Гармонический анализ романса
Предлагаем анализ романса «Погоди», соч. 16 № 2, Чайковского. Романс написан в трехчастной форме, где мелодия среднего раздела явно развивает основную тему. И тем не менее середина этого романса отличается такой яркой и сильной контрастностью, которая не всегда встречается в сложных трехчастных формах с средней частью, построенной на новом, по сравнению с крайними частями, материале. В этом одна из интересных особенностей романса. Контрастность середины достигается новой жанрово-характерной фактурой (в духе баркаролы или колыбельной) и далекой тональностью. Контрастность, уход в мир грез, оттеняется энгармонической модуляцией, которая близка по приемам переходу к побочной партии экспозиции увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» Чайковского. В конце первой части романса появляется, после исходного ля минора и далее До мажора, Соль мажор. Эта тональность развивается в диатонической секвенции, обрамленной доминантсептаккордом. В тишине (рр) мягко и все же неожиданно словно раскрывается дверь в мир светлой мечты. Художественная целесообразность энгармонической модуляции в данный момент несомненна. После разрешения дважды увеличенного терцквартаккорда Соль-бемоль мажора (доминантсептаккорд Соль мажора) в тонический квартсекстаккорд Соль-бемоль мажора уже наступил перелом, мы ощущаем новое, иное. Однако середина начинается лишь с появлением новой фактуры. Возвращение к репризе также совершается посредством энгармонической модуляции. Квинтсекстаккорд доминантсептаккорда Соль-бемоль мажора опять приравнивается к альтерированной двойной доминанте, в данном случае Фа мажора. Разрешение аккорда в Фа мажор сделано характерным для Чайковского приемом. Фа-мажорное трезвучие, как и в первой части романса, является VI ступенью главной тональности — ля минора. Наконец, в завершении репризы, перед тихой кульминацией всего романса, есть еще одна энгармоническая модуляция, еще один эмоциональный сдвиг. Намечается модуляция в До-диез мажор. Но далее выясняется другая цель. Через тонко обрисованный ре-диез минор (момент кульминации на слове «грезы») осуществляется переход в Си мажор. Энгармоническая модуляция в репризе готовится в некоторых отношениях аналогично модуляции в конце первой части. Ускоренное секвентное тональное развитие приводит к доминантсептаккорду Ре мажора; этот аккорд и служит средством энгармонизма. Три энгармонических модуляции в романсе «Погоди», из которых особенно замечательна и эффектна первая, появляются в условиях произведения, вообще богатого тональными изменениями. Романс начинается секвенцией, основанной на гармонически неустойчивом мотиве. Но при всем богатстве тональных смен каждая тональность очерчена сравнительно ясно. В особенности рельефно выражена тональность Соль-бемоль мажор, в которую совершается энгармоническая модуляция, столь способствующая ощущению контраста между первой частью романса «Погоди» и его серединой. Берков В. О.
гармонический анализ романса
|