И.С.Бах. Хоральная прелюдия фа минор для органа BWV 639. Музыкальная литература. Разбор
До XVI века в Германии господствовала католическая церковь. Библия была написана только на латинском языке.Служба велась священниками на латинском языке и не была понятна большинству верующих. В XVI веке всё изменилось. Библия была переведена на немецкий язык, духовные песнопения также были переведены на родной язык, многие тексты (уже на немецком) получили новые мелодии - это были мелодии всем известных песен, в том числе народных. Прихожане сами стали петь хоралы, сопровождаемые звуками органа. Все эти перемены связаны с немецкой Реформацией, религиозной революцией, которую возглавил Мартин Лютер. Отныне церковная жизнь и жизнь верующего стали свободными: сам человек, а не его духовный пастырь определял как и во что ему верить, как и зачем жить. Хоральные мелодии знали многие верующие, и органисты часто выбирали их для органной обработки. Такие обработки представляли собой вариации на хорал, где основную мелодию оплетали и украшали другие голоса. Эти сочинения назывались хоральными прелюдиями.
Хоральная прелюдия (нем. Choralvorspiel, франц. prelude de choral, prelude-choral, итал. preludio a corale, испан. preludio sobre coral) - короткая органная хоральная обработка, предшествующая хоралу, исполняемому протестантской общиной. Xоральная прелюдия тяготеет к миниатюре, ей свойственны камерность звучания, тонкая выработанность деталей. Крупные мастера хоральной прелюдии: Й. Г. Вальтер, Ф. Цахау, С. Шейдт, И. Пахельбель, Д. Букстехуде, Г. Бём, И. Кунау, Г. Телеман. Непревзойдённые образцы хоральных прелюдий принадлежат И. С. Баху. Впоследствии жанр X. п. композиторами почти не разрабатывался. Среди немногих сочинений более позднего времени, написанных в этом жанре, - романтические по духу X. п. Й. Брамса, возрождающие старинные традиции X. п. М. Регера, X. п. эст. комп. Р. Тобиаса.
Хоральная прелюдия должна была напоминать мелодию хорала прихожанам и создавать особое возвышенное настроение. Расцвет жанра (и его завершение) пришлись на творчество И.С. Баха. Композитором сочинено больше ста пятидесяти органных хоральных прелюдий и около 188 хоралов. Хоральные прелюдии у Баха объединены в различные сборники:
Хоралы ( BWV 250—438),
Хоральные прелюдии I: Органная тетрадь, или «Органная книжечка» (BWV 599—644) Хоральные прелюдии II: Шюблеровские хоралы (BWV 645—650) Хоральные прелюдии III: Лейпцигские хоралы (BWV 651—668) Хоральные прелюдии IV: «Немецкая органная месса», III том сборника Clavier-Ubung (BWV 669—689) Хоральные прелюдии V: Кирнбергерские хоральные прелюдии (BWV 690—713) Различные хоральные прелюдии (BWV 714—764)
По содержанию своему это пьесы религиозного характера. Но давно уже понимание их вышло за пределы религиозного толкования, и прелюдии и хоралы часто воспринимаются свободно, как чистая лирика. Особую коллекцию составили 46 хоральных прелюдий, помещенных Бахом в «Органную книжку», сочиняемую для сына – Вильгельма Фридемана. Этот сборник учебных пьес остался в истории музыки антологией шедевров, циклом прекрасных хоральных миниатюр-прелюдий. Начата была книга в Веймаре и окончена в Кётене.
В хоральных прелюдиях Бах вначале пользуется формами, унаследованными от Пахельбеля, Бёма, Букстехуде и Рейнкена.
Пахельбель трактует хоральную прелюдию как фугу.
У Бёма - растворение хоральной мелодии в пышной колоратуре, свободно сочинённое к ней гармоническое сопровождение. Остинатный бас - непрерывное повторение на педальной клавиатуре какого-нибудь одного характерного мотива.
Рейнкен известен своими очень длинными хоралами. Мелодия, как у Бёма, движется в пёстрой колоратуре, сопровождение - в манере Пахельбеля - строится на мотивах отдельных мелодических фраз. Большую роль играет применение двойной клавиатуры педали.
Букстехуде. Его хоральные прелюдии - скорее фантазии, от простых до очень сложных. В простых мелодия идёт своим чередом, сопровождаемая интересными гармониями. В больших хоральных перлюдиях Букстехуде разрывает мелодию на части, которые проносятся перед слушателем в потоке блестяще-оживлённой фантазии: одну фразу он поручает сопрано, другую - альту, третью - тенору, четвертую - басу. Стиль Букстехуде виртуозный.
Эти мастера конца 17 века четко разработали все возможные типы хоральной прелюдии, всего их 3: 1) вся прелюдия строится из мотивов мелодии, причём мелодия не изменяется, но проводится как cantus firmus (неизменяемый голос), 2) мелодия растворяется в арабесках, и вплетается в простую гармонию (колорирование), 3) мелодия кладётся в основу свободной фантазии. Все другие возможные виды хоральных прелюдий - только промежуточные формы между этими тремя основными типами. Бах нашел эти основные типы и промежуточные формы уже готовыми. Он не создал новых. Заслуга Баха - не в создании новой формы прелюдии, а в том, что он по-своему пользуется старыми формами.
К концу веймарского периода Бах становится самостоятельным по отношению к своим учителям и создаёт оригинальный новый тип - хоральную прелюдию из "Органной книжечки". Мелодия, как cantus firmus, идет обычно в верхнем голосе, не изменяясь и не прерывая своего пути; вокруг неё обвивается независимый от нее, свободно сочиненный голос. Он возникает в соответствии с хоральным текстом и содержит поэтическую мысль, которую Бах считал близкой музыке и выразимой на языке звуков. Так объединяются в них мелодия и текст: cantus firmus поэтически иллюстрируется характеризующим его мотивом. Свободно сочиненный голос, характеризующий текст, и является "нововведением". Хоральные прелюдии этого типа - как музыкальные картины, напоминают живопись Дюрера. Одной только поразительно сжатой, характерной линией контрапунктирующего голоса композитор выражает все, что должно быть сказано, дабы стала ясной связь музыки с текстом, содержание которого обозначено в названии пьесы.
На мелодию протестантского хорала “Ich ruf’ zu dir, Herr Jesu Christ” («К Тебе взываю, Господи Иисусе Христе») Бахом написано 2 произведения: это фа-минорная хоральная прелюдия BWV 639 для органа и кантата BWV 177, исполнявшаяся на 4-е воскресенье после Троицы.
Хорал “Ich ruf’ zu dir, Herr Jesu Christ” («К Тебе взываю, Господи Иисусе Христе») написан ок. 1529 г. Иоганном Агриколой. Полный текст его таков:
К Тебе взываю, Господи Иисусе Христе! Прошу, услышь мои мольбы, Даруй мне благодать Твою, Не дай мне пасть духом. Истинной веры, Господи, молю. Даруй мне, Господи, истинной веры,Чтобы я жил для Тебя, Помогал ближнему. И нес слово Твое.
Хоральная прелюдия фа минор BWV 639 для органа на тему хорала “Ich ruf’ zu dir, Herr Jesu Christ” - из "Органной книжечки", представляет как раз оригинальный новый тип. В ней мелодия хорала помещена в верхний голос. Нижний голос представляет собой ровно идущие четверти (ритм шага). Средний голос - это мелодические фигурации, в которых выделяются интонации "вздоха" - нисходящие малые секунды и нисходящие терции. Этот средний голос выражает настроение текста хорала - просящее. Основное настроение прелюдии - молитвенное и возвышенное. Неторопливый темп и гармония прелюдии служат созданию особой атмосферы, как бы портала для общения с Богом.
Можно указать на несколько принципов обработки хоралов у Баха, являющихся основными:
1) аккордовое сопровождение к мелодии хорала;
2) полифоническое сопровождение к мелодии хорала (имитационное и контрастное);
3) канонирование самой мелодии хорала;
4) мелодическое фигурирование самой мелодии хорала
5) свободные фантазии
Разбор произведений Баха
|