АЛЕКСАНДР ПОРФИРЬЕВИЧ БОРОДИН КНЯЗЬ ИГОРЬ Опера в четырех действиях (пяти картинах) с прологом Либретто написано на материале русской эпической поэмы XII в. «Слово о полку Игореве» А. П. Бородиным. Первое представление состоялось 4 ноября 1890 г. в Петербурге, на сцене Мариинского театра. Действующие лица: Игорь Святославович, князь Северский баритон Ярославна, его жена во втором браке сопрано Владимир Игоревич, его сын от первого брака тенор Владимир Ярославич, князь Галицкий,брат княгини Ярославны: высокий бас Кончак (половецкий хан) бас Гзак (половецкий хан) мимическое лицо Кончаковна, дочь хана Кончака контральто Овлур, крещеный половчанин тенор Скула гудочник бас Ерошка гудочник тенор Няня Ярославны сопрано Половецкая девушка сопрано Русские князья и княгини, бояре и боярыни, старцы, русские ратники, девушки, народ. Половецкие ханы, подруги Кончаковны, невольницы (чаги) хана Кончака, русские пленники, половецкие сторожевые.
Действие происходит: в прологе, в I и IV действиях — в городе Путивле; во II и III действиях — в половецком стане. 1185 год.
Пролог. На площади в Путивле дружина и рать, готовые к выступлению в поход против половцев, ожидают князя Игоря. Народ величает Игоря, князей, ратников и желает им победы. Внезапно темнеет, начинается солнечное затмение. Все испуганы этим «Божьим знаменьем» и советуют Игорю отложить поход. Однако Игорь уверен в правоте своего дела — он идет защищать Русь. В этом его долг, долг всех русских воинов. Незаметно из строя выходят два ратника — Скула и Ерошка. Они бросают доспехи и убегают. Приходят попрощаться княгиня и боярыни. Ярославна бросается к мужу и просит его не ходить в поход: ее волнуют недобрые предчувствия. Князь ласково утешает ее, убеждает не беспокоиться и ждать с победой. Князь просит Владимира Галицкого, брата Ярославны, позаботиться о ней. Получив благословение Старца, князь Игорь, его сын Владимир, дружина и рать выступают в поход. Действие первое. Картина первая. Княжой двор Владимира Галицкого. Разгулявшаяся челядь славит князя. Тут же Скула и Ерошка; шутовскими выходками они веселят всех. Галицкий любит пображничать и пошуметь. Однако ему не хватает власти и богатства. Он мечтает о том, чтобы занять место Игоря. Во двор вбегают девушки. Они жалуются Галицкому на его приближенных, укравших их подружку. Галицкий выгоняет плачущих девушек и уходит. Разгулявшиеся бражники во главе со Скулой и Брошкой, расхрабрившись, замышляют мятеж: «Мы Игоря сместим, Владимира посадим! Чего бояться нам?» Картина вторая. Ярославна охвачена тревогой: уже давно нет известий о князе Игоре и дружине, сбываются тяжелые предчувствия. С любовью думает она о своем муже, тоска и печаль сжимают ей сердце. С жалобой на Галицкого и его людей приходят девушки. Княгиня высказывает появившемуся Галицкому свое неудовольствие его поведением. Галицкий держится вызывающе. Он грозит, что сместит Игоря на Путивле. Ярославна в гневе прогоняет его. Бояре приносят Ярославне печальные вести: русская рать разбита, Игорь и Владимир в плену. Звон набатного колокола возвещает об опасности — половцы приближаются к Путивлю; начинается пожар. Бояре полны решимости отстоять Путивль от врага.
Действие второе. В половецком стане томится в плену князь Игорь. Вечер. Половецкие девушки танцами и песнями развлекают дочь хана — Кончаковну. Однако все мысли ее поглощены пленным юношей — княжичем Владимиром. С нетерпением ожидает она часа свидания с ним. Проходят русские пленники, возвращающиеся с тяжелой работы. Спускается ночь. Радостно встречаются влюбленные — Владимир Игоревич и Кончаковна. Нежно и пылко признаются они друг другу в любви, мечтают о счастье. Не спится и князю Игорю. Его гнетут тяжелые думы. Нелегко пережить позор поражения и плена. Трудно смириться с мыслью о родине, порабощенной врагом, стонущей от грабежей и пожаров. Игорь страстно жаждет свободы: тогда он может, собрав новую рать, разбить половцев и освободить Русь. С большой нежностью он вспоминает жену и самого близкого друга — Ярославну. Крадучись подходит к Игорю Овлур, крещеный половчанин. Он предлагает князю свою помощь, уговаривая его бежать из плена. Однако гордость не позволяет Игорю согласиться на тайный побег. Игорь отказывается. Из-за шатра выходит хан Кончак. С большим уважением относясь к своему пленнику, он старается облегчить его участь и даже предлагает отпустить его совсем — лишь с условием, что Игорь не поднимет меча против его рати. Но Игорь не скрывает, что как только вырвется из плена, соберет новую рать и снова будет воевать с половцами. По велению Кончака половецкие пленники и пленницы развлекают Игоря восточными плясками — то плавными, томными, полными неги, то стремительными, огненными. Действие третье. С большой добычей возвращается из похода хан Гзак. Немало русских пленных ведет он за собой. Кончак и половцы приветствуют войско. Ханы уходят делить награбленное. Русские пленники рассказывают о сожженном Путивле, о горе жен и матерей. «Князь, беги ты в Русь, не дай погибнуть ей»,— обращаются они к Игорю. Игорь решается на побег. Овлур готовит лошадей — для князя, княжича и себя. В последний момент появляется Кончаковна. Она молит Владимира остаться или взять ее с собой. Владимир в нерешительности. В отчаянии Кончаковна поднимает тревогу. Князь Игорь и Овлур успевают скрыться. Сбежавшиеся половцы требуют смерти Владимира, но Кончак решает иначе: «Если сокол ко гнезду улетел, мы соколика опутаем красною девицей». Подведя Кончаковну к княжичу, он говорит: «Вот тебе жена, Владимир!» Действие четвертое. В Путивле на городской стене Ярославна оплакивает мужа. Она уже не верит, что увидится с ним. Обращаясь к ветру, Днепру, солнцу, Ярославна ждет от них ответа — где Игорь, что с ним. С тоскою смотрит Ярославна вокруг — на выжженные села, заброшенные пашни; болью в сердце отзывается печальная песня идущих мимо поселян. Вдруг вдали показываются два всадника. В одном из них княгиня узнает Игоря. Наконец-то счастье вернулось к ней! Хмельные Скула и Ерошка, завидев князя Игоря и опасаясь возмездия, решают схитрить: колокольным звоном сзывают народ и первыми сообщают радостную весть — вернулся князь. Народ величает князя Игоря.
|