См. также Гармонические стили композиторов
Решение задачи. Полная функциональная система.
Побочные трезвучия субдоминантовой группы.
![](/images/stories/resh_abyzova/abyzova157-03.gif)
Способ решения задачи.
Тема задачи - "Полная функциональная система. Побочные трезвучия субдоминантовой группы". Это значит, что, кроме основного субдоминантового трезвучия, здесь нужно использовать трезвучия II и VI ступеней. Как их использовать и где? Во-первых, логика гармонического движения внутри субдоминантовой группы такая: от самой "слабой" VI ступени через среднюю по силе S к самой "сильной" II ступени. Что это значит? Гармоническое движение внутри субдоминантовой группы возможно только в сторону усиления , но никак не в сторону ослабления. То есть возможны последовательности VI - S - II, VI - II, S - II, VI - S и невозможны II - S - VI или производные от этого.
На что обращать внимание, решая задачи под номером 157? 1) Повторяющиеся ноты в мелодии. Цель гармонизации повторяющихся нот - их гармоническая перекраска, созерцание переливов гармонических красок. Ступени в мелодии I - I - I гармонизуются как T - VI - S, в дополнении как T - S - T или T - VI - T. Ступени в мелодии II - II гармонизуются как II - D. Ступени в мелодии III - III гармонизуются как T - VI. Ступени в мелодии IV - IV гармонизуются как S - II . Ступени в мелодии VI - VI гармонизуются как VI - S или S - II. 2) Басы, идущие по терциям вниз. T - VI - S, T - VI - S - II - терцовые нисходящие шаги звучат мягко, в сочетании с повторяющимися нотами в мелодии всё внимание переключается с мелодии, с гармонической действенности, функциональности в сторону фонизма, гармонической красочности.
О задаче 157№03 Тональность задачи Соль мажор. Размер сложный (4/4). В задаче 9 тактов. Предположим, что это период неквадратного строения 4т.+ 5т. Действительно, 4-й такт состоит из нот ля - ре, входящих в доминанту (первая каденция). Каденцию второго предложения можно решить двумя способами (речь идёт о гармонизации шести последних нот: ре-фа-диез-соль-ми-до-си). Первый способ: D - D7- VI - S -S - T (то есть прерванная каденция, плавно, через S переходящая в T). Второй способ: D - D7- T - S -S - T (то есть полная совершенная каденция с дополнением).
Выделим повторяющиеся ноты в 1-м, 3-м, 6-м тактах. Это VI - VI (здесь гармонизуются как S - II), IV - IV (гармонизуются как S - II), III - III (гармонизуются как T - VI). Задачи почти всегда начинаются с тонической гармонии, здесь это именно так. Начальные ноты си-ми в мелодии - это скачки терцовых тонов T и S. Всё остальное в задаче - на предыдущие темы по гармонии.
|