Экзаменационные требования. 4 класс (семилетнее обучение)
1. Написать диктант средней трудности в тональностях до 4-х знаков (мажор и три вида минора) с использованием пройденных мелодических оборотов. Размеры: 2/4, 3/4, 4/4, 6/8; ритмические группы: все пройденные.
2. Спеть одну из выученных в году мелодий наизусть. Например, Давыдова Е. Сольфеджио, 4 класс: №№53, 128, 141. Калмыков Б. Фридкин Г. Сольфеджио, ч.1: №№344, 351, 356, 357, 382,402.
3. Проанализировать (определить тональность, размер, темп, членение на фразы, ритмические особенности, отдельные мелодические обороты) и спеть с листа мелодию в одной из пройденных тональностей. Например, Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио: №№228, 231, 233, 235. Сольфеджио для 1-4 классов ДМШ/ Сост. А. Барабошкина (с. 76-77, 80-81).
4. Спеть в пройденных тональностях отдельные ступени, несколько интервалов на ступенях (из числа пройденных: большая и малая секунды, большая и малая терции, чистые кварта и квинта, тритоны на IV и VII ступенях с разрешением, большая и малая сексты, малая септима на V ступени) и аккордов (трезвучия главных ступеней и доминантсептаккорд в основном виде).
5. Спеть от данного звука несколько пройденных интервалов и аккордов (мажорное и минорное трезвучия, их обращения, доминантсептаккорд).
6. Определить на слух отдельные интервалы и аккорды (из числа указанных в пунктах 4, 5) в тональности и от звука.
7. Повторить голосом, сназванием звуков или подобрать на инструменте короткую мелодию.
8. Узнать на слух одно из пройденных в году произведений (или отрывок) и охарактеризовать его выразительные средства (лад, элементы формы, темп, регистр, мелодические и ритмические особенности).
Например:
Бетховен Л. Сурок.
Шуман Р. Песня моряков
Чайковский П. Детский альбом. Мазурка.
Глинка М. Ночной смотр.
Соловьев-Седой В. Вечер на рейде.
|