Рондо-соната
РОНДО-СОНАТА — муз. форма, объединяющая признаки сонатной формы и рондо. От сонатной формы заимствуются общий тональный план, принцип сопоставления в экспозиции двух тем в главной и побочной (доминантовой) тональностях, репризная транспозиция 1-го эпизода (побочной партии) в осн. тональность, от рондо — принцип повторения рефрена (гл. партии) только в осн. тональности не менее 3 раз после нового муз. материала, песенно-танц. тематизм, квадратность структур:
Тематический план A B A С А В1 А (кода)
Тональный план Т D Т Т Т Т
Разделы Экспозиция Разработка или 2-йэпизод Реприза
А — рефрен (гл. партия) В — 1-й эпизод (побочная партия)
Разновидности Р.-с. определяются характером центр. раздела:
а) если это разработка тем экспозиции, то Р.-с. приближается к сонатной форме (3-я часть Концерта для фп. с орк. Скрябина);
б) если это эпизод — то к рондо (4-я часть 2-й фп. сонаты Бетховена).
Вступление для Р.-с. нехарактерно; вместо последнего проведения рефрена возможна кода.
Р.-с. сложилась в творчестве композиторов венской классической школы; используется гл. обр. в финалах сонатно-симф. циклов. В отличие от свободных и смешанных форм Р.-с. —устойчивая композиц. схема, к-рая, однако, допускает разл. решения, напр.: пропуск 3-го или 4-го проведения гл. партии (4-я часть 3-й сонаты для скр. и фп. Брамса; 3-я часть 16-й фп. сонаты Бетховена), совмещение в центр. разделе разработки и эпизода (4-я часть 11-й фп. сонаты Бетховена), последование двух эпизодов(3-я часть сонаты C-dur для скр. и фп. Моцарта, K.-V. 296), сочетание Р.-с. с др. формами, напр., с вариационной (4-я часть 4-й симф.Чайковского)
|