Старинная 2-х частная и старинная сонатная форма
Старинная двухчастная форма — одна из наибол. распространённых во 2-й пол. 17 — 1-й пол. 18 вв. инстр. форм.
С. д. ф. неконтрастна, тематически однородна, в основе тонального плана — формула T-D-S-T.
1-я часть — период типа развёртывания, состоящий из ядра (2—4 такта) и неустойчивого (обычно секвентного) продолжения с каденцией в доминантовой тональности (V, III ступени).
Тематически 2-я часть подобна 1-й части, но тональное движение иное — от доминантовой через субдоминантовую (возможна каденция в середине 2-й части) к осн. тональности.
Применяется в частях сюит, прелюдиях (c-moll из 2-го т. «ХТК») и др. отд. произв. (инвенция C-dur Баха). Неквадратность, текучесть изложения, полифонич. приёмы роднят С. д. ф. с полифонич. формами. Вместе с тем С. д. ф. — предшественница старинной и классич. сонатной формы, а также классич. простых форм.
Старинная сонатная форма (18 в.; произошла от старинной двухчастной формы), состоит из двух разделов.
Первый — модулирующая из основной в доминантовую тональность экспозиция с малоконтрастными, структурно незамкнутыми темами и слитной побочно-заключит. партией. Второй раздел — разработочно-репризный: начинается с развития, подобного разработке (ГП в тональности окончания экспозиции), и завершается собственно репризой — транспонированной в осн. тональность ПП. Закономерности классич. форм совмещаются здесь с сохранившимся от барокко принципом развёртывания.
|