Рейтинг@Mail.ru
Сложная 3-х частная форма
Анализ музыки
Автор: Гамаюн   
12.07.2011 00:00

Сложная 3-х частная форма

Сложная 3-х частная форма -такая контрастная репризная форма, I часть которой имеет форму более крупную, чем период (простая 2-х и 3-х частная, вариационная, рондо, концентрическая, сложная 3-х частная, сонатная), а остальные части не содержат структур более сложных.


СЛОЖНЫЕ ФОРМЫ — муз. формы из двух, трёх и более частей (каждая или только 1-я часть сложнее периода), сопоставленных по контрасту (различаются по тематизму, фактуре, тональности). Ранние образцы — в сюитах 16—17 вв. (дубль — Da capo; сопоставление двух одноимённых, но разных танцев).

Нормативные типы С. ф. выработаны композиторами венской классической школы.

Наиб. распространена трёхчастная   С.  ф.   (танцы, марши; скерцо,  медленные части сонатно-симф. цикла; инстр. и вок. соч. разных жанров и др.).

В её 1-й части обычны простые формы, встречаются вариации, сонатная форма   (2-е  части  7-й,  9-й симфоний  Бетховена).

2-я   часть — средняя:

а)   типа   трио: одна   из   простых   форм,   устойчивая   по структуре,   иногда   с  переходом   к   3-й  части   (П.   И.   Чайковский, 6-я симф., 2-я часть), реже сонатная (В. А. Моцарт, фп. соната D-dur, K.-V. 576, 2-я часть — сонатная форма без разработки)  или период (С. В. Рахманинов, Прелюдия для фп. g-moll op. 23), тональность
гл. обр. субдоминантовая, одноимённая, параллельная или основная);

б) типа эпизода, тонально-гармонически и структурно неустойчивая, акцентирующая развитие нового материала (2-я часть фп. сонаты Es-dur   op.   7   Бетховена:   тема-предложение — разработка — переход; 2-я часть его же сонаты G-dur, op. 31 № 1: ход — неустойчивая тема —предыкт).

3-я   часть — реприза типа Da capo или варьированная (разл.   усложнения   чаще  
встречаются    в   формах   с   эпизодом). Возможны вступление, кода.

Разновидности 3-частной С. ф.:

с 2 трио, следующими подряд (В. А. Моцарт, соната для скр. и фп. K.-V. 570,3-я часть)  или разделёнными репризой  (скерцо в соч. Р. Шумана);

трёхпятичастная, возникающая от повторения, иногда с несущественными изменениями,   2-й   и   3-й   частей    (Марш   Черномора   из   «Руслана и Людмилы»);

двойная 3-частная — с повторением 2-й и 3-й частей с   тональными    изменениями    (2-я   часть   5-й    симф.    Шуберта): промежуточная между простой и сложной, где 1-я часть не сложнее, средняя часть сложнее периода («Балет невылупившихся птенцов» из «Картинок     с     выставки»     Мусоргского).

В      двухчастной С. ф.  (в более ранних образцах части в одной тональности)  либо 1-я часть имеет характер вступительной (2 песни Веденецкого гостя), либо 2-я — заключительной
(дуэттиноДонЖуанаиЦерлины) или при¬пева (романс «Болеро» Глинки). Распространена в вок. соч., т. к. безрепризная контрастность требует смыслового подтверждения в тексте, сценич. ситуации (ариозо Лизы); в инстр. соч. может быть связана со скрытым программным подтекстом  (Ноктюрн g-moll op.15 Шопена.

Принцип сложения формы из контрастных частей весьма распространён и многообразно претворяется в музыке 19—20 вв. Он лежит в основе составных форм с нерегламентиров. количеством частей (в т. ч. концентрической формы) и их расположением (Вальс Es-dur op. 18 Шопена, схема: ABCDA+кода). Во многих С. ф. 2-й пол. 19—20 вв. контраст частей усиливается до различия темпа, чтосближает их с контрастно-составными формами.

Обновлено 12.07.2011 21:10
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 313 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru