Рейтинг@Mail.ru
Шопен. Ноктюрн до минор op.48 №1 - 1 (целостный анализ)
Анализ музыки - Целостный анализ музыки
Автор: Гамаюн   
02.04.2011 00:00

Шопен. Ноктюрн до минор op.48 №1 - 1

Двадцать ноктюрнов Шопена образуют одну из самых важных, драгоценных и высокоиндивидуальных областей его творчества. Шопен создавал ноктюрны на протяжении почти всей своей композиторской жизни—начиная от 1827 года и вплоть до 1846. «Ноктюрны через всю его жизнь проходят как непрерывная чреда сокровенных душевных излияний»1.
Как постоянство обращения к одному жанру, так и количественная внушительность позволяют говорить о типичном или, по крайней мере, преобладающем его толковании. Это прежде всего инструментализированная лирическая песня. Ноктюрн был для Шопена видом музыки, где при сравнительно скромных масштабах формы можно было создать лирическое высказывание, не связанное с танцем (как в вальсах, мазурках), вообще — с движением (как в этюдах, скерцо) и позволяющее выразить полноту чувства. Нельзя, однако, не указать на другую сторону содержания, прямо подсказываемую названием жанра. Ночной или вечерний колорит, «поэзия ночи», а — шире — ощущение природы действительно присутствуют во многих шопеновских ноктюрнах. Таким образом, эмоционально-выразительное начало дается в единстве с началом — прямо или косвенно — изобразительным. Направленность лирики — мечтательность, светлая грусть, ласковость и теплота — вполне гармонируют с ноктюрновостью (в тесном смысле). Но не все ноктюрны таковы; это можно заметить даже в пределах одного опуса2. Некоторые из них сближаются с другими жанрами. В одних случаях это происходит благодаря отмеченному единству выразительности и изобразительности (черты серенады в ор. 9 № 2, баркаролы в ор. 3 № 2), в других из-за особого оттенка лирики (черты элегии в ор. 15 № 3 и ор. 37 № 1); на правах контрастного эпизода включаются хорал и речитатив.
Широта жанровых связей вообще присуща музыке Шопена и придает его темам особый жизненный отпечаток. На фоне жанровой общезначимости индивидуальность шопеновской интерпретации как нельзя более рельефна; к тому же чем проще и распространеннее жанр, тем ощутимее его тонкая и благородная обработка.

1Кузнецов   К.   А.Исторические   формы   ноктюрна. — «Искусство».   М., 1925, № 2, с. 129.
2 Так, если в ор. 9 № 1 ощущение ночи трудно оспорить, то в следующем за ним ор. 9 № 2 оно совершенно не чувствуется. Заметим также, что некоторым ноктюрнам совсем не свойствен сумрачный колорит; Б. Л. Яворский, например, называл ор. 62 № 2 (E-dur) «дневным ноктюрном», а Фильд озаглавил один из своих ноктюрнов «Полдень».


Все сказанное относится не только к названным выше жанрам, но и к другому, очень важному для наших целей — маршу. Обращение к маршу нужно рассматривать как наиболее концентрированное выражение более общего стилистического свойства — ритмической дисциплины. Певучесть и даже нежность многих шопеновских тем совмещаются с четкостью, собранностью, не страдая при этом от маршевой прямолинейности. Явление это очень показательно: Шопен редко позволял своей музыке стать потоком несдерживаемых, обнаженных эмоций. Дисциплинируя и в жизни своей выражение чувств, композитор добивался того же в творчестве. Необычайно велико эмоциональное богатство музыки Шопена, но и необычайно сильна строгость в выявлении эмоций. Маршеобразные элементы оберегают от чувствительности, расслабленности; они вносят не только сдержанность, но и мужество, не только дисциплину, .но и величие. Поэтому и стала для Шопена столь характерной «лирически облагороженная маршеобразность».

О настроениях, владевших Шопеном в годы ближайшие ко времени сочинения ор. 48, нам известно немногое. С одной стороны, его должна была радовать в высшей степени плодоносная творческая работа тех лет; весной 1841 года дан триумфальный концерт в зале Плейеля, ему посвящена восторженная статья Листа. И тем не менее состояние духа далеко не безоблачно. Здоровье к этому времени уже оставляло желать много лучшего. Он пишет другу: «...Меня, вероятно, ожидают костыли и клюка», «...снилось мне, что я умер в больнице», «небо прекрасно, [а] на душе у меня тоскливо».
К тому же времени (лето и осень 1841 года) относится отчаянное восклицание, красноречивое в своей краткости: «Вернемся ли мы еще на родину!!»5 Уже появились тучки на горизонте Ноана.
Скупость историко-биографических данных обязывает с особым вниманием отнестись ко всему, о чем говорит сама музыка ноктюрна.

5 Письма к Юльяну   Фонтане   от 9—10.VIII, 11.IX   и   20.X.1841 года -    Шопен  Ф.   Письма. Т. I.  3-е изд. М., 1982, с. 431, 438, 449.

Обновлено 15.01.2012 17:49
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 705 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru