См. также
Формы музыкальных произведений Прокофьева Прокофьев "Монтекки и Капулети" (из балета "Ромео и Джульетта")1 (Целостный анализ) Прокофьев "Монтекки и Капулети" (из балета "Ромео и Джульетта")2 (Целостный анализ) Прокофьев "Монтекки и Капулети" (из балета "Ромео и Джульетта")3 (Целостный анализ) Прокофьев "Монтекки и Капулети" (из балета "Ромео и Джульетта")4 (Целостный анализ) Гармония Прокофьева Прокофьев. Соната для фортепиано №2, скерцо (1912). Сложная 3-х частная форма Прокофьев. "Война и мир", 2-я картина, полонез ("Бал у екатерининского вельможи"), (1946). Сложная 3-х частная форма Прокофьев. Симфония №5, Allegro marcato. скерцо (1944). Сложная 3-х частная форма.
Прокофьев. "Война и мир", 2-я картина, полонез ("Бал у екатерининского вельможи", (1946). Анализ музыкальной формы образец
Сложная трехчастность в XX веке
Здесь перед нами крупный оперный эпизод, включающий кроме шествия74 также хоровую кантату. Соответственно вся форма оказывается очень пространной — вдвойне сложной. Изложение темы с серединой и репризой составляет простую трехчастность и приводит к трио низшего уровня («малому трио», As-dur). Но за репризой следует упомянутый хор (A-dur, три куплета), втрое превышающий по размерам трио As-dur. Это —трио высшего уровня («большое трио»). После речитативной связки полонез возобновляется, но в сильно урезанном виде — не хватает всей начальной трехчастности, нет и завершающего проведения главной темы75. Таким образом, вместо возможных для вдвойне сложной формы восьми проведений этой темы дано лишь четыре: ее нет в конце «малой сложной формы», а кроме большой «лакуны» в начале генеральной репризы устранена и концовка. Смысл таких серьезных урезок понятен ввиду и без того внушительных размеров целого. Для нас особый интерес представляет непосредственный пе-
74 Характер торжественного шествия подчеркнут метрической вольностью — четырехдольностью, гармонирующей с остротой и звонкостью музыки. Отступления от метрических требований жанра не раз позволял себе Чайковский, что коснулось и полонеза (разработка в первой части концерта для скрипки).
75 Полонез обрывается известием о прибытии царя.
реход от «большого трио» к «малому», что — mutatis mutandis — аналогично переходу среднего эпизода обычных сложных трехчастностей в середину репризы (см. с. 27—28). Здесь нет никаких бурных вторжений, и указанный переход оправдан тем, что Прокофьев «экономит» главную тему (она звучала уже трижды) и ставит ее ближе к окончанию полонеза; можно также предположить, что композитор хотел смягчить большую цезуру, сменив певучий хор кантиленным «малым трио». Образец этот показывает, что даже в условиях непрерывности оперного действия и внедрения разного рода связок и речитативных фрагментов форма может носить составной характер.76
76 Другой пример - 2-я сцена 3-го акта "Мейстерзингеров", где песня Вальтера играет роль трио.
|