См. также решения задач
Абызова 485 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 513 №№1, 2, 3, 4, 5, 6
Алексеев 280, 281, 282, 283, 284, 285, 286, 287, 288, 289, 290, 291, 292, 293
Бригадный 435 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 445 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11,12 464 №№1,2,3,4,5,6,7,8,9,10
Мясоедов 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103
Аккорды двойной доминанты. Аккорды с увеличенной секстой
Альтерацией называется хроматическое повышение или понижение неустойчивых ступеней, обостряющее их тягготение к устойчивым.
В мажоре это # II, b II, # IV, b VI (все неустойчивые звуки кроме VII ступени).
В миноре это b II, b IV, # IV, # VII (все неустойчивые звуки кроме VI ступени).
Для S группы характерны следующие альтерации: b VI в мажоре, # IV в мажоре и миноре, # II в мажоре, b II в миноре, b IV в миноре.
Аккорды, включающие # IV ступень: II #3 II7#3 IV #1 IV7#1
Это аккорды двойной доминанты (II #3 - W, II7#3- W7, IV #1 - W VII, IV7#1- W VII7). Двойная доминанта обозначается как W или DD.
В этих аккордах возможна вторичная альтерация: b VI в мажоре, # II в мажоре.
Получаются следующие альтерированные аккорды:
Wb5, W#1b5, W7b5, W7#1b5, W VII b3, W VII7 b3.
Двойная доминанта в каденции
Наиболее употребительны в каденции те виды двойной доминанты, бас которых наиболее близок к V ступени: W65, W43, W VII7, W VII65, W7. Разрешаются они или в K64, или непосредственно в D. Перед W должна быть S гармония.
Иногда W появляется в каденции как вспомогательная между K64 и его повторением. Это может быть любой аккорд на # IV или на VI ступени.
Двойная доминанта внутри построения
Аккорды W употребляются не только в каденциях, но и внутри построения. Если в каденциях W подготавливается S, то в середине она вводится после T или VI, реже после Vили D7. Разрешается W чаще всего в D или её обращение. При разрешении в диссонирующие аккорды D группы (D7, VII7, D9) вводный звук W идет вниз на хроматический полутон в септиму D7 или в квинту VII7 - противоположно своему тяготению.
В каденциях при переходе W65 и WVII7 в D7 получается переченье, но оно мало заметно и поэтому употребительно.
Аккорды W могут переходить в диссонирующие аккорды S группы. Иногда аккорды W переходят путем понижения 3 и 5 (1 и 3 в WVII) в соответствующие аккорды II7. Этот переход называется дезальтерацией. I6 - W7 - II7 г.(b3,b5)- D43 - I.
WVII7 - K64 Моцарт. Соната №17, часть II, I период.
I6 - WVII65- D в разв. Моцарт. Соната №18, часть II, I период.
Изложение темы - Бетховен. Соната №18, часть I, г.п.
W6- D2. Бетховен. Соната №4, II часть, I период.
WVII7 в кульм. Бетховен. Соната №7, II часть, I период.
Даргомыжский. Мне грустно
дезальт. Чайковский. Зачем. т.т. 10-11.
плаг. об. на т.о.п. Шопен. Мазурка №34, op.56 №2.
I - WVII7 - I. Шопен. Мазурка №47 op.67 №4
W9 Шуман. Грёзы.
I - II7- W7#1 - I6 Чайковский. Серенада Дон-Жуана op38№1
WVII65 - K64 - bII6 - WVII7 - K64. Чайковский. Кабы знала я (кульминация)
W65--43 - WVII65-I6 в кульминации.Шуберт. Нетерпение
Обыгрывание K64. Бетховен. Соната №5, I часть, з.п.
Аккорды с увеличенной секстой
В группу созвучий альтерированной W входит несколько аккордов, в интервальном составе которых обязательно находится ув.6. Они строятся на VI ступени минора или гармонического мажора. Это W43b5, WVII6 b3, WVII65 b3b7
Аккорды альтерированной W подготавливаются тоникой и её обращениями, S и её обращениями. Разрешаются в K64 и в проходящий T64, в основе разрешение ув.6 в 8 и ум.3 в 1. Иногда K может быть заменен на D c 6. W6, W43 и W VII65 могут разрешаться в D53. Здесь между басом и одним из средних голосов допускаются параллельные квинты.
Иногда аккорды W с ув.6 применяются в окружении T53, T6, иногда - K64. Голосоведение плавное, типичное для K оборотов. Иногда аккорды альтерированной W переходят в аккорды W, а затем вновь в альтерированный вид.
|