ПРИМЕРНЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО СОЛЬФЕДЖИО ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В МУЗЫКАЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА
Экзамены по музыкально-теоретическим предметам ставят своей целью проверку музыкальных данных, необходимых для профессионального музыкального обучения и соответствующих этому знаний и навыков, полученных в ДМШ. Экзамен по сольфеджио включает также проверку знаний и навыков по музыкальной грамоте. Знания и навыки на уровне настоящих требований необход мы абитуриентам как основа для успешного выполнения учебно плана и программ по всем предметам музыкально-теоретическс цикла в училище.
Для поступающих на I курс фортепианного и струнного отделений (на основе программы по сольфеджио ДМШ для специальностей с семилетним сроком обучения)
По сольфеджио 1. Записать одноголосный диктант в течение 25 минут.( Диктант в объеме 8 тактов в мажорных и минорных тональностях, с сложным ритмом и хроматизмами; размеры: 2/4, 3/4, 4/4 диктуется 10 раз через каждые две минуты и еще пять минут дается на проверку и дописывание. Ритмические трудности: простые виды синкоп, триоли, ноты с точкой, шестнадцатые. 2. Спеть с листа незнакомую мелодию с тактированием. Meлодия дается в мажорных и минорных тональностях, в размерах: 2/4, 3/4, 3/8, 4/4, содержит в себе длительности: ноты с точкой, слигованные ноты, паузы. Образцом могут служить мелодии из сборников по сольфеджио. 3. Спеть любую мажорную (натуральную и гармоническую), минорную (натуральную, гармоническую и мелодическую) гаммы. 4. Спеть от данного звука вверх и вниз чистые, большие и малые интервалы, тритоны и характерные интервалы (ув. 2, ум. 7, ув. 5, ум. 4) с разрешением. Спеть от данного звука аккорды; трезвучия мажорные и минорные с обращениями, уменьшенные и увеличенные (вверх и вниз), доминантсептаккорд и его обращения с разрешением, вводные септаккорды с разрешением. 5. Спеть в мажорных и минорных тональностях главные трезвучия и их обращения, доминантсептаккорд и его обращения, вводные септаккорды. 6. Определить на слух интервал, данный в пределах октавы, последовательность интервалов и аккордов (4—6). Определить на слух аккорды (все виды трезвучий, мажорные и минорные секстаккорды и квартсекстаккорды, доминантсептаккорд и его обращения, вводный (малый и уменьшенный) септаккорд — отдельно и в цепочках (3—4 аккорда в тональности).
По музыкальной грамоте 1. Знать длительности и паузы, уметь сыграть на фортепиано ноты, написанные в скрипичном и басовом ключах. Знать фортепианную клавиатуру, название октав, буквенные названия звуков. 2. Знать основные виды метра. Уметь группировать длительности нот в простых тактах. 3. Сыграть на фортепиано (называя звуки) любую мажорную и минорную гамму. Назвать знаки в ключе любой мажорной и минорной тональности, знаки альтерации гармонического и мелодического минора и гармонического мажора, буквенные обозначения мажорных и минорных тональностей. Ступени гаммы (главные и побочные), по данной ступени определить тонику мажорной и минорной тональности. Квинтовый круг тональностей, параллельные, одноименные и энгармонические тональности. 4. Быстро построить и определить интервалы в пределах октавы (чистые, большие, малые, тритоны и характерные). Сделать энгармоническую замену данного интервала, разрешить диссонирующие интервалы в консонирующие. 5. В тональностях гармонического минора и мажора назвать или сыграть на фортепиано увеличенные и уменьшенные интервалы (ув. 2, ум. 7, ув. 5, ум. 4, ув. 4, ум. 5) и разрешить их. По данному интервалу (ув. 2, ум. 7, ув. 5, ум. 4, ум. 5, ув. 4) определить минорные и мажорные тональности, в которых он встретится. 6. От данного звука построить аккорды: трезвучия (большие, малые, увеличенные, уменьшенные), доминантсептаккорд и его обращения, вводные септаккорды. В мажорных и минорных тональностях построить главные тре¬звучия и их обращения, доминантсептаккорд и его обращения, вводные септаккорды (уменьшенный и малый) в основном виде. Разрешить в тонику доминантсептаккорд и его обращения, вводные септаккорды. По данному аккорду определить тональности мажора и минора, в которых он встретится. 7. Прочитать хроматические гаммы мажора и минора, назвать родственные тональности.
|