Сложная 3-х частная форма
Сложная 3-х частная форма -такая контрастная репризная форма, I часть которой имеет форму более крупную, чем период (простая 2-х и 3-х частная, вариационная, рондо, концентрическая, сложная 3-х частная, сонатная), а остальные части не содержат структур более сложных.
СЛОЖНЫЕ ФОРМЫ — муз. формы из двух, трёх и более частей (каждая или только 1-я часть сложнее периода), сопоставленных по контрасту (различаются по тематизму, фактуре, тональности). Ранние образцы — в сюитах 16—17 вв. (дубль — Da capo; сопоставление двух одноимённых, но разных танцев).
Нормативные типы С. ф. выработаны композиторами венской классической школы.
Наиб. распространена трёхчастная С. ф. (танцы, марши; скерцо, медленные части сонатно-симф. цикла; инстр. и вок. соч. разных жанров и др.).
В её 1-й части обычны простые формы, встречаются вариации, сонатная форма (2-е части 7-й, 9-й симфоний Бетховена).
2-я часть — средняя:
а) типа трио: одна из простых форм, устойчивая по структуре, иногда с переходом к 3-й части (П. И. Чайковский, 6-я симф., 2-я часть), реже сонатная (В. А. Моцарт, фп. соната D-dur, K.-V. 576, 2-я часть — сонатная форма без разработки) или период (С. В. Рахманинов, Прелюдия для фп. g-moll op. 23), тональность гл. обр. субдоминантовая, одноимённая, параллельная или основная);
б) типа эпизода, тонально-гармонически и структурно неустойчивая, акцентирующая развитие нового материала (2-я часть фп. сонаты Es-dur op. 7 Бетховена: тема-предложение — разработка — переход; 2-я часть его же сонаты G-dur, op. 31 № 1: ход — неустойчивая тема —предыкт).
3-я часть — реприза типа Da capo или варьированная (разл. усложнения чаще встречаются в формах с эпизодом). Возможны вступление, кода.
Разновидности 3-частной С. ф.:
с 2 трио, следующими подряд (В. А. Моцарт, соната для скр. и фп. K.-V. 570,3-я часть) или разделёнными репризой (скерцо в соч. Р. Шумана);
трёхпятичастная, возникающая от повторения, иногда с несущественными изменениями, 2-й и 3-й частей (Марш Черномора из «Руслана и Людмилы»);
двойная 3-частная — с повторением 2-й и 3-й частей с тональными изменениями (2-я часть 5-й симф. Шуберта): промежуточная между простой и сложной, где 1-я часть не сложнее, средняя часть сложнее периода («Балет невылупившихся птенцов» из «Картинок с выставки» Мусоргского).
В двухчастной С. ф. (в более ранних образцах части в одной тональности) либо 1-я часть имеет характер вступительной (2 песни Веденецкого гостя), либо 2-я — заключительной (дуэттиноДонЖуанаиЦерлины) или при¬пева (романс «Болеро» Глинки). Распространена в вок. соч., т. к. безрепризная контрастность требует смыслового подтверждения в тексте, сценич. ситуации (ариозо Лизы); в инстр. соч. может быть связана со скрытым программным подтекстом (Ноктюрн g-moll op.15 Шопена.
Принцип сложения формы из контрастных частей весьма распространён и многообразно претворяется в музыке 19—20 вв. Он лежит в основе составных форм с нерегламентиров. количеством частей (в т. ч. концентрической формы) и их расположением (Вальс Es-dur op. 18 Шопена, схема: ABCDA+кода). Во многих С. ф. 2-й пол. 19—20 вв. контраст частей усиливается до различия темпа, чтосближает их с контрастно-составными формами.
|