Анализ музыки
|
Автор: Гамаюн
|
12.07.2011 00:00 |
Сложная 2-х частная форма
СЛОЖНЫЕ ФОРМЫ — муз. формы из двух, трёх и более частей (каждая или только 1-я часть сложнее периода), сопоставленных по контрасту (различаются по тематизму, фактуре, тональности). Ранние образцы — в сюитах 16—17 вв. (дубль — Da capo; сопоставление двух одноимённых, но разных танцев).
Нормативные типы С. ф. выработаны композиторами венской классической школы.
В двухчастной С. ф. (в более ранних образцах части в одной тональности) либо 1-я часть имеет характер вступительной (2 песни Веденецкого гостя), либо 2-я — заключительной (дуэттино Дон-Жуана и Церлины) или припева (романс «Болеро» Глинки). Распространена в вок. соч., т. к. безрепризная контрастность требует смыслового подтверждения в тексте, сценич. ситуации (ариозо Лизы); в инстр. соч. может быть связана со скрытым программным подтекстом (Ноктюрн g-moll op.15 Шопена.)
Принцип сложения формы из контрастных частей весьма распространён и многообразно претворяется в музыке 19—20 вв. Он лежит в основе составных форм с нерегламентиров. количеством частей (в т. ч. концентрической формы) и их расположением (Вальс Es-dur op. 18 Шопена, схема: ABCDA+кода). Во многих С. ф. 2-й пол. 19—20 вв. контраст частей усиливается до различия темпа, чтосближает их с контрастно-составными формами.
|
Обновлено 12.07.2011 21:10 |