Рейтинг@Mail.ru
Абызова Е.Н. Задача 131№03
Решебники по гармонии - Абызова Е.Н.
Автор: Гамаюн   
23.02.2010 18:08

См. также Гармонические стили композиторов

См. также Анализ целостный, ноты и Анализ гармонический муз. произведений

Решение задачи. Гармоническое строение периода. Каденции.

Кадансовый квартсекстаккорд. Доминантсептаккорд а заключительной каденции.

Способ решения.

1.Мелодии задач под номером 131 разнообразны по строению. Здесь есть и классические квадратные периоды из 8 тактов (пять мелодий), и периоды из
12 тактов - 3 предложения (две мелодии), периоды неквадратного строения из 9 тактов с расширением второго предложения (одна мелодия) или с дополнением (одна мелодия).

Как же самим определить строение периода, то есть его каденции? Нужно
1) сосчитать количество тактов;
2) по количеству тактов предположить строение периода и его каденции (места окончания предложений);
3) прочитать про виды каденций, кадансовый квартсекстаккорд и доминантсептаккорд в заключительной каденции в учебнике Е.Н. Абызовой на стр. 60-68, просмотреть приведённые примеры каденций.
4) проиграть или пропеть мелодию, найти в местах предполагаемых каденций мелодические отрезки, подходящие для этого.

Следует учитывать, что и в первой, и в последующих каденциях кадансовый может быть и его может не быть, первое предложение может заканчиваться нотами, входящими и в тонику, и в доминанту, и в субдоминанту; доминантсептаккорд допустим и необходим только в заключительной каденции (по крайней мере, в задачах этого учебника).

Мелодия задачи 131 №03 состоит из 8 тактов. Предположим, что это квадратный период 4т.+4т. Тогда первая каденция должна быть в 4-м такте, причём первое
предложение может заканчиваться нотами, входящими и в тонику, и в доминанту, и в субдоминанту.

Во втором предложении тоника должна быть на первой доле 8-го такта, в 7-м такте прямо перед тоникой должен быть доминантсептаккорд, а перед доминантсептаккордом возможен кадансовый. Вопрос - на каких долях такта возможен кадансовый, на каких долях такта - доминантсептакккорд?

Кадансовый должен всегда стоять на сильной или относительно сильной доле, после него - доминантсептаккорд.
В размере 2/4
на первой доле - кадансовый, на второй - доминантсептаккорд,
либо на первой и на второй - доминантсептаккорд с перемещением,
либо на первой доле доминанта, на второй - доминантсептаккорд.
В размере 3/4
на первой и второй долях кадансовый (может быть с перемещением), на третьей - доминантсептаккорд
либо на первой кадансовый, на второй доминанта, на третьей - доминантсептаккорд.
либо на первой и второй доминанта, на третьей-доминантсептаккорд.
В размере 4/4
На первой и второй - кадансовый с перемещением, на третьей и четвёртой - доминантсептаккорд с перемещением
На первой, второй и третьей - кадансовый с перемещением, на четвёртой - доминантсептаккорд.
кадансовый на третью долю, доминантсептаккорд - на четвёртую.
В размере 6/8 - много вариантов, но кадансовый должен стоять на сильной или относительно сильной доле такта (на первой восьмой или на третьей восьмой).

Что же здесь? Тональность задачи Ми-бемоль мажор. Размер сложный (4/4). В 4-м такте (первое предложение) ноты соль и фа половинные; соль входит в тоническую гармонию, фа-в доминантовую гармонию. Вывод - здесь будет кадансовый и доминанта.  Во втором предложении тоника на первой доле 8-го такта - ми-бемоль. В 7-м такте четыре ноты - ми-бемоль - си-бемоль - си-бемоль-ре, кадансовый здесь будет на первой и второй долях, доминантсептаккорд - на третьей и четвёртой.

Всё остальное решение задачи связано с предыдущими темами по гармонии.

Обновлено 26.01.2012 17:41
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 610 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru