Тональность увертюры Ре мажор, размер С-сложный, темп presto. Форма сонатная без разработки с кодой. В увертюре нет музыкальных тем из оперы. В ней передана неукротимая радость жизни, стремительная смена событий "безумного дня". В безостановочном движении увертюры потоком струятся разные образы.
Уже в главной партии - в Ре мажоре - 3 элемента. Первый - пианиссимо (как бы издалека) - шорох, бег - легкие извилистые унисонные пассажи восьмыми у струнных в очень быстром темпе - создается атмосфера легкой таинственности, словно обещание чего-то интригующего и увлекательного. Второй элемент - пиано-с маршевой ритмикой и фанфарными мелодическими оборотами у духовых. Однако это не марш, его жанровые черты сглажены. Третий элемент - на форте вступает весь оркестр - нисходящий бравурный, "рыцарственный" мотив.
Связующая партия состоит из 2-х разных тем. В первой слышны "гневные реплики" (аккорды форте), чередующиеся с "убегающими" нисходящими пассажами (пиано). Вторая построена на энергичном ритме (мотив из 3-х четвертей)- четверть в затакте - 2 четверти и пауза.
Тема побочной партии в Ля мажоре. В ней 3 элемента. Первый - нежно-настойчивая интонация восходящей малой секунды. Второй - утвердительный взлет к тоническому звуку второй октавы (итальянский мотив со шлейфером). Третий - ласково-успокаивающие обороты гобоя. Сначала эта капризная побочная тема вызывает возбужденное, резкое продолжение в tutti оркестра. Впервые появляется минорный лад. Растет эмоциональная напряженность. Конец побочной партии - настойчиво повторяющаяся фраза в низком регистре, сопровождаемая tremolo скрипок - звучит очень взволнованно. Мелодия передается скрипкам и преображается в робкую, умоляющую. Наступает "критический момент", который без борьбы переходит в "просветление"
Тема заключительной партии в Ля мажоре. Это самая певучая из всех тем увертюры. Она полна задушевного чувства счастья. Вслед за ней под резкие удары доминантсептаккорда возобновляется прежний стремительный круговорот.
Реприза. Темы главной и побочной партий проходят в Ре мажоре.
В большой коде основное настроение еще раз достигает небывалой высоты. Здесь появляется единственное, но очень действенное крещендо мангеймского типа. Нагнетание сменяется могучей разрядкой -здесь в полную мощь раскрывается мотив из 3-х четвертей (из связующей партии). Многократные повторения отдельных тематических элементов "не дают расстаться" с этим воплощением кипучей жизнерадостности. Шумные фанфары завершают увертюру.
По книге Германа Аберта "В. А. Моцарт".
|