Рейтинг@Mail.ru
И.С.Бах. Токката и фуга ре минор BWV 565. Музыкальная литература. Разбор E-mail
Музыкальная литература
Автор: Гамаюн   
23.12.2010 00:00

И.С. Бах. Токката и фуга ре минор BWV 565. Музыкальная литература. Разбор

Токката как жанр концентрирует в себе яркий, обобщенный образ движения в  музыке. В старинной токкате эпохи барокко моторно-пластическое начало раскрывалось в контрастном сопоставлении с иными разделами, фугированными или ариозно-речитативными. Каковы наиболее специфические, сущностные черты жанра ?
Прежде всего—характер движения, сочетающий целеустремленную поступательность с микродискретностью, ощущением как бы ряда частых, но ясно различимых точек. Эта особенность определяется генезисом жанра, сложившегося в русле клавишного музицирования (напомним, что toccare значит «касаться»).
Специфическая моторность токкаты зависит от настойчивого внушения единого тематического материала, хотя и оттеняемого, но господствующего во всей пьесе. При этом преобладает фактурно-фигурационный или даже фактурно-ритмический тематизм, составляющий пластический знак  жанра. Известное понятие «общих форм движения» в токкате приобретает буквальный смысл: авторы стремятся сосредоточить внимание на образе движения как такового, намеренно отвлекая слушателя от того, что именно движется.
Далее, для токкаты важна интенсивность движения, создаваемая многоуровневой регулярностью метроритма, а также неимитационной полифоничностью фактуры.
Наконец, подчеркнутый динамизм, создающий образ неудержимого движения, захватывающего своей стихией. Этому служат нарушения регулярности, своей неожиданностью дающие новые импульсы движению. К этому же призвана и гармония, отличающаяся со времен Баха смелыми новаторскими находками, главным образом, на почве линеарности.
Динамической направленностью отмечены  музыкальные формы, свойственные этому жанру.  Наиболее естественными для токкаты оказываются свободные формы, связанные с активной ролью поступательного развития. В старинной токкате оно достигалось множественным сопоставлением.
Предшественниками органных токкат И. С. Баха были сочинения немецких органистов – Свелинка, Шейдта, Рейнеке, Букстехуде.

Фуга наиболее красноречиво выражает идею диалога в том специфическом виде, который среди всех искусств доступен только музыке. Имитационный ответ представляет собой и мгновенную реакцию на высказанную мысль, и подтверждение ее как бы с иной точки зрения. Поэтому имитационное развертывание в фуге подобно мирному собеседованию, обсуждению темы. Фуга есть «тезис с последующим доказательством», она целиком подчинена «толкованию» как принципу развития, представляет собой незаменимый жанр, способный показать в музыке постепенное становление и утверждение истины. Показательно бытование фуги в эпоху барокко. Она могла с равным успехом служить популярной формой импровизации, поскольку имитационное развитие дает определенную опору, и противостоять свободной импровизации как строгое изложение главной мысли. Поступательное развертывание фуги с постепенным включением все новых голосов может ассоциироваться с процессом движения особого рода, неуклонно разгорающимся и вовлекающим в свое русло все большее число участников (напомним, что название жанра произошло от глагола fugare—«бежать». Благодаря своеобразию ведущего принципа развития фуга обладает потенциальной тектонической стройностью.

Жанровые признаки малого барочного цикла (прелюдия и фуга, токката и фуга, фантазия и фуга): свободная импровизация в его первой части—прелюдии, фантазии или токкате—составляет семантическую оппозицию со строгим и последовательным изложением главной мысли в фуге. Отчетливую семантическую оппозицию малого барочного цикла утвердил      И. С. Бах: у его предшественников, в частности, Букстехуде, циклы строились из неопределенного числа многообразно контрастирующих частей. Характерная баховская оппозиция свободы и строгости получает различное претворение в конкретных вариантах: субъективного и объективного, эмоционального и рационального (Хроматическая фантазия и фуга)  и т. п.


Малый барочный цикл Токката и фуга ре минор BWV 565 для органа был создан в Веймаре, где Бах с 1708 по 1717 годы служил придворным музыкантом и городским органистом.
Цикл объединен общим содержанием: Бах здесь даёт представление о Боге, созданном им божественном свете, мироздании (звёзды, планеты), развёртывающемся во времени и пространстве и   движущемся. Кроме того, отдельные места цикла ассоциируются с полётом (ангелов), колыханием (ангельских) крыльев, с тяжёлыми шагами (Бога), с тиканьем часов (часы - символ идущего времени), с изгнанием Богом сатаны в ад и радостью по этому поводу. В цикле много риторических фигур (круга, креста), числовой символики. Сложность мироздания передаётся через полифоничность (контрастную и имитационную) фактуры, а также через аккорды-диссонансы и задержания. Огромность мироздания передаётся с помощью огромного органного диапазона и массивной звучности. С помощью аккорда, расположение которого захватывает верхний, средний и нижний регистры, создаётся впечатление видения трёх миров - божественного, человеческого и мира адских духов.

Начальные возгласы токкаты ассоциируются и с голосом Бога и с раскатами грома - "Вначале было слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог" - Евангелие от Иоанна).Эти возгласы проходят последовательно от верхнего до самого низкого регистров, рисуя тем самым огромное пространство (Вселенная). Гармония уменьшенного септаккорда, разрешающаяся в мажорное трезвучие (с задержанием), видимо, иллюстрирует мысль "Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть"- Евангелие от Иоанна. Гармония уменьшенного септаккорда, видимо, знак первоначального Хаоса, а гармония мажорного трезвучия с символом круга (опевания) - образ Бога и созданного Им гармоничного мира.
Можно продолжать и дальше подбирать ассоциации и тексты из Библии под музыку - несомненно, что, создавая музыку, Бах просто переводил своё представление  о Боге и его делах в музыкальные образы, имея ввиду конкретные библейские эпизоды. Однако, все услышанные ассоциации уже названы выше, правда не всегда в порядке их появления.

Разберемся теперь с конструкцией цикла. В токкате можно условно отметить вступление и три последующих импровизационных построения. Фуга по материалу очень напоминает токкату и звучит как её естественное продолжение. В теме фуги обращает на себя внимание скрытое многоголосие. Близкий к гомофонному аккордовый склад фуги делает почти незаметными и малоощутимыми привычные для баховских фуг полифонические переплетения мелодических линий. Принятые в большинстве баховских фуг выдержанные противосложения и сложные контрапунктические приёмы развития здесь уступают место свободной разработке с использованием разнообразного тематического материала. Частые развёрнутые в большие построения интермедии  (в ряде случаев - на новом материале) вносят в фугу необычайный для этой формы элемент импровизационности. Кода фуги массивной звучностью, импровизационным характером сменяющихся эпизодов напоминает токкату.

Бах токката и фуга ре минор http://www.classic-online.ru/ru/production/531 Исполнитель: Хельмут Вальха (орган). Его исполнение наиболее близко замыслу И.С. Баха.
Разбор произведений Баха

Обновлено 18.02.2012 19:56
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 276 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru