уровнях: внутри тем и в форме целого; в темах господствует постоянное обновление, то же и в репризах. Трехчастность среднего раздела при отсутствии таковой в крайних разделах несколько сближает форму с концентрической.
В. Цуккерман. Анализ музыкальных произведений. Сложные формы.
|