10 апреля 1782 года Моцарт пишет: "Каждое воскресенье в 12 часов я иду к барону ван Свиттену, там не играется ничего, кроме Генделя и Баха. Я как раз составляю для себя коллекцию баховских фуг. Как Себастьяна, так и Эмануэля и Фридемана Бахов." Через 10 дней он пишет сестре: "Барон ван Свитен, к которому я хожу каждое воскресенье, дал мне домой все сочинения Генделя и Себастьяна Баха (после того, как я проиграл их ему). Прикосновение Моцарта к этой музыке не прошло незамеченным для его собственного стиля. Моцарт вначале стремится подражать этим новым для него стилям и формам, а потом перерабатывает их и органично включает в свой собственный язык. (Герман Аберт назвал это "великий стилистический перелом").
Фантазия создана в мае 1785 года Фантазия KV 475, до минор показывает 5 различных обликов некой таинственной силы, которую люди называют "Судьба", "Фатум", "Рок" или - Бог, Творец. Перед этой силой все дрожит и трепещет. Сила эта очень изменчива. Она кажется то угрожающей, то ласковой, то внушает ужас, оборачивается теплым летним днем, ураганом, вихрем, сильнейшим ливнем, нежнейшим ветерком, заставляет благоговеть человека перед величием и умиротворенностью природы, благодарить Творца за жизнь, но и безропотно подчиняться своей трагической участи. В фантазии 6 разделов. В начале первого и в последнем эта сила дана как отдельная от человека - тема начинается уменьшенным трезвучием (до-ми-бемоль-фа-диез), затем идет мотив креста (соль-ля-бемоль, до-си), так часто употребляемый И.С. Бахом со словами "Kyrie eleison" ("Господи, помилуй"). Тема как бы не имеет "человеческого" мажорного или минорного лада (до минору "мешает" фа-диез), фактура ее (октавное утроение) также "нечеловеческая". Грозное начальное "До"- форте - затем сменяется величественной и таинственной поступью - медленный темп (Adagio), динамика - пиано, размер C. (Темы последующих разделов также строятся из интонаций этой темы). Вслед за темой Судьбы слышится человеческий трепет - секундовые "стонущие"(ми-бемоль-ре, фа-диез-соль) интонации, которые тоже образуют мотив креста. Они гармонизованы как вводный двойной доминанты и доминанта - второй раз вводная двойная доминанта с пониженной терцией - т.е. диссонансы приходятся на первые ноты в секундах, это звучности то уменьшенного септаккорда без терции, то увеличенного секстаккорда. Второй раз тема Судьбы проходит тоном ниже -от "си-бемоль", вслед за ней также слышится трепет. Начавшись в третий раз от "ля-бемоль", она вдруг оборачивается светлой ласковой грезой (Ре-бемоль мажор), затем внушает ужас звучностью уменьшенного септаккорда, уходит в глубокий и холодный ми-бемоль минор, затем вдруг озаряется светом и теплотой диезного Си мажора, перейдя от доминанты Си мажора сразу в доминанту Ре мажора, неожиданно разрешается в бемольный холодный фа минор, а доминанта до минора разрешается в еще более холодный ми-бемоль минор, который также неожиданно заменяется ласковыми, теплыми и утешающими секундовыми интонациями на доминанте Си мажора, радость Си мажора сменяется печалью си минора, оставшийся от си минорного трезвучия повторяющийся звук "ре" становится квинтовым тоном Соль мажора, пассажи тридцать вторыми в Соль мажоре, проходящие от низких регистров до высоких как бы "стирают" прошедшие события, и в наступившем холодном си миноре и хоральной фактуре Судьба еще раз грозит человеку - и долго еще слышатся его трепетные, не успокаивающиеся интонации. Весь этот первый раздел заканчивается доминантовым трезвучием си минора. Повторяющийся звук фа-диез, являющийся основным тоном в фа-диез мажорном трезвучии, переводит время в следующий, Ре мажорный раздел, в котором он становится терцовым тоном.
Второй раздел Фантазии Ре мажор, пиано. Тепло солнечного летнего дня, ласковые звуки природы - шелест листьев и пение птиц - вот что представляется в этой части фантазии с песенно-романсной мелодией и аккомпанементом. Дивной красоты лирическая мелодия с опорой на "мягкий" терцовый тон - фа-диез - в среднем регистре звучит на фоне "колышущегося" аккомпанемента. Это краткий миг счастья в жизни. Этот раздел имеет 3-хчастную форму. В конце дивная песня прерывается "на полуслове", последняя ее интонация повторяется эхом 2 раза. Долгая фермата готовит следующие события.
Третий раздел Фантазии (Allegro, форте) врывается как разбушевавшаяся природная стихия - в пунктированном ритме, в октавном удвоении, в басу слышится наступление грозной разрушительной силы (ми-фа, повторенное несколько раз во все убыстряющемся ритме). Все трепещет перед ней - тремоло в верхних голосах. Человек боится и бежит от нее - возгласы ужаса (ре-ре-си, соль-диез-ре) в верхних голосах сменяются сбегающими пассажами.Звучит мотив с "тесной" уменьшенной терцией, гармонизованный со второй низкой ступенью, придающей суровость и особую остроту. Но от судьбы не убежишь. Она еще раз (на тон ниже) наступает. Человек снова бежит от нее. Судьба наступает в третий раз. Человек "уходит" в хорошие воспоминания - Фа мажор, который,однако, сменяется фа минором (человеку не удается укрыться от судьбы и в своих светлых мыслях).Сменяющиеся непрерывно тональности (в гармонии) и трепетные возгласы в мелодии - человек отчаянно ищет выход. А стихия разбушевалась и уже не может остановить свой бег. Судьба настигает человека и увлекает его вниз - хроматические нисходящие ходы форте в басу (фа-диез, фа-бекар, ми, ми-бемоль, ре, ре-бемоль, до, си, ля, соль, фа-диез) на фоне триолей в верхних голосах. (Нисходящие хроматические ходы в музыкальной риторике во времена Баха были символом смерти). Ломаные нисходящие арпеджио на звучности уменьшенного септаккорда (Сверкают молнии, раздаются глухие раскаты грома). Неожиданно картина "меняется"- последующие пассажи на звучности доминантсептаккорда Си-бемоль мажора "застывают" на фермате (Буря утихла). Хроматический восходящий пассаж - как взгляд вверх -на небо. Вот падают последние капли дождя. Они сверкают на солнце как драгоценные камни (нон легато), затем 2 "капли" (ми, ми-бемоль) "зависают"( на ферматах).
Четвертый раздел - в Си-бемоль мажоре, пиано, Andantino. Верхний светлый регистр мелодии, хоральная фактура, фразы короткого дыхания, кульминация в третьей четверти первого предложения, секундовые вздохи в его конце.Этими средствами передаются чувства глубокого умиротворения, восхищения красотой и величием ночной природы. В музыке "ощущается" тишина ночи. Уже второе предложение варьирует мелодию первого. Во втором периоде регистр меняется - музыка звучит на октаву ниже. Новая тема на доминанте Си-бемоль мажора рисует сам пейзаж - на фоне мерцающего "фа" - легкие гаммообразные пассажи терциями и секстами изображают нежное дуновение ночного ветерка. Возвращается первая тема восхищения - только одно ее предложение. Вновь дует ночной ветерок. Третий раз тема восхищения драматизируется, отдельные ее интонации проходят то в до миноре, то в ре миноре и подводят к соль минору.
Пятый раздел. Соль минор.Форте.Piu allegro. Сильный ливень обрушивается сплошной стеной. Дождь "проходит" в соль миноре, фа миноре, ми-бемоль миноре, Ре-бемоль мажоре, си-бемоль миноре, Соль-бемоль мажоре, Ля-бемоль мажоре, на уменьшенном септаккорде "сверкают молнии", прерываемые аккордами грома (или голосом Бога), слышатся рыдания, мольбы, горестные стенания, вопросы, вздохи.
Как ответ на вопросы человека звучит тема Судьбы в заключительном, Шестом разделе фантазии. Она снова грозит, она таинственна и величественна.
Человек больше не может переносить ее удары. Он полностью подчиняется ей, смиряется - в басу звучит каденционная формула - фа-соль-до, верхние голоса передают биение уставшего сердца и прерывистость дыхания. Этот "договор" с судьбой повторяется много раз, пока торжествующая судьба не добивает человека своими последними ударами. Так заканчивается эта фантазия, наполненная жизненной правдой.
|