6 КЛАСС
Вокально-интонационные навыки
Пение: гамм, отдельных ступеней, мелодических оборотов с использованием альтерированных ступеней; звукорядов гармонического мажора, отдельных ступеней, мелодических оборотов, связанных с понижением VI ступени; звукорядов мажорной и минорной пентатоники; в пройденных тональностях Д7 с обращениями; уменьшенного трезвучия на II ступени, субдоминантовых аккордов, VII7. в гармоническом мажоре, уменьшенного трезвучия на II и VII ступенях в гармоническом миноре; ув. 4 на VI ступени, ум. 5 на II ступени, ув. 2 и ум. 7 в гармоническом мажоре и миноре; всех диатонических интервалов в пройденных тональностях и от звука вверх и вниз; уменьшенного трезвучия и вводных септаккордов от звука; интервалов в тональности и от звука двухголосно; последовательностей из нескольких интервалов двухголосно типа: ув 2 на VI b, ч 4 на II, м 3 на III, ч 4 на II, м 3 на III аккордов от звука с разрешением трех- и четырехголосно, а также последовательностей из нескольких аккордов типа: T64—S6гарм—T64—T6—S53гарм—T6 одного из голосов трехголосной последовательности с проигрыванием остальных голосов на фортепиано; одноголосных секвенций типа: двухголосных секвенций, модулирующих секвенций
Сольфеджирование и пение с листа
Разучивание и пение с листа: мелодий с хроматизмами, модуляциями, с движением по звукам обращений Д7, других пройденных аккордов, а также включающих интонации ув. 4 на VI ступени, ум. 5 на II ступени ув 2 ум. 7 в гармоническом мажоре и миноре; мелодий в гармоническом мажоре; мелодий в пятиступенных ладах (мажорная и минорная пентатоника); более сложных двухголосных примеров группами и дуэтами. Пение выученных мелодий (песен, романсов) с собственным аккомпанементом по нотам. Транспонирование выученных мелодий в пройденные тональности. Транспонирование с листа на секунду и терцию вверх и вниз. Ритмические группы: четверть залигованная с 4 шестнадцатыми, четверть залигованная с триолью из восьмых, половинная залигованная с триолью из восьмых, половинная залигованная с 4 восьмыми в пройденных размерах. Переменный размер. Размер 3/2.
Воспитание чувства метроритма
Ритмические упражнения с использованием пройденных длительностей, а также ритмические группы: четверть залигованная с 4 шестнадцатыми, четверть залигованная с триолью из восьмых, половинная залигованная с триолью из восьмых, половинная залигованная с 4 восьмыми в размерах 2/4,3/4,4/4; ритмические упражнения в переменном размере и в размере 3/2 Ритмический аккомпанемент к мелодиям с использованием пройденных ритмов. Двухголосные ритмические упражнения группами и индивидуально (двумя руками). Ритмические диктанты. Сольмизация выученных примеров и с листа.
Воспитание музыкального восприятия (Анализ на слух)
Определение на слух и осознание: в прослушанном произведении его характера, лада (включая гармонический мажор и пентатонику), формы (однотональный и модулирующий период, простая двух- и трехчастная форма), ритмических особенностей; функций пройденных аккордов, гармонических оборотов (гармонический анализ прослушанного отрывка); типа полифонии; мелодических оборотов, включающих движение по звукам обращений Д7, аккордов субдоминантовой группы, септаккордов VII ступени, а также интонаций ув. 2, ум. 7, ув. 4 на VI ступени, ум. 5 на II ступени в гармоническом мажоре и миноре; альтераций в мелодии —IV повыш. и VII пониж. в мажоре, II пониж. и VI повыш. в миноре (как слуховая подготовка к изучению ладов); интервалов в ладу, и от звука, а также последовательностей из нескольких интервалов типа:м 6 на III,м 3 на IV, м 3 на III, ч 4 на II, ум 5 на VII, б 3 на I. аккордов в ладу и от звука, а также последовательностей из нескольких аккордов типа: t6—D43—t53—ум VII7—D65—t53; модуляций в параллельную тональность, тональность доминанты, II ступени.
Рекомендуемый музыкальный материал Произведения русских композиторов Глинка М. Попутная песня. Сомнение. Тарантелла. Чайковский П. Нянина сказка.Мелодия для скрипки и фортепиано. Произведения советских композиторов
Арро Э. Пьеса на черных клавишах (пентатоника) Блантер М. Веселое звено . Глиэр Р. Монгольская песенка. Николаева Т. Маленькие вариации в классическом стиле. Павленко В. Капельки. Пахмутова А. До свиданья, Москва. Звездопад. Савельев Б. Настоящий друг. Хачатурян А. Скакалка Чичков Ю. Песня о волшебном цветке
Произведения зарубежных композиторов Бах И. С. Менуэт ре минор. Хорошо темперированный клавир, т. I. Прелюдия До мажор. Григ Э. Весной . Моцарт В. Соната № 15 . Шопен Ф. Ноктюрн Ми-бемоль мажор . Шуберт Ф. Скерцо Си-бемоль мажор . Шуман Р. Марш из «Альбома для юношества».
Музыкальный диктант
Различные формы устного диктанта. Запись знакомых мелодий по памяти. Письменный диктант в пройденных тональностях, в гармоническом мажоре, включающий пройденные мелодические обороты; ритмические группы:четверть залигованная с 4 шестнадцатыми, четверть залигованная с триолью из восьмых, половинная залигованная с триолью из восьмых, половинная залигованная с 4 восьмыми, размеры — все пройденные. Тембровые диктанты. .
Воспитание творческих навыков
Импровизация и сочинение: мелодий в гармоническом мажоре с использованием пройденных размеров и ритмических длительностей; мелодий в пятиступенных ладах; мелодий различного характера, различной формы (на усмотрение педагога); мелодий с использованием интонаций пройденных интервалов, аккордов (VII7, обращений Д7 и др.). Запоминание и запись сочиненных мелодий. Сочинение и запись мелодий без предварительного воспроизведения. Продолжение работы по подбору подголосков. Подбор аккомпанемента к выученным или сочиненным мелодиям, используя пройденные аккорды, в различной фактуре.
Теоретические сведения
Понятия: гармонический мажор; характерные интервалы; пентатоника; переменный размер. Тональности мажорные и минорные до 7 знаков. Ритмические группы: (см. раздел «Музыкальный диктант») переменный размер; размер 3/2. Интервалы: все диатонические интервалы в пройденных тональностях и от звука вверх и вниз; ув. 4 на VI ступени и ум. 5 на II ступени в гармоническом мажоре и миноре, ув. 2 и ум. 7 в гармоническом мажоре и миноре. Обращения Д7 с разрешением в мажоре и гармоническом миноре; уменьшенное трезвучие на II ступени в миноре и гармоническом мажоре; субдомянантовое трезвучие с обращениями (минорная субдоминанта в гармоническом мажоре), уменьшенный септаккорд в гармоническом миноре и гармоническом мажоре на VII ступени. Проигрывание на фортепиано: выученных мелодий в пройденных тональностях; интервалов, аккордов и их последовательностей в тональностях; интервалов и аккордов от звука. Определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых в классе по инструменту; в нотном тексте. Определение по нотному тексту модуляции в параллельную тональность, тональность доминанты, II ступени.
|