См. также
Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - I
Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз. школе - II
Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - III
Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - IV
Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - V
Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - VI
Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - VII
Сольфеджио.Все правила по сольфеджио в муз.школе - VIII
0. Общеупотребительные тональности (24):
ДО мажор - ЛЯ минор. Мажорные и параллельные им минорные тональности с диезами:
- СОЛЬ мажор - МИ минор.
- РЕ мажор - СИ минор.
- ЛЯ мажор - ФА-диез минор.
- МИ мажор - ДО-диез минор.
- СИ мажор- СОЛЬ-диез минор.
- ФА-диез мажор - РЕ-диез минор.
- ДО-диез мажор - ЛЯ-диез минор.
Мажорные и параллельные им минорные тональности с бемолями:
- ФА мажор - РЕ минор.
- СИ-бемоль мажор - СОЛЬ минор.
- МИ-бемоль мажор - ДО минор.
- ЛЯ-бемоль мажор - ФА минор.
- РЕ-бемоль мажор - СИ-бемоль минор.
- СОЛЬ-бемоль мажор - МИ-бемоль минор.
- ДО-бемоль мажор - ЛЯ-бемоль минор.
Почему считают, что тональностей 24, а не 30? Из-за энгармонического равенства (совпадения на клавиатуре):
Энгармонически равные мажорные тональности:
- СИ мажор и ДО-бемоль мажор;
- ФА-диез мажор и СОЛЬ-бемоль мажор;
- ДО-диез мажор и РЕ -бемоль мажор.
Энгармонически равные минорные тональности:
- СОЛЬ-диез-минор и ЛЯ-бемоль минор;
- РЕ-диез минор и МИ-бемоль минор;
- ЛЯ-диез минор и СИ-бемоль минор.
30- 6=24.
1. Порядок появления диезов:2. Порядок появления бемолей:3. Новый знак в диезных мажорах
В диезных мажорах новый знак появляется на VII ступени (например, в СОЛЬ мажоре ФА-диез на VII ступени, В РЕ мажоре ДО-диез на VII ступени). 4. Новый знак в бемольных мажорахВ бемольных мажорах новый знак появляется на IV ступени (например, в ФА мажоре СИ-бемоль на IV ступени, В СИ-бемоль мажоре МИ-бемоль на IV ступени). 5. Новый знак в диезных минорахВ диезных минорах новый знак появляется II ступени (на три ступени ниже, чем в диезных мажорах). 6. Новый знак в бемольных минорахВ бемольных минорах новый знак появляется на VI ступени (на три ступени выше, чем в бемольных минорах).
7. Разновидности ладов. Натуральный мажор
В натуральном мажоре высокие III, VI и VII ступени. ДО-РЕ-МИ-ФА-СОЛЬ-ЛЯ-СИ-ДО. 8. Разновидности ладов. Натуральный минор
В натуральном миноре низкие III, VI и VII ступени. ДО-РЕ-МИ-бемоль-ФА-СОЛЬ-ЛЯ-бемоль-СИ-бемоль-ДО. 9. Разновидности ладов. Гармонический мажор
В гармоническом мажоре (в отличие от натурального) пониженная VI ступень. ДО-РЕ-МИ-ФА-СОЛЬ-ЛЯ-бемоль-СИ-ДО. 10. Разновидности ладов. Гармонический минорВ гармоническом миноре (в отличие от натурального) повышенная VII ступень. ДО-РЕ-МИ-бемоль-ФА-СОЛЬ-ЛЯ-бемоль-СИ-бекар-ДО. 11. Разновидности ладов. Мелодический мажорВ мелодическом мажоре (в отличие от натурального) пониженные VI и VII ступени. ДО-РЕ-МИ-ФА-СОЛЬ-ЛЯ-бемоль-СИ-бемоль-ДО. 12. Разновидности ладов. Мелодический минор
В мелодическом миноре (в отличие от натурального) повышенные VI и VII ступени. ДО-РЕ-МИ-бемоль-ФА-СОЛЬ-ЛЯ-бекар-СИ-бекар-ДО.
13. Интервалы. Чистая прима (ч.1)
Чистых прим на белых клавишах 7. (ДО-ДО, РЕ-РЕ и т.д.). Во всех случаях вторая нота будет повторять первую (МИ-диез-МИ-диез, МИ-бемоль-МИ-бемоль).
14. Интервалы. Малая секунда (м.2)
- Малых секунд на белых клавишах всего 2 (МИ-ФА, СИ-ДО).
- Малая секунда от МИ-диез: МИ-диез-ФА-диез.
- Малая секунда от СИ-диез: СИ-диез-ДО-диез.
- Малая секунда от МИ-бемоль: МИ-бемоль-ФА-бемоль.
- Малая секунда от СИ-бемоль: СИ-бемоль-ДО-бемоль.
- Малые секунды во всех остальных случаях:
- а) если строить от ноты без знака, то вторая будет со знаком (вверх - с бемолем: СОЛЬ-ЛЯ-бемоль, вниз - с диезом: СИ-ЛЯ-диез);
- б) если строить от ноты со знаком, то вторая будет без знака (ФА-диез-СОЛЬ, РЕ-бемоль-ДО), либо с двойным знаком (СОЛЬ-диез-ФА-дубль-диез, РЕ-бемоль-МИ-дубль-бемоль).
15. Интервалы. Большая секунда (б.2)- Больших секунд на белых клавишах всего 5: ДО-РЕ, РЕ-МИ, ФА-СОЛЬ, СОЛЬ-ЛЯ, ЛЯ-СИ.
- Если строить от ноты со знаком, то вторая нота будет с таким же знаком: вверх: ДО-диез-РЕ-диез, вниз: СИ-бемоль-ЛЯ-бемоль.
- Все другие случаи больших секунд: МИ-ФА-диез, СИ-ДО-диез, МИ-бемоль-ФА, СИ-бемоль-ДО, МИ-диез-ФА-дубль-диез, СИ-диез-ДО-дубль-диез, ФА-бемоль-МИ-дубль-бемоль, ДО-бемоль-СИ-дубль-бемоль.
16. Интервалы. Чистая кварта (ч.4)Чистых кварт на белых клавишах 6: ДО-ФА, РЕ-СОЛЬ, МИ-ЛЯ, СОЛЬ-ДО, ЛЯ-РЕ,СИ-МИ. 17. Интервалы. Чистая квинта (ч.5)Чистых квинт на белых клавишах 6: ДО-СОЛЬ, РЕ-ЛЯ, МИ-СИ, ФА-ДО, СОЛЬ-РЕ, ЛЯ-МИ. 18. Интервалы. Чистые кварты и чистые квинты (ч.4 и ч.5)
- Чистые кварты и чистые квинты (правило как в больших секундах): Если строить от ноты со знаком, то вторая нота будет с таким же знаком: например, вверх ч.4 ДО-диез-ФА-диез, вниз ч.5 СИ-бемоль-МИ-бемоль.
- Все другие случаи ч.4: ФА-СИ-бемоль, ФА-диез-СИ, ФА-бемоль-СИ-дубль-бемоль.
- Все другие случаи ч.5: СИ-ФА-диез, СИ-бемоль-ФА, СИ-диез-ФА-дубль-диез.
19. Интервалы. Малая септима (м.7)
- Малых септим на белых клавишах 5 (как и б.2) : РЕ-ДО, МИ-РЕ, СОЛЬ-ФА, ЛЯ-СОЛЬ, СИ-ЛЯ.
- м.7 является обращением б.2. Это можно использовать, если требуется построить м.7. Например, построить м.7 вниз от РЕ: строим вверх б.2 - РЕ-МИ, переносим МИ вниз на октаву и получаем м.7.
- Если строить м.7 от ноты со знаком, то вторая нота будет с таким же знаком: вверх: РЕ-диез-ДО-диез, вниз: ЛЯ-бемоль-СИ-бемоль.(правило как в б.2).
- Другие случаи малых септим: ДО-СИ-бемоль, ДО-диез-СИ, ФА-МИ-бемоль, ФА-диез-МИ.
20. Интервалы. Большая септима (б.7)
- Больших септим на белых клавишах 2 (как и м.2): ДО-СИ, ФА-МИ.
- б.7 является обращением м.2. Это можно использовать, если требуется построить б.7. Например, построить б.7 вверх от СОЛЬ: строим вниз м.2 - СОЛЬ-ФА-диез, переносим ФА-диез на октаву вверх и получаем б.7.
- б.7 во всех остальных случаях:
- а) если строить от ноты без знака, то вторая будет со знаком (вверх - с диезом: ЛЯ-СОЛЬ-диез, вниз - с бемолем: РЕ-МИ-бемоль);
- б) если строить от ноты со знаком, то вторая будет без знака (вверх: ЛЯ-бемоль-СОЛЬ, вниз: РЕ-диез-МИ), либо с двойным знаком (вверх: СОЛЬ-диез-ФА-дубль-диез, РЕ-бемоль-МИ-дубль-бемоль).
21. Интервалы. Чистая октава (ч.8)
- Чистых октав на белых клавишах 7 (как и чистых прим). ДО1-ДО2 и т.д.).
- Во всех случаях вторая нота будет повторять первую через октаву (МИ-диез-МИ-диез, МИ-бемоль-МИ-бемоль).
22. Интервалы. Большая терция (б.3)
- Больших терций на белых клавишах 3: ДО-МИ, ФА-ЛЯ, СОЛЬ-СИ.
23. Интервалы. Малая терция (м.3)
- Малых терций на белых клавишах 4: РЕ-ФА, МИ-СОЛЬ, ЛЯ-ДО, СИ-РЕ.
- Малая терция на полтона меньше большой. Зная, какие терции на белых клавишах большие, а какие малые, можно из больших делать малые (вверх: ДО-МИ, ДО-МИ-бемоль, вниз: МИ-ДО, МИ-ДО-диез), а из малых - большие (вверх: РЕ-ФА, РЕ-ФА-диез, вниз: ФА-РЕ, ФА-РЕ-бемоль). Если требуется, например, построить вверх м.3 от СОЛЬ-диез, вспоминаем, что СОЛЬ-СИ-большая терция, а СОЛЬ-диез-на полтона уменьшает расстояние до ноты СИ, получается малая терция, что нам и нужно.
24. Интервалы. малая секста и большая секста (м.6 и б.6)
- Малых секст на белых клавишах 4: МИ-ДО, ЛЯ-ФА, СИ-СОЛЬ. Как видим, это обращения больших терций.
- Больших секст на белых клавишах 4: ДО-ЛЯ, РЕ-СИ, ФА-РЕ, СОЛЬ-МИ. Как видим, это обращения малых терций.
- Большая секста на полтона больше малой. Можно легко из малой сексты сделать большую (вверх: ЛЯ-ФА, ЛЯ-ФА-диез), а из большой сексты - малую (вниз ЛЯ-ДО, ЛЯ-ДО-диез).
25. Интервалы.Их разновидности
- Примы бывают чистые и увеличенные.
- Секунды бывают малые, большие и увеличенные.
- Терции бывают уменьшенные, малые и большие.
- Кварты бывают уменьшенные, чистые и увеличенные.
- Квинты бывают уменьшенные, чистые и увеличенные.
- Сексты бывают малые, большие и увеличенные.
- Септимы бывают уменьшенные, малые и большие.
- Октавы бывают уменьшенные, чистые и увеличенные.
26. Интервалы. Уменьшенные и увеличенные
- Уменьшенный интервал на полтона меньше, чем чистый или малый.
- Увеличенный интервал на полтона больше, чем чистый или большой.
27. Интервалы. Примеры от ноты ДО
- Прима чистая - увеличенная: ДО-ДО, ДО-ДО-диез.
- Секунда малая - большая - увеличенная: ДО-РЕ-бемоль, ДО-РЕ, ДО-РЕ-диез.
- Терция уменьшенная - малая - большая: ДО-МИ-дубль-бемоль, ДО-МИ-бемоль, ДО-МИ.
- Кварта уменьшенная - чистая - увеличенная: ДО-ФА-бемоль, ДО-ФА, ДО-ФА-диез.
- Квинта уменьшенная - чистая - увеличенная: ДО-СОЛЬ-бемоль, ДО-СОЛЬ, ДО-СОЛЬ-диез.
- Секста малая - большая - увеличенная: ДО-ЛЯ-бемоль, ДО-ЛЯ, ДО-ЛЯ-диез.
- Септима уменьшенная - малая - большая: ДО-СИ-дубль-бемоль -ДО-СИ-бемоль, ДО-СИ.
- Октава уменьшенная - чистая - увеличенная: ДО-ДО-бемоль, ДО-ДО, ДО-ДО-диез.
28. Аккорды
Название аккорда |
Обозначение |
Интервальный состав |
Мажорное, или большое, трезвучие
|
Б53 |
б.3, ч.5 или б.3, м.3 (ДО-МИ-СОЛЬ) |
Минорное, или малое, трезвучие
|
М53 |
м.3, ч.5 или м.3, б.3 (ДО-МИ-бемоль-СОЛЬ) |
Мажорный секстаккорд
|
Б6 |
м.3, м.6 или м.3, ч.4 (ДО-МИ-бемоль-ЛЯ-бемоль) |
Минорный секстаккорд |
М6 |
б.3, б.6 или б.3, ч.4 (ДО-МИ-ЛЯ) |
Мажорный квартсекстаккорд |
Б64 |
ч.4, б.6 или ч.4, б.З (ДО-ФА-ЛЯ) |
Минорный квартсекстаккорд |
М64 |
ч.4, м.6 или ч.4, м.З (ДО-ФА-ЛЯ-бемоль) |
Доминантсептаккорд |
D7 |
б.3, ч.5, м.7 или б.3, м.3, м.3 (ДО-МИ-СОЛЬ-СИ-бемоль) |
Доминантовый квинтсекстаккорд |
D65 |
м.3, ум.5, м.6 или м.3, м.3, б.2 (ДО-МИ-бемоль-СОЛЬ-бемоль-ЛЯ-бемоль) |
Доминантовый терцквартаккорд |
D43 |
м.3, ч.4, б.6 или м.3, б.2, б.3 (ДО-МИ-бемоль-ФА-ЛЯ) |
Доминантовый секундаккорд |
D2 |
б.2, ув.4, б.6 или б.2, б.3, м.3 (ДО-РЕ-ФА-диез-ЛЯ) |
Малый вводный септаккорд |
м.VII7 |
м.3, ум.5, м.7 или м.3, м.3, б.3 (ДО-МИ-бемоль-СОЛЬ-бемоль-СИ-бемоль) |
Уменьшенный вводный септаккорд |
ум.VII7 |
м.3, ум.5, ум.7 или м.3, м.3, м.3 (ДО-МИ-бемоль-СОЛЬ-бемоль-СИ-дубль-бемоль) |
Увеличенное трезвучие |
ув.53 |
б.3, ув.5 или б.3, б.3 (ДО-МИ-СОЛЬ-диез) |
Уменьшенное трезвучие |
ум.53 |
м.3, ум.5 или м.3, м.3 (ДО-МИ-бемоль-СОЛЬ-бемоль) |
29. Септаккорд II ступени - II7 - септаккорд, строящийся на II ступени мажора и минора. Имеет субдоминантовую функцию.
- В натуральном ДО мажоре это РЕ-ФА-ЛЯ-ДО. Его интервальный состав: М53 + м.З, крайние звуки образуют м.7, такой септаккорд называется по септиме малый, по трезвучию - минорный (малый минорный септаккорд).
- В гармоническом ДО мажоре это РЕ-ФА-ЛЯ-бемоль-ДО. Его интервальный состав: ум.53+ б.3, крайние звуки образуют м.7, такой септаккорд называется по септиме малый, по трезвучию - уменьшённый (малый уменьшённый септаккорд).
- В ЛЯ миноре нат. и гарм. это СИ-РЕ-ФА-ЛЯ. Его интервальный состав: ум.53+ б.3, крайние звуки образуют м.7, такой септаккорд называется по септиме малый, по трезвучию - уменьшённый (малый уменьшённый септаккорд).
- Разрешается II7 в Т6 или в D43. В натуральном ДО мажоре РЕ-ФА-ЛЯ-ДО разрешается в T6 МИ-МИ-СОЛЬ-ДО либо МИ-СОЛЬ-СОЛЬ-ДО, либо МИ-СОЛЬ-ДО-ДО (в Т6 может быть удвоен либо терцовый, либо квинтовый тон, либо прима). В натуральном ДО мажоре РЕ-ФА-ЛЯ-ДО переходит в D43 РЕ-ФА-СОЛЬ-СИ.
|