Ф. Шопен. Прелюдия до минор op. 28 №20. Музыкальная литература. Разбор
В жанре прелюдии, как в фокусе, сосредоточиваются признаки импровизационного музыкального высказывания. Функция прелюдийности - вступительная, наведение эмоционального состояния с помощью определенного вида движения. Для прелюдии характерен фактурно-фигурационный тематизм, единый интонационный материал, дополняющиеся еще одним характерным признаком—эскизностью, недосказанностью (в силу того, что прелюдия—вступление к чему-то). В романтических и более поздних прелюдиях эскизность трактуется более широко, как повышенное «тяготение к контексту» (по терминологии В. Медушевского), влекущее за собой известную традицию сочинения циклов прелюдий. Романтические и постромантические прелюдии составляют, конечно, новую разновидность жанра (по сравнению с барочными (баховскими) прелюдиями). Уже у Шопена трактовка прелюдии как самостоятельной лирической миниатюры вступает в противоречие с изначальным качеством - быть вступлением к чему-то. На смену сдержанным или возвышенным аффектам приходят бурные или интимно-нежные излияния, возникает стремление запечатлеть яркий образ (в более тесном смысле), а поэтому тематизм прелюдии становится концентрированным, впитывающим элементы иных жанров: у Шопена—марша, мазурки, хорала, оперной кантилены. В подавляющем большинстве случаев они строятся на едином интонационном материале и выражают одно настроение. Эскизность подтверждается в поздних прелюдиях афористичностью, преобладающей у большинства авторов, а иногда и прямой недосказанностью. Время от времени напоминает о себе и собственно прелюдирование. Так, Шопен обрамляет свой цикл прелюдиями С dur и cis moll, тонко воссоздающими процесс импровизации. Он же пользуется принципом чередования кантиленных или образно-характерных пьес с собственно прелюдийными, никогда не давая подряд больше двух прелюдий иножанрового профиля.
Шопеном написано 25 прелюдий - 24 прелюдии op.28 и еще одна op.45.
Прелюдии op.28 создавались с 1836 по 1839 годы в Париже. В 1838 году Шопен знакомится с известной французской писательницей Жорж Санд (Авророй Дюдеван). Ее личность и ее круг знакомых (она была одним из умнейших людей своего времени, другом Бальзака, Гейне, Делакруа, Мюссе, наставницей, можно сказать, духовной матерью Густава Флобера, воспитанного на ее письмах и уважавшего ее безмерно) - творческих, мыслящих людей Парижа, современный мир высказываемых ими идей - все это вызвало большой интеллектуальный и духовный рост Шопена. Все "вершинные" произведения Шопена были созданы между 1838 и 1847 годами, охватывающими время близости между Шопеном и Жорж Санд.
Ученики Ф. Шопена В. фон Ленц и госпожа Калержи в своих воспоминаниях указывают на авторское программное истолкование этой пьесы (Шопен, Прелюдия до минор), называя ее "Траурный марш". А. Корто дает прелюдии название "Похоронное шествие".
Шопен рисует здесь мрачную картину траурного шествия. Одновременно кажется, что слышится скорбное величавое пение хора.
В прелюдии сочетаются жанровые черты 1)траурного марша -четный размер, пунктирный ритм, минорный лад, тональность до минор (эта тональность уже в эпоху барокко - у Баха и его современников - считалась одной из наиболее печальных; Уже у Глюка, Моцарта и Бетховена она трактуется как трагическая) и 2) хорала - аккордовый склад.
3) чаконы, сарабанды или пассакальи. Со времен Баха и даже раньше - хроматические нисходящие ходы в басу от I до V ступени имеют значение риторических фигур скорби и смерти и особенно часто используются в чаконах, сарабандах и пассакальях.
Интонации уменьшенной терции в средних голосах вносят ощущение стесненности, тяжести и напоминают баховское "Kyrie eleison" из Мессы си минор. От Баха - и мотивы креста в басу (миb-фа-си-до). Среди аккордов выделяется гармония II низкой ступени, вносящая в минор особую глубину (особая краска этой гармонии используется со времен Алессандро Скарлатти и неаполитанской оперы).
Многочисленные диссонансы пронизывают ткань и вносят остроту и надрывность в мрачную атмосферу прелюдии: это и септаккорды (побочных ступеней) и гармония увеличенного трезвучия (в виде секстаккорда), аккорды с задержаниями, 2 диссонанса подряд (эллипсис).
Есть и гармония доминанты с секстой - излюбленная гармония Шопена, вносящая в звучание особенный лиризм, мягкость и одновременно безысходность, надломленность и безнадежность в своем минорном варианте.
Эффект постепенного удаления шествия создается сменой динамических оттенков - от fortissimo до pianissimo.
|