Рейтинг@Mail.ru

Гармония





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

Септаккорд VII ступени и его обращения
Гармония - Темы к экзаменам по гармонии
Автор: Гамаюн   
26.08.2012 00:00

См. также решения задач

Абызова 380 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10

Алексеев 187,188,189,190,191,192,193,194,195,196,197,198,199,200,201

Бригадный 313 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Мясоедов №№32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52

Септаккорд VII ступени и его обращения

Определение. Виды. Вводными называются септаккорды, построенные на VII высокой ступени лада - вводном тоне (VII ступени мажора и гармонического минора). В мажоре это малый септаккорд с уменьшенной квинтой, в гармонических мажоре и миноре - уменьшенный септаккорд. Есть ещё вводный септаккорд с квартой.

Как и все другие септаккорды, VII7 имеет 3 обращения: VII65, VII43, VII2.

Функциональная принадлежность и бифункциональность. По функциональному значению вводные септаккорды принадлежат доминантовой группе, однако наличие в составе IV и VI ступеней говорит об их бифункциональности - D и S. По интенсивности неустойчивости вводные септаккорды близки D7.

Местоположение в форме. Приготовление. Вводные септаккорды используются во внекаденционных оборотах - практически после аккордов любых ступеней, если позволяет голосоведение:

после тоники - Бетховен. Соната №23, часть I.

после субдоминанты - Чайковский. "Детский альбом", "Полька"

после других доминант - Бетховен. Соната №5, часть I.

Разрешение септаккорда VII ступени. Септаккорд VII ступени и его обращения могут разрешиться непосредственно в T53, при этом основной тон и терция идут на ступень вверх. Благодаря ведению терцового тона вверх в тоническом созвучии удваивается терция. При таком голосоведении VII7 разрешается в I53, VII56 и VII43 - в I6. Разрешение же VII2 в I64 неупотребительно из-за несамостоятельного значения квартсекстаккордов вообще. Для перехода в K64, требующий перез собой S (или T) гармонии, VII2 тоже не подходит, т.к. не может служить представителем S. Обычно, если вводный септаккорд и проявляет заложенный в нем элемент S, то лишь в обороте VII43 - I53, изредка встречается в виде, аналогичном плагальному обороту (в дополнениях после полной каденции).

Разрешение в консонирующую доминанту. Возможно разрешение VII7 в  D6.

Разрешение в обращения D7. Помимо непосредственного разрешения в T, VII7 может разрешаться через ближайшее обращение D7. При переходе в D7 (или его обращение) VII7 получает лишь частичное акустическое разрешение. Это внутрифункциональное разрешение, которое всегда требует дальнейшего движения, так как не даёт перехода неустойчивой гармонии в T.

Перемещение. При перемещении гармонии VII7 или переходе одного обращения VII7 в другое остается в силе правило, общее для всех септаккордов:септима выдерживается на месте в одном и том же голосе.

При гармонизации мелодический переход VII7 и его обращений в соответствующее обращение D7 даёт возможность проходящих оборотов с VII7 и его обращениями.

Проходящие аккорды между обращениями VII7. Между VII7 и VII65часто используется в качестве проходящего аккорд S64. При этом бас и один из голосов идут по тем же звукам в противодвижении, 2 других голоса выдерживают общие тоны. VII7-S64-VII65 или наоборот.

Между VII65 и VII43 используется иногда проходящий VI64 при аналогичных условиях голосоведения. VII65-VI64-VII43-I6.

 

Но особенно характерно проходящее D трезвучие между VII43 и VII2. VII43-D-VII2.

Возможен проходящий оборот I - VII65г. - I6 только вверх.

Особые обороты. Несовершенный каданс K64 - VII43 - I6 - V - VII7; VII7 - IV (VII2 - IV6), VII43 - VI.

Скачки при разрешении VII7.

VII433 - I65; VII431 - I65 ; VII73 - I35 с удв.5

VII655 - I61 ;  VII657 - I63 с удв.3

Григ.  Студенческая серенада op.73 №6 т.т.18-19

Энгармонизм VII7. Обращения VII7 равны энгармонически. Без настройки VII7 неопределён в ладовом отношении.

Малый вводный - наиболее типичное применение в мелодическом положении септимы. (или септима выше примы)

VII74 Шуберт.  Спокойно спи. Рахманинов "О нет, молю, не уходи".

VII7 малый присущ романтикам, позднему Скрябину. Энгармонизм - тристанов аккорд, рахманиновская S)

VII2  - VI. Григ "Ариэтта"op.12 №1.

VII2 - D7 - I. Григ. Листок из альбома op.47 №2

Малый вв. VII7. Григ Ноктюрн op.54 №4

Григ. "С водяной лилией" op.25 №4 том II.

Григ. "Лебедь" перед кодой VII43мал. - I6

 

Обновлено 28.09.2012 11:55
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 422 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru