Рейтинг@Mail.ru





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

Программа по сольфеджио 1 класс (5летний срок обучения)
Программы по музыкальным предметам - Программы по сольфеджио
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 15:03

ПРОГРАММА ДЛЯ ПЯТИЛЕТНЕГО СРОКА ОБУЧЕНИЯ
1 КЛАСС

Вокально-интонационные навыки
Правильное положение корпуса. Спокойный, без напряжения •вдох. Одновременный вдох перед началом пения. Выработка равномерного дыхания и умения постепенно его распределять на музыкальную фразу. Четкое произношение согласных в слове. Слуховое осознание точной интонации.
Пение:
песен-упражнений из 2-х—3-х соседних звуков с постепенным расширением диапазона и усложнением (на слоги, по столбице, ручным знакам, с названием звуков — по выбору педагога) типа:
Y—VI—V;  III—II— I; V—IV—III;  III—IV—V;  II—I; VII—I;   I—V—III и т. д.;
гамм вверх и вниз, тетрахордов, тонического трезвучия  (с различной последовательностью звуков); I и III ступеней в мажоре и миноре; мажорного и минорного трезвучий от звука.

Сольфеджирование и пение с листа
Пение:
несложных песен с текстом, с" сопровождением и без сопровождения;
выученных песен от разных звуков в пройденных тональностях;
песен в одноименном мажоре и миноре;
простейших мелодий по нотам, включающих в себя движение вверх и вниз, поступенные ходы,'повторяющиеся звуки, скачки на тонику, с названием нот и
тактированием.
Ритмические длительности: четверть, две восьмые, половинная, половинная с точкой, целая — в размерах 2/4, 3/4. Размер 4/4, целая нота. Паузы: целые, половинные, четвертные, восьмые.
Затакт: четверть, две восьмые в различных сочетаниях. Паузы:  целые, половинные, четвертные, восьмые.
Навыки дирижирования (тактирования).
Понятие «ритмическое остинато».
Исполнение простых остинато: восьмые, четверти. Использование остинато в качестве аккомпанемента к выученным песням в виде простукивания или
исполнения на музыкальных инструментах (барабаны, бубны, треугольник, ложки и т. д.).
Исполнение простейших ритмических партитур.
Другие ритмические упражнения (см. 1 класс семилетнего срока обучения).
Сольмизация музыкальных примеров.

Воспитание музыкального восприятия (Анализ на слух)
Определение на слух и осознание: характера музыкального произведения, лада (мажор, минор), структуры, количества фраз,.' устойчивости или неустойчивости отдельных оборотов, размера, темпа, динамических оттенков;
различных мелодических оборотов, включающих в себя движение вверх и вниз, поступенные ходы, повторность звуков, скачки на устойчивые звуки;
отдельных ступеней мажорного лада;
мажорного и минорного трезвучий в мелодическом и гармоническом виде;
сильных и слабых долей в прослушанной мелодии (в размерах 2/4, 3/4, 4/4).
Рекомендуемый музыкальный материал
Кабалевский Д. Школьные годы.
Чайковский П. Немецкая песенка. Шарманщик поет.
Белорусские народные танцы «Бульба», «Янка», «Лявониха» .
Польская народная песня «Кукушка».
Песня «Там, вдали, за рекой».
Русская народная песня «Тонкая рябина».

Музыкальный диктант
Работа над развитием музыкальной памяти и внутреннего слуха.
Подготовительные упражнения к диктанту:
запоминание без предварительного пропевания небольшой фразы и воспроизведение ее на нейтральный слог или с текстом;
устные диктанты (воспроизведение на слоги или с названием звуков, с тактированием или без него небольших попевок после проигрывания);
письменные упражнения, связанные с воспитанием навыков нотного письма.
Запись:
знакомых, ранее выученных мелодий, предварительно спетых с названием звуков;   
ритмического рисунка мелодии;
мелодий в объеме 2—4 (для подвинутых групп до 8-ми) тактов в пройденных тональностях;
длительности  четверть, две  восьмые,  половинная  в  размерах 2/4,3/4;


Воспитание творческих навыков
Допевание мелодии на нейтральный слог, с названием звуков в пройденных тональностях.    .
Импровизация:
простейших мелодий на заданный текст;
простейшего ритмического аккомпанемента на инструментах к пройденным мелодиям.
Запись сочиненных мелодий.

Теоретические сведения
Понятия:
звукоряд, гамма, ступени, вводные звуки, опевание;
устойчивость и неустойчивость;
тональность, тоника, тоническое трезвучие в гармоническом и мелодическом звучании;
мажор и минор;
аккорд;
тон, полутон; строение мажорной гаммы;
скрипичный и басовый ключи;
ключевые знаки, диез, бемоль, транспонирование;
темп, размер, тактовая черта, сильная доля, затакт;
фраза, куплет (запев, припев), реприза, динамические оттенки (форте и пиано);
мелодия и аккомпанемент. 
Понятие о высоких и низких звуках. Знакомство с клавиатурой и регистрами. Октавы. Названия звуков.. Нотный стан. Первоначальные навыки нотного письма (расположение звуков на нотоносце, правописание штилей, обозначение размера, тактовой черты и т. д.). Цифровое обозначение ступеней.
Тональности: До, Соль, Ре, Фа, Си-бемоль мажор. Сопоставление одноименных мажора  и минора    на    примере песен.
Понятие параллельности тональностей (для подвинутых групп).
Тональность ля минор.
Ритмические длительности: четверть, две восьмых, половинная половинная с точкой, целая; их сочетания в размерах: 2/4,3/4, 4/4.
Паузы: целая, четвертная, половинная, восьмая. Проигрывание на фортепиано пройденных песен и упражнений в тональностях.

Обновлено 27.12.2011 15:42
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 333 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru